Поцелуй предательский Иуды


               …вот Иуда, один из двенадцати, пришёл,
и с ним множество народа с мечами и кольями,
от первосвященников и старейшин народных.
Предающий же Его дал им знак, сказав:
 Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его…
 
 
 
 
       Надень  мундир офицера  и сразу почувствуешь на себе не только тяжесть и блеск золотых погон. Вместе с ними на плечи ляжет, непосильный груз забот и обязанностей, неукоснительное соблюдение требований Кодекса чести офицера. Неофициального, но сложившегося веками с учётом традиций русской армии. Просто, и в тоже время точно сказано: «Душа — Богу, сердце — женщине, долг — Отечеству, честь — никому»!
 
Загадочна душа русского человека. Нет – нет, да вырвется наружу этакое  такое, что начальству покажется несовместимым со званием офицера…
Как определить границу, где кончается полная достоинства вежливость и начинается низкопоклонство.   Кому из начальства понравится  ерепенистый офицер – молодой да горячий. Тогда и находят для него соответствующее место службы.  Где Макар телят не пас.
На Кавказе, в Сибири, или в песках на юге государства российского.

Покомандовал  год командиром взвода в родном училище, захотелось романтики. Для здравомыслящего  человека, служить в училище - волшебная сказка. О таком тёплом местечке можно только мечтать.  Умные и сообразительные дорастали, не меняя  места  до полковников, а тут  заиграла тяга к приключениям. На строевом смотре высказались с сотоварищами председателю комиссии из министерства обороны о  желании перевестись в войска.
 Генерал посмотрел обречённо на глупых романтиков:
 -Дураки! Поймете скоро, но обратной дороги не будет»…

Так и попал в  загадочное место, где комары двухмоторные еле в ладонь вмещаются. Бетонная дорога между городками на расстоянии  десяти - двадцати километров.  Непроходимая тайга с болотной жижей и другими прелестями, которые в городе увидишь только в фильмах ужасов. Искал приключений и нашёл на  семь лет с небольшим хвостиком...
 
Командир полка отложил в сторону бумаги и пристально посмотрел,   спросил
 - За что, милок, загремел?  Правду говори... и только правду! Про романтику  лапшу на уши не вешай! Тут  романтики - каждый второй! Один неудачно изменил жене- дочке маршала, Другой - пьяным  у Мавзолея подрался с патрулем. Третий -  на выпускном курсе академии нагадил у ворот Зимнего дворца. Начальник ГСМ   пропил  Забайкальский военный округ.  Романтики!  Я среди них главный… служи пока,… а там посмотрим…

Покрутил ус и добавил
-  Если что не так…- судить судом чести и метлой поганой из армии вон! Улыбнулся
- взводным в первый батальон! Свободен!
 
Месяца через два вызвал к себе на беседу. На столе лежало  личное дело

-Ознакомился. Скажу правду - удивлён. Одни благодарности. Характеристики положительные. Лучше бы  милок, пил - не так было бы обидно... Горе с этими романтиками. Дружески, по- отцовски похлопал  по плечу.
- Иди, служи – «Горе луковое»!
 
              Благодарен Господу за то, что удалось послужить в таком гарнизоне среди чудесного коллектива.  Где правду-матку резали, открыто глядя в глаза начальству.  По-честному. Служить так, служить, но не выслуживаться. Пить так, пить. Любить так любить…
Различные  условия жизни и люди  встречались на пройденном пути, но это место службы  вспоминаю с особым теплом.
 
Часть располагалась вблизи посёлка с названием Итатка. Ласково это место тогда  называли не иначе как  Северная Италия. Сюда попадали не только по залёту, но и волею судьбы. Особенно обидно было тем, кто приезжал по замене из-за границы. Разница   несравнима. Ещё вчера сады, парки, современные сверкающие автомобили, а сегодня сапоги резиновые, комары двухмоторные. Единственный асфальтированный участок - полковой плац, узкая бетонная дорога между городками. И тайга, тайга, болото звенящее надоедливой мошкарой и много чего другого.…Но люди! Какие чудесные и талантливые люди!
Лейтенант, окончивший Московский мед и призванный отдать долг Родине в нашей части, на должности начальника медицинского пункта смазывая зеленкой ранку на спине, между делом (заодно) поставил на зуб пломбу.
- В нашей семье стоматологи:  папа,  мама,  оба дедушки. Угадай - кем будет мой ребёнок?…Стоматологом! Это, Андрюша тебе  подарок! Поживёшь и вспомнишь  добрым словом. Пройдёт не один десяток лет, а  пломба будет стоять как новенькая! И как в воду глядел!… Лет через тридцать в военном санатории услышал вопрос  доктора
- Пломбу, где ставили?
 Не задумываясь, брякнул;
-В Италии
Услышав в ответ: «Да, мастера! В России такие ставить не умеют», уточнять,  что эта Италия  в Томской области не стал, а вспомнил  весёлого лейтенанта добрым словом…

