Краткие рассуждения о смысле жизни

Я не считаю себя религиозным человеком. Я даже не знаю, как правильно молиться.

Каждый раз, когда я открываю дверь и переступаю порог церкви, я ощущаю себя очень неловко. Я захожу, потупив взгляд. Мне кажется, будто все на меня смотрят. Как будто я делаю что-то неправильное. Как будто я совершаю преступление.

Сегодня я нахожусь  в Донском монастыре, в большом соборе в честь иконы Богородицы.

Меня поражает давность постройки, строительство собора  началось в далеком 1683 году.

Я захожу в церковь и останавливаюсь в изумлении прямо у входной двери.
Конечно, за несколько минут до посещения, расположившись у подножия лестницы, нашей группе уже все рассказали: краткий экскурс в историю, рассказали про посеребрённый иконостас, который некогда был золотым, про жестяной пол, который служил отоплением. Конечно, я все это уже слышала, конечно, уже составила примерный образ в голове того, что увижу через мгновение. Поднимаясь по ступенькам, в воображении живо рисуются образы. Но переступив порог церкви, они все разбиваются, словно зеркало. Подняв голову, я упираюсь взглядом в потолок. Я не могу оторвать свой взгляд. Я смотрю повсюду. Я уже не обращаю внимания на других людей. Мне все равно, что обо мне подумают. Возможно, я сойду за невежливого человека, но сейчас, я хочу просто наслаждаться этим великолепием.
Я не знаю, что привлекает мое внимание больше: огромная люстра, словно из сказки, роскошный 7ми ярусный иконостас или росписи на стенах и потолке. Все в равной степени выглядит шедевральным. 

Это больше чем церковь. Это целый музей. Единственное отличие - необходимо высоко поднимать голову, чтобы разглядеть музейные экспонаты.
Я замечаю священника, который что- то рассказывает толпе людей, стоящей перед ним - очевидно, еще одна экскурсия. Люди внимают слову священника, как если бы это была проповедь. Но он просто рассказывает историю из своей жизни.
Я подхожу ближе, чтобы расслышать его рассказ и резко останавливаюсь, заворожЕнная его голосом.
 
Это голос, который зарождается не в горле, а прямиком в глубинах души. Каждое свое слово священник произносит осознанно, явно в крайней степени выражая свою мысль, он заставляет к себе прислушиваться.
Он рассказывает о том, как однажды поднимался по ярусам иконостаса.
Посередине, на 3-4 этажах  еще виднеются следы людей.
Но на верхних этажах он не замечает ни одного следа присутствия человека. На полу виднеется вековой слой пыли.
Он находит древний заржавевший гвоздь, огромного размера, явно древний. Он хочет забрать его с собой на память, но кладет его на место.
Священник произносит слова, которые отпечатываются прямо у меня в сердце. Я слушаю его безумно внимательно, отчаянно пытаясь запомнить его слова.

Он объясняет свой поступок: он находится в узком коридоре, прямо за иконостасом. За стенами, с тех пор как здесь обронили этот гвоздь, должно быть, прошло уже несколько десятков, а может быть и сотен лет. Сменилась власть, поменялись границы государств, родились целые поколения людей, и незаметно ушли в небытие. А этот гвоздик все продолжает здесь лежать. Священник рассказывает, как его посетила мысль о чрезвычайной краткости человеческой жизни. Человек решает для себя вопросы, которые занимают все человечество на протяжении всего его существования. Под конец жизни человек, наконец находит ответы на вопрос кто он, зачем он пришел в этот мир, и что он принес в этот мир прекрасного. Жизнь человека это  всего - лишь вспышка, мгновение.

А гвоздик все продолжает здесь лежать.

Я поражаюсь тому, как много мыслей может вызвать случайно найденный гвоздик в толче пыли.
И поражаюсь еще больше тому, что эти свои мысли он поведал группе людей. Они выслушали его внимательно, возможно, они задумаются над его словами. Задумаются над вечным в бесконечном беге.
Я чувствую воодушевление.  Я всегда очень радуюсь, когда встречаю человека с похожим образом мысли. Я не одинока. Даже если это случайно подслушанный разговор в церкви, длящийся всего несколько минут.

Но этот подслушанный разговор пробудил во мне определенные мысли, определенное настроение, это было словно удар молнией прямо в сердце.
И сейчас, я отчаянно пытаюсь выразить это настроение, свою мысль. Посаженное зерно взошло, превратившись в небольшой , хилый росток.

Я не разбираюсь в иконах. Я даже не смогу сказать, кто на них изображен. Но по окончании экскурсии я села в кресло прямо перед одной из икон. Но меня больше интересовала не сама икона, а молящиеся люди. Я снова смотрю по сторонам  в попытках понять наше современное общество.

Религия - это, наверное, единственная  стабильная вещь в нашем мире. Я бы даже сказала, архаичная. В своем первозданном виде она пережила тысячелетия.
И вот, я наблюдаю современных людей, современные мужчины и женщины, передвигаются от иконы к иконе, держа в руках свечки.
Их спокойные лица почти не выражают ничего. Один мужчина, в модных джинсах и в кожаной куртке, обладая нагловатой походкой, резко припадает на колени перед иконой, стоящей на постаменте прямо перед иконостасом. Раздается грохот. 

Вдоволь насидевшись, я выхожу на улицу.
Обхожу территорию Донского монастыря. Прохожу мимо малого собора и захожу на территорию некрополя.

В голове всплывают банальные вещи, которые можно вычитать в любой мотивационной книге.

Есть одна дата, данная нам с рождения. Обязательно наступит день, когда появится вторая дата. И есть неизвестный отрезок времени длиною в жизнь. И есть "сегодня".
Кажется,  будто вторая дата никогда не наступит. Но это самообман. Никогда не стоит об этом забывать.
Поэтому всегда стоит жить таким образом, наполнять свою жизнь таким образом, проживать свою жизнь таким образом, чтобы прожитая жизнь имела смысл. Чтобы прожитые сутки имели смысл.
 
Солнце рассеивает свои лучи на землю. Все вокруг  светится. Облака проплывают по небу.

И сейчас, стоя под этими облаками, греясь на солнышке, обдумывая свою жизнь, кто я, каким человеком я хочу стать, я чувствую себя счастливым человеком.
Я молода. Передо мной развертывается длинная дорога – собственная жизнь .Я смело делаю шаг вперед и отчаянно, что есть силы , бегу по дороге жизни!

(P.S. аудиоспектакль доступен на Youtube- канале)


Рецензии
Хорошо, искренне, от души написано видно.

Шаповалов Александр Сергеевич   18.12.2022 17:20     Заявить о нарушении