Композитор Станислав Пожлаков

Мои школьные годы прошли под аккомпанемент этих песен. А  их автор был так хорош, так проникновенно-искренен...

Станислав Пожлаков родился 4 января 1937 года в Московской области, в городе Мытищи.  Пережил блокаду в Ленинграде, куда его семья перебралась незадолго до войны из подмосковных Мытищ. Он единственный, кто выжил из четырех братьев и сестер своих, и жил и за них и за себя.

Учился Слава в школе №107, находящейся и поныне на Выборгской стороне (кстати, там в разное время учились и другие "знаменитости"— академик Орбели, писатели братья Стругацкие, путешественник и ученый Юрий Сенкевич, который учился с Пожлаковым в одном классе, и в доме которого Станислав впервые начал учиться играть на фортепиано).

Станислав очень рано увлёкся музыкой, учился в музыкальной школе, играл на рояле, баяне и саксофоне, создал с друзьями оркестр, с которым выступал в своей школе, в техникумах, в клубах. Уже в 17 лет он руководил джазовым оркестром, который тогда был чуть ли не первым в городе.

После школы Пожлаков почему-то поступил в институт инженеров железнодорожного транспорта, но очень быстро оттуда ушёл.
С 1958-го по 1965-й годы он работал руководителем оркестров Ленэстрады. И в 1960-е годы получили известность его первые композиторские работы - песни "Первые шаги" (Топ, топ, топает малыш), "Человек из дома вышел", "Невский туман", "Отзовись", "Разговор с ветром", "Причал".

То, что у Пожлакова не было высшего музыкального образования, было серьезным тормозом в "формальном признании". Композитор, на счету которого было уже много известных и популярных песен, не был членом Союза композиторов. Пожлаков писал песни в непривычном современном стиле, к чему в то время относились строго. К счастью, на его пути появился человек, который тепло относился к молодым композиторам. Это был известный всей стране Василий Павлович Соловьев-Седой. Как рассказывал внук Соловьева-Седого, мэтр со вниманием отнесся к молодому композитору. Благодаря его участию, Станислав Пожлаков был принят в Союз композиторов.  В советское время такое могли сделать лишь в исключительных случаях, когда человек без высшего образования получал дорогу к свободному творчеству от чиновников.

В 70-е годы Пожлаков начал писать для эстрадных ансамблей. Его песни звучали в исполнении ансамбля "Дружба" под управлением А.Броневицкого ("Зачем снятся сны" - 1976, "Крымские зори", "Пора любви", 1977), "Лиры" ("Белый снег" 1979), ВИА Эдиты Пьехи под управлением Г.Клеймица ("Горько", "Любовь" - 1980). "Песню о нежности", написанную Пожлаковым в 1973 году, исполнила Людмила Сенчина. И в это же время Пожлаков попробовал свои силы в жанре оперетты – он написал произведение «Гори, гори, моя звезда», музыкально-театральные фантазии «Сирано де Бержерак» и «Зойкина квартира» по Булгакову, детские мюзиклы. Композитор много работал в кинематографе. Им была написана музыка к 20 фильмам, в том числе «Шаг навстречу» в 1975 году, «Пятерка за лето» в 1974 году, «Кортик» в 1973 году и «Боба и слон» в 1972 году.

Яркие, запоминающиеся и очень "хитовые" песни Пожлакова исполняли практически все ведущие эстрадные певцы: Эдита Пьеха, Эдуард Хиль, Людмила Сенчина, Муслим Магомаев, Майя Кристалинская, Аида Ведищева, Галина Ненашева, Мария Пахоменко, Тамара Миансарова, Лариса Мондрус и другие. Но самым искренним и проникновенным было исполнение самого автора, который часто пел свои песни, даже не пел, а как будто разговаривал со слушателями. Он был очень открытым, общительным, удивительно обаятельным и веселым.

Ещё одна песня написана не Пожлаковым, а его коллегой Александром Колкером на стихи Кима Рыжова для фильма "Хроника пикирующего бомбардировщика". Это песня "Туман", и все мы знаем её именно в исполнении  Станислава Пожлакова (он и пел в фильме).

В 1975 году на экраны вышел большой, почти часовой, фильм-концерт песен Станислава Пожлакова "Лирическое настроение", который очень понравился публике. Услышав этот концерт на Ютубе, я и  решил напомнить читателям о Станиславе.

В 80-е годы С. Пожлаков написал несколько музыкально-театральных фантазий – «Сирано де Бержерак» (1985), «Зойкина квартира» по М.Булгакову (1988), а так же детских мюзиклов.