               Попадали сюда - кто по глупости, кто из-за  слишком скверного характера. Причин -  не перечесть.  Семейным, с  детьми малыми - не позавидуешь. Природа не тронутая, озерцо с кристально-чистой водицей, воздух свежий, запах леса хвойного пьянящий! Это, конечно, здорово. А гнус таёжный, а топь с запахом болотным?  Гарнизонный Дом офицеров, детский садик, почта и школа десятилетка -  все достопримечательности…
Вспомнился  случай.

Приезжает старший лейтенант с женой и двумя ребятишками. Добрались до части попутной машиной от железнодорожной станции. Пока супруг  пошел представляться командиру, семейство  расположилось на двух  чемоданах в коридоре. Супруга испуганно осматривалась по сторонам. Взгляд  потерянный, как у человека приговоренного. Да и понятно.

(Когда сам сюда попал, то в первый же день хотелось двинуть по шпалам назад в родное танковое училище. А тут женщина, да ещё и с детьми).

Решил успокоить и брякнул не подумав:
- И откуда  горемычных   сюда занесло?
- Из Германии - прошептала, и слёзы потекли по щекам...

Что нравилось в людях того времени, так это желание помочь ближнему товарищу по месту службы.

Перед ней возник как « Аладдин из лампы» майор Колпаков со стаканом воды:
- Да не расстраивайтесь  так! Это комары так напугали? Пройдёт месяц, два - о них  забудете!

-Что –  передохнут?- спросила, улыбаясь сквозь слёзы и смотря с надеждой на смеющегося майора.

-Конечно, нет – затаятся по подвалам до весны! Зимой, какие могут быть комары?  Вертолёты и те стараются не летать. Так снегом занесёт - проверяющие не доберутся! А уж комары и подавно.…Оба рассмеялись.
***
-Смотри! Так палец - есть. А так – Раз.… Куда делся? А мы его сейчас… Раз! И вот он на месте! – веселил малышей майор Калайтан.
-  Обоим по подарку - протянул в руки по компасу…
-  Узнаёте?
- Часы?- неуверенно предположил, что постарше, шмыгнув носом.
- Не часы, а  необходимый прибор. Без него здесь никуда! Мама пойдёт грибы или ягоды собирать, а вы оба рядом с компасами, чтобы не заблудилась. И  с собой верёвку длинную…
-Это чтобы повесится - поинтересовалась мама - а мыло?
-Это чтобы не заблудилась. Привяжете маму за один конец, а за второй крепко на дороге держать будете.
-Дяденька, а Серый волк здесь встречается?
-Здесь встречается и Мишка Медведь, и Зайка-Побегайка и Лось Сохатый…
-А слышал, как лоси трубят?  Покажем…
 Открыл дверь напротив.
- Коля! Покажи детям, как лоси трубят.… Да оторвись  от этого донесения…
 В коридор высунулась улыбающаяся, озорная физиономия Коли Булаенко. Сложил ладони рупором.…По коридору, сотрясая стены, сквозь открытые окна и форточки на улицу вырвался такой пронзительно-громкий зазывающий крик, что солдаты на улице резво подорвались на место построения. Будь  километрах в трёх  лось – отозвался бы обязательно…
Бухнула, как выстрел дверь кабинета командира.
-Прекратить! Собрались тут лоси! На место построения! Устроили, понимаешь…

- Так обеденный перерыв.…До построения ещё пятнадцать минут - послышались недовольные голоса…

-Дети, а вы слышали, как медведь ревёт?
Цокот подков на каблуках сапог резво спускающихся по лестнице. Командир погладил пацанов по кудрявым белым головкам.

-Дежурный!- повернулся  ко мне - отведёшь в гостиницу. Скажешь заведующему приказ  выделить на втором этаже двухкомнатный рядом с умывальником. Потом старшего лейтенанта к комбату в первый батальон. Пока командиром взвода.

