Я и мое призвание

"На 109-ый Конкурс - http://www.proza.ru/2019/01/29/581 Международного Фонда ВСМ"

           Предисловие: Во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования "Мы учим жить сердцами и делами" в номинации "Я и мое призвание" за этот рассказ я получила Диплом лауреата I степени (19 октября 2018 г.) Это и послужило толчком к тому, что я стала начинающим писателем здесь.

        Я себя называю учителем. Потому, что это - не просто работа, а особое состояние души, как неиссякаемый источник увлечений и интереса ко всему, что меня окружает. Мне уютно в моей профессии.
        «Педагог - организатор» - такова последняя запись в трудовой книжке. Листаю, читаю, считаю... 45 лет. Солидный возраст педагогического стажа: словно расписание солнышка в многолетнем календаре моей жизни.

         У Симона Соловейчика есть замечательные слова об учителе: «Пианист в день концерта, бывает, не ест, почти не разговаривает – сосредотачивается, потом он переодевается во фрак... Хирург перед операцией долго моет руки – собирается с силами и духом. У педагога нет и этих спасительных коротких процедур – он должен быть готов к уроку со звонком. Ему нельзя даже подгримироваться, ибо все его зрители – в первом ряду партера. Он входит в свет сорока маленьких двойных прожекторов мгновенно – и лучи детских глаз бьют его насквозь».

        Впервые я почувствовала себя учителем в 17 лет, когда в 11 классе, на уроке обществознания стояла у учительского стола и пересказывала содержание статьи из газеты (в то время практиковались часы политинформации). Мне было легко убеждать одноклассников о важности информации, которую озвучивала. Когда я закончила свою речь, вдруг все зааплодировали, а наш, скупой на похвалы, преподаватель поставил в дневнике «5» с несколькими плюсами.

        После окончания школы в трудовой книжке появилась первая запись: «Назначена на должность старшей пионервожатой...» А в 1970 году мне вручили значок ЦК ВЛКСМ «Лучшему вожатому».  До сих пор храню свой старенький красный галстук, как добрую память об удивительном времени пионерских костров, барабанной дроби и звонких горнов.

        Педагогический институт стал трамплином в педагогическую стезю. А первая педагогическая практика - испытательным полигоном. Мой первый урок «Тема Родины в произведениях Александра Блока» раскрыл не только силу поэтического языка, но и дал мне почувствовать себя актрисой на сцене. Я управляла вниманием всего класса. Я знала, как надо рассказывать старшеклассникам об уникальности Александра Блока. В конце урока второй раз в своей жизни услышала аплодисменты...


        Диплом открыл дверь не только в мир русского языка и литературы, но и в педагогическую деятельность. Мне всегда хотелось апробировать различные способы и методы в изложении учебного материала. Я искала новые формы преподавания.

        16 лет методической работы дали возможность творить и пробовать. Когда поступило предложение от крайкома профсоюза агропромышленного комплекса нашего края занять должность методиста по пионерским лагерям, я согласилась. 29 загородных и профильных пионерских лагерей, около четырехсот ученических бригад, вопросы закрепления молодежи в сельскохозяйственном секторе, далеко не весь перечень курируемых мною вопросов.  Чтобы отдых детей в лагерях был интересным, содержательным и полезным, ежегодно проводила краевой смотр детского творчества.
 
       Восьмидесятые – девяностые годы. Перестройка коснулась всех.
Расформировались отраслевые профсоюзные комитеты. Мое возвращение в педагогическую деятельность прошло успешно на конкурсной основе. Мы все грустно пережили потерю комсомола, пионерской организации, символику этих социальных институтов. Я в тот период уже курировала воспитательную работу в своем городе и видела растерянность директоров школ, их заместителей, классных руководителей. А потом исчез из карты мира и Советский Союз. Это была трагедия народа и страны. Но работать надо было. И мы работали. Без зарплаты. Ждали ее по полгода. И ничего. Выстояли. В 1996 году я получила звание «Отличник народного просвещения России». Это ко многому обязывало. Я в то время буквально выудила из прошлого коммунарскую методику. И ее элементы применяла на семинарах. Деловые игры стали популярны среди педагогов. Для начальной школы, как кусочек свежего воздуха,- Давыдов. Для предметников – Шаталов. Вспоминаю об этом потому, что нужно пережить время, чтобы оценить и сравнить тот двадцатый век, с веком нынешним, который стал для меня открытием и продолжением.

     Как на перекрестке двух дорог, так и на стыке веков, я не потерялась среди лабиринта многочисленных политических и экономических передряг, а нашла свою нишу в... музыке. Я вдруг поняла, что время не давало возможности быть просто слушателем Джо Кокера, Крис Риа, Брамса, Дворжака... Я открыла для себя этот мир очарования... К этому времени мой внук научил меня пользоваться компьютером, объяснил все тонкости нахождения в сетях интернета. И я начала коллекционировать классику, ретро, инструментальную музыку и часами просто слушать ее в своем блоге.
     Помню один забавный случай. Я ехала в такси и вдруг услышала песню... Ее исполнение и слова меня просто околдовали. Таксист не мог ответить на мой вопрос об исполнителях. Тогда я лихорадочно на салфетке записала несколько слов. Каково же было мое удивление, когда в сети обнаружила, что исполнителями этой песни были старые знакомые «Самоцветы». А песня называлась «Прошлогодние глаза». Как весть из прошлых девяностых... И я сделала для себя открытие: есть виртуальный мир, в котором можно заглянуть в прошлое, услышать прошлое, вспомнить прошлое.