Не смотря на то, что Станислав Иванович продолжал писать музыку в последние годы своей жизни, оставалось ощущение, что ему было как-то неуютно жить в это время. Были у нас деятели культуры, которые так и остались в своём, другом времени. Дети оттепели - Геннадий Шпаликов, Олег Куваев, Арик Крупп и др. Они и физически ушли молодыми, ибо совершенно не могли жить в другое время. Станислав Пожлаков был тоже верный сын времени оттепели, и в 80-90-е годы жил довольно затворнически. В 90-е годы к тому же пришли болезни, которые сделали жизнь композитора тяжелой и маловыездной.

Наверно самым ярким событием 90-х был большой сольный концерт композитора в ленинградском мюзик-холле, куда были приглашены Эдита Пьеха, Эдуард Хиль и музыканты, которые играли с композитором в далёкие 50-60-е годы.
31 октября 1997 года в Мюзик-холле состоялся гала-концерт из серии «Созидатели Санкт-Петербурга». Это был своеобразный творческий вечер композитора Станислава Пожлакова, художественного руководителя первого в  городе джазового оркестра. В гости к маэстро пришли Эдуард Хиль, Эдита Пьеха, солисты ансамбля «Дружба», его многочисленные друзья и поклонники.

Станислав Пожлаков - один из самых ярких композиторов-мелодистов, его популярность в 1960-е и 1970-е годы можно назвать фантастической. Казалось, обласканный вниманием поклонников его творчества, он должен был «купаться в лучах славы». При этом, все, кто его знал, говорят о необычайной скромности Станислава Ивановича. Пожлаков гордился лишь тем, что свободен и независим.

В последние годы, основательно забытый, он вел замкнутый образ жизни, избегая встреч даже с исполнителями своих песен. Если и появлялся на сцене, то в сборных и ностальгических юбилейных концертах.
Иногда он бывал в Музее истории джаза Ленинграда — Санкт-Петербурга, который был задуман и открыт 7 октября 1997 г., благодаря легендарному Давиду Голощекину. Был в этом музее и портрет Пожлакова, напоминавший ему о днях его молодости. Последние годы для Станислава Ивановича были очень тяжелыми, часто болел, с трудом мог передвигаться, вел замкнутый образ жизни, в квартире обитал один. Друзья, да и близкие люди, очень редко навещали пожилого человека, хотя он два раза был женат, от первого брака есть дочь.

В 2002 году кавер-версию "Песни красноармейца" Станислава Пожлакова сделал легендарный Егор Летов, который считал Станислава Ивановича одним из выдающихся композиторов второй половины 20-го века.

В последние годы жизни Пожлаков тяжело болел, практически не мог самостоятельно передвигаться, и сильно нуждался. При этом продолжал работать над новыми песнями, преимущественно на свои стихи.
В сентябре 2003 г. группа мастеров искусств обратилась к тогдашнему кандидату в губернаторы Санкт-Петербурга Валентине Матвиенко с просьбой оказать композитору материальную помощь и содействие в лечении. В просьбе было отказано без объяснения причин.

За день до смерти Пожлакова, 25 сентября 2003 года, умер его друг Юрий Сенкевич. В семьдесят третьем году на праздновании 100-летия со дня основания их школы, бывшие одноклассники опять встретились, и сели за одну парту...

26 сентября 2003 года тело Станислава Ивановича было найдено соседями, зашедшими в его квартиру, дверь в которую была открыта. Как выяснилось позже, музыканту "помогли" уйти из жизни. В связи с этим открыли уголовное дело, расследование зашло в тупик, преступника (или преступников) так и не нашли.

Станислав Иванович учился в 107 ленинградской школе вместе с известным телеведущим и путешественником Юрием Сенкевичем. У них была разница ровно в 2 месяца (4 января – 4 марта 1937 г.). Они оставались друзьями всю жизнь, часто встречались и даже выступали вместе перед публикой, и что поразительно, умерли фактически в один день. Юрий 25 сентября, Станислав 26 сентября 2003 года. И в родной 107 школе повесили одновременно два некролога. Похоронен Станислав Пожлаков на Сестрорецком кладбище.
Любимые женщины композитора
Первый раз Станислав Пожлаков женился на девушке Жанне будучи еще совершенно неизвестным. Молодые люди снимали комнату в коммуналке. У супругов родилась дочь Юлия. Семья жила бедно, первые произведения, написанные Станиславом, большого успеха не имели. Позже Юлия вспоминала, как однажды перед Новым Годом у родителей закончились деньги. Станислав, по просьбе жены, хотел одолжить у кого-то небольшую сумму и купить бутылку шампанского. Все, что произошло потом, было похоже на сказочное волшебство: в дверь позвонили, на пороге стоял почтальон, он принес гонорар за песню. Сумма была огромная, Станислав даже подумал, что это какая-то ошибка. Праздник отмечали всей коммунальной квартирой, а на столе было не только шампанское.