-  Тебе Усачев два дня на обустройство  думаю, хватит, Насчёт квартиры всё решится максимум через месяц. Перевезёшь семейство на центральную площадку. Там веселее будет. С детским садом замполит поможет. Если какие проблемы или трудности… обращайся лично «Политический».
Усмехнулся в усы. Повернулся и двинулся на построение.

 Генке Усачёву  везло.  Окончил танковое училище с отличием. По распределению попал в ГСВГ. Женился по любви на красавице  однокласснице, с которой просидел за одной партой до десятого класса. Родились один за другим два чудеснейших любознательных и весёлых парня.  Общительный, умный, настойчивый быстро находил общий язык с окружающими. Закружилась, завертелась жизнь в каждодневных заботах. Занятия, занятия с утра до  ночи. Танкодромы, огневые городки. Одни учения менялись другими, а усталости не было. Хотелось быстрее научить юных  недотёп тому, что умел сам - умело водить боевую машину, попадать в цель с первого выстрела.
И потянулись люди...
 Было с кого брать пример. Два года  взвод отличный. Повысили в должности, и рота  стала лучшей в полку.
У командира на хорошем счету.
-Готовься старший лейтенант, если и в этом году не подведёшь, и рота в третий раз станет отличной - готовим представление к правительственной награде.
 Есть за что! Заслужил  кропотливым трудом. Вытащил  вверх на собственных плечах, А не на дедушкиных лампасах как у многих твоих сверстников.  Иди, служи! Удачи!

А через два дня вызвали на беседы в политотдел дивизии, в особый отдел армии… и ещё через сутки пришлось убыть к новому месту службы вместе с семьей с формулировкой «за  поведение не соответствующее  званию советского офицера».
Строгий выговор с занесением в учётную карточку и понижение в должности. И командир части  помочь не смог.
Обнял только на прощание наедине в кабинете:
-Крепись парень! С твоим характером и  руками в любом месте рады будут! Удачи!

Вспомнился майор из особого отдела:
- А  что хотел?  Слава Богу, не тридцать седьмой. В те годы к стенке. Зачем было анекдоты рассказывать. « Про ЦиК и цирк,  петуха, что пионера клюнул»… Это ещё ладно, но генерального секретаря зря задел - погорячился парнишка! А у меня доказательства -  объяснительные записки и докладные  товарищей, в которых указано где и когда. Не имею права закрывать глаза на факты. Извини – служба такая. И «отличная рота» –  не оправдание!  Отрицать, надеюсь, не будешь? Кто написал, не скажу – не имею права…
 Друзья помогли и с контейнером и с чемоданами и с машиной. Провожать приехали на вокзал, несмотря на запрет начальника политотдела. Супруга Ленка слёзы лила, ничего не понимая, и обнимая подружку Люську.  Колян -  друг и товарищ крепко обнял и прохрипел:
- Гена! Ничего не пойму. Кому дорогу перешёл? Но что делать, будем жить! Адрес наш с Люсей знаете. Пишите!
Не выдержал. Повернулся, и побежал в сторону вокзала, утирая слёзы.… Два маленьких белобрысых создания, сидели притихшие, не задавая вопросов.
***
 Не такой человек Генка, чтобы опустить руки. На новом месте  другие сложности и жизненные условия для семьи, чем в Германии. Но жизненный опыт, приобретённый кропотливым трудом  растерять невозможно.  Если что решил –  сделает и не абы как. И опять бессонные ночи. Занятия с утра допоздна. Слаженность в действиях  коллектива как одной машины, где каждый винтик, каждое колесико на своём месте…Взаимозаменяемость между членами экипажей полная. И  главное взаимопонимание друг - друга...
И  ничего бы, а не может командир полка на должность командира роты поставить. Сколько раз вместе с замполитом звонили по различным инстанциям. Сколько раз представление посылали на назначение на должность и присвоение очередного звания «капитан».
Напрасно. Ответы однозначно одинаковые:
- Вот год пройдёт,  снимите взыскание, а там посмотрим.
- Да  что там с ума сошли?
-Формулировку в личном деле почитайте, подумайте, а потом и посылайте.
Возвращались представления назад в часть с одной и той же формулировкой «Считаю нецелесообразным!»

   Не место красит человека, а человек место. Да если ещё к этому человеку добавить дружный офицерский коллектив, да командира полка упорного и настойчивого –  получится обязательно…
Правду говоря, я этого  не дождался – уехал к новому месту службы. Слышал, что всё стало на  места и наладилось в Генкиной жизни.
 