     А прошлое состояло из реалий. Появилась новая работа, которая заставила по-другому взглянуть на жизнь, почувствовать ответственность за здоровье и жизнь реального человека. Я окунулась в сферу социального обслуживания. Только освоив специальность социального работника, узнала, что есть мир огромной душевной и физической боли пожилых одиноких людей. В силу своих болезней, они постигали информативный мир порциями. Они спешили жить. Им хотелось петь, но не было голоса. Они хотели танцевать, но их физические возможности были ограничены. И я поняла, что мне надо делать, помимо элементарного ухода и помощи в приеме пищи. Я приносила портативный ноутбук, и мои подопечные слушали давно забытые мелодии, и, тихим дрожащим голосом, подпевали известным певцам. Я читала им стихи Андрея Дементьева, Расула Гамзатова, Вероники Тушновой. И они слушали. А потом стали делиться воспоминаниями. Я записывала их рассказы. Так передо мной вставала живая история людей, переживших голод и репрессии тридцатых, ленинградскую блокаду. Я благодарна этим людям, которые своим примером учили быть патриотом и гражданином своей страны.

        В судьбе каждого человека происходят события, которые заставляют его переоценивать свою жизненную позицию, меняют привычки, и даже образ жизни. После гибели сына, поняла, что не все успела ему сказать, не все успела для него сделать. И я решила, что надо жить за него и доделать то, что он не успел; сделать реальным событием его несбывшеюся мечту. Он был одержим коллекционированием. Альбомы с репродукциями великих художников, серия журналов «Православные монастыри», поэтических сборников, минералы планеты и многое другое. Я завершила все его коллекции. Теперь это – наглядное пособие в моей работе с детьми.
       Вот уже пять лет моя педагогическая деятельность совершенствуется в системе дополнительного внешкольного образования. И я благодарна судьбе за этот подарок. По-другому не могу назвать свою работу. Потому что в ней то, чем я живу.  Моя программа деятельности называется: «Детская студия «Мои приоритеты». Это универсальная модульная программа, в которой есть место каждому ребенку.

Я работаю в комнате школьника «Родосская». А расположена она в новом спальном районе на окраине города. Здесь нет культурных объектов. Поэтому детская студия стала центром досуга детей и их родителей. Одно из направлений студии – шахматы. Я сама играю в шахматы и учу этому детей. Я люблю рисовать. Технике рисования учатся дети. В их рисунках вижу себя. Профессионально свой первый рисунок я сделала в четыре года.

Люблю путешествовать. Но пока эти путешествия совершаются лишь виртуально. Мечтаю побывать в Париже. Моей мечте 10 лет. И поэтому я через интернет наизусть изучила Париж и его достопримечательности. Однажды пришла мысль: а почему бы не сделать виртуальный туризм для детей, как одно из направлений деятельности студии? Так я сформировала модуль путешествий по всей планете.

    Открытие музея Рерихов (филиала Государственного музея Востока) в 2016 году в Москве стало знаменательным событием века. Для меня Николай Рерих всегда был и остается загадкой. И я пытаюсь ее разгадать. Поэтому приобрела 60 репродукций семьи Рерихов. Экспозиция стала украшением помещений комнаты школьника. Появился интерес к творчеству Рерихов у ребят и их родителей.

     Моя увлеченность поэзией привела к созданию литературной гостиной для людей старшего поколения. Теперь работает  библиотека выходного дня. Рядом с академическим изданием 19-ти томного собрания сочинений Александра Сергеевича Пушкина стоят 10 томов произведений В. Высоцкого, сборники стихов А. Ахматовой, Ф. Тютчева, Байрона, В.Шекспира, М. Булгакова. В ряду с этими поэтами - Книга памяти с именами участников боевых действий в годы Великой Отечественной войны,  стихи О. Берггольц, К. Симонова, Р. Гамзатова, В. Лебедева-Кумача. Главная тема – тема войны. Тема, которая проходит красной нитью через сердце каждой семьи. Мой отец воевал. Он был танкистом. Во время сражения под Прохоровкой, был тяжело ранен. В госпитали из его тела извлекли 12 осколков... 13-й был неоперабельный... Он остался внутри... Но отец остался в строю до конца войны. Служил при штабе, а затем в воинской комендатуре в городе Росток (Германия). При освобождении Украины в 1944 году познакомился с моей мамой, а спустя год женился на ней. С 1 на 2-е мая 1946 года 13-й осколок, три года блуждающий в теле отца, дошел до его сердца.Поэтому Великая Отечественная война навсегда осталась в моем родословном дереве, как крест. История страны 1941-45г. как учебник мужества и героизма, который всегда перечитываешь по несколько раз, чтобы помнить. Особое место в комнате школьника занимает стена памяти «Бессмертный полк». Здесь размещены фотографии тех, кто погиб, защищая нашу Родину  в годы Великой Отечественной войны. Фотодокументы пополняются ребятами, их родителями и просто жителями микрорайона.  Каждый год 6 мая мы с ребятами встречаем участников и ветеранов ВОВ на празднике «Фронтовики, наденьте ордена».
        В моей работе все то, чем я живу и что умею делать. Это - как первая и последняя любовь.
 


Рецензии
Прошло с написания этого эссе 5 лет. Я работаю там же , в комнате школьника "Родосская (так называется улица в нашем городе Ставрополе на Северном Кавказе)
Детскую студию посещают мальчики и девочки от 5 до 18 лет. Стали традиционными праздники "Новогодний сувенир", ""Путешествие в шахматное королевство", "Веселая масленица", День знаний, День защиты детей и другие. К сожалению, наши традиционные встречи "Фронтовики, наденьте ордена" теперь очень редки. Уходят в бессмертие те, кто принес победу в 1945 году. Но продолжение в их внуках, ставших на защиту России в нашем 21 веке.

Жузумкан   06.01.2024 20:56     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.