Практически все произведения, которые писал Пожлаков, становились хитами. Супруги вскоре переехали в новую шикарную квартиру, купили красивую мебель, машину «Волгу». Станислав Иванович был постоянно занят, концерты, записи, гастроли... Супруге композитора трудно было выдержать такой образ жизни, да и устала от чрезмерного внимания его поклонниц. Они расстались, когда Юле исполнилось четырнадцать лет. Кстати, знаменитую песню «Топ, топ, топает малыш», Станислав посвятил своей дочери. Юлия сейчас замужем, зятя зовут Андрей, а их дочку - Алиса. Супруга композитора, Жанна, умерла.

Об обстоятельствах  знакомства Пожлакова со своей второй супругой, певицей Ниной Молтянской,  можно узнать ниже из её интервью. Юная студентка консерватории пришла послушать прекрасную музыку знаменитого композитора. Станислав на тот момент уже расторгнул свой брак. Нина Молтянская позже вспоминала, что после перестройки Станислав Иванович продолжал писать музыку, но надо было заниматься продвижением этих произведений, а они этого не делали. О композиторе забыли... После смерти Пожлакова осталось много кассет и дисков, певица обещала их обнародовать. Почему она рассталась со Станиславом Ивановичем, информации нет.

Рассказывает дочь композитора Станислава Пожлакова Юлия:
Он посвятил мне песню «Топ-топ...»

Отцу долго везло. Он - четвертый ребенок в семье и единственный из детей, кому удалось пережить блокаду. Когда родители поженились, первое время жили в коммуналке на Невском. Там родилась я. Жили бедно. Папа писал песни, относил их на радио. И вот однажды, после того как в эфир запустили его песню «Мы - ребята семидесятой широты», он проснулся знаменитым.

Мама рассказывала про первый гонорар. Оставалось три часа до Нового года. В доме закончились деньги, и мама уговаривала отца занять у кого-нибудь хотя бы на бутылку шампанского. В дверь позвонили. На пороге стоял почтальон: «Вы Станислав Иванович Пожлаков? Распишитесь за гонорар». Папа взглянул на сумму и отшатнулся: «Наверное, вы ошиблись». Это была баснословная сумма! Все равно, что сейчас получить 25 тысяч долларов! В тот Новый год гуляли всей коммунальной квартирой.

А потом понеслось. Огромные гонорары, море поклонниц... В 34 года его без консерваторского образования принимают в Союз композиторов. Каждая его новая песня мгновенно становится хитом, их мечтают исполнять самые известные певцы. У нас появились шикарная квартира. Папа умудрялся даже в лотерейные билеты выигрывать холодильники!
Но отец не выдержал славы. Да и мама устала от такого внимания к его персоне. Когда мне было 14 лет, она развелась с отцом. Но самые лучшие свои песни он написал, когда они жили вместе: «Нет тебя прекрасней», «Носики-курносики». Она дарила ему вдохновение.

А песню «Топ, топ, топает малыш» папа посвятил мне. Весь этот блеск закончился в конце 80-х, когда страна стала перестраиваться. Папа как был человеком советской эпохи, так и остался им. Его перестали приглашать, он замкнулся. Стал пить. Но по-прежнему писал музыку.

Из интервью второй жены Станислава Пожлакова, певицы Нины Молтянской в газете «Смена» от 28.09.03.

«Я тогда училась в училище при Консерватории имени Римского-Корсакова на оперетте и пришла на концерт Станислава в «Театр эстрады». Села в третий ряд. Рядом со мной оказался Юрка Апрельков — Славин друг. В антракте он подошел к Славе и говорит: «Рядом со мной такая девушка сидит! Срочно знакомься». И Станислав подошел. Он тогда разошелся с первой женой. 20 августа 1977 года мы сыграли свадьбу».

- Мы жили только музыкой, совсем не занимались бытом, у нас дома сгорело пять чайников. Но мы на это внимания не обращали. Период с 1977 по 1989 год был звездным часом Славы. Он работал с поэтами Горбовским, Баркаевым. Люди на концертах стояли между рядами. Его очень любили. Но издавать не издавали. Надо было как-то проталкивать собственные произведения, а мы этим не занимались. В Союз композиторов он не ходил. Слава был свободной личностью: ему хотелось писать — он писал, хотелось ругаться — ругался. Осталась масса кассет, дисков, которые нигде не крутят, которые даже никто не слышал. Я сделаю все, чтобы издать его музыку, хотя