             Прошёл не один десяток лет. Будучи в гостях в столице решил прокатиться по Москве - реке на прогулочном теплоходе. Присел на скамеечку на палубе и столкнулся до боли знакомым взглядом Генкиных глаз. Проболтали  экскурсию и ещё часа два после неё. Было что вспомнить…

-Гена, А вот, скажи -  знал, кто тогда в Германии заявление накарябал?
А хотелось,  как графу Монтекристо в глаза  посмотреть и отомстить?

-  Не знал, но догадывался. Да и чего тут догадываться, когда в особом отделе задавали вопросы, по которым только дурак не поймёт. Некоторые моменты всплыли, которые  только с одним и обсуждал. Понял, что  друг Колян, да вида не подал.
Наши жёны  подруги.  Переписываются до сих пор. …Не хотел  половинку расстраивать -  До сих пор не знает кто.

Встретил  года два тому Коляна. Изменился, потолстел, одышка мучает. Пытался  извиняться.  Мол, по сей день себя за тот поступок клянёт. Письма от Ленки Люсе приходили, а там, правда, о  нашем житье-бытье в Италии. Про стены серые от комаров в коридоре, про болота, про молоко, которое только детям до трёх лет, много чего.… Вслух читала, слёзы текли, и поминала «добрым словом»  Иуду, который такую жизнь  людям устроил. А Колян боялся сознаться и жил с этим всю жизнь.

Так что неизвестно кто кого наказал.

  Часто думал  на эту тему. Если вдуматься - жаль  его, что Господа предал. Зачем? И сам не знал. Выгода? Да какая тут выгода –  от тех сорока проклятых сребреников отказался и выбросил их…

А господь знал, что предаст, а пошёл на мучения. Ведь мог и отказаться... Но тогда -  ни распятья, ни мук, ни веры…Кто-то должен был предать, и судьба выбрала Иуду.

Спросил Коляна для чего? Сам не знает.
-Так получилось. Не хотел. Прости…
Расстались - обниматься на сей раз не стали.

Рассуждать, горазды: про Сталина - про репрессии. Его вина, что столько людей погибло по лагерям. Сколько безвинно расстрелянных! Пусть так. Но не Сталин, же на них заявления и доносы писал, а такие, же бестолковые как Колян. Видимо есть  капелька в генах  у людей не только от Господа.

Меня  в особом отделе про Коляна тоже спрашивали, знаю ли такого? А он  ничего такого не говорил? Я  его не предал, не оговорил, хотя догадывался об участии в  неприятностях. Бог ему судья. Зла на него не держу…

- Ладно. Расскажи лучше как создания белобрысые и любознательные поживают - перевёл разговор в другое русло.

-Парни закончили военные институты и шарахаются по командировкам- то там- то здесь - расплылся Генка в улыбке.
- Поди, уже командиры полков?
- Какой там! Младший звание капитана второй год перехаживает. Из одной командировки в другую - ни детей, ни семьи.
Уезжал в длительную на три года с исключением из списков части. Отправляли с майорской должности. Вернулся, а должность занята и другой такой  нет. Поставили, пока не найдётся, на капитанскую.  После этого уже в две командировки съездить успел.
Долблю,  чтобы проявил настойчивость, а он в ответ:
-Скажи папа, где граница между вежливостью, достоинством и низкопоклонством?
 
Выпрашивать ничего не буду! Не место красит человека…


Рецензии
Здравствуйте, Андрей!
Хоть и не моя это тема - воинская служба, но прочитала с интересом, потому что проблемы-то, как говорится, общечеловеческие. Заставляют ДУ-УМАТЬ! Вот за это спасибо.
Конечно, "Не место красит человека, а человек место". И ещё - те, кто оказался рядом!
Да и душа человеческая может вдруг фортель выкинуть и даже предать, как Колян...
И где, скажите, граница между вежливостью, достоинством и низкопоклонством?
Вопросы - из тех, которые называются вечными...
С уважением,

Элла Лякишева   16.11.2022 22:01     Заявить о нарушении
Очень Вам рад и признателен за такой чудесный отзыв!Да тут не столько об армии, столько о человеческих отношениях в жизни и моральном состоянии души человека хотелось написать. Спасибо огромное! С теплом

Андрей Эйсмонт   17.11.2022 16:11   Заявить о нарушении
На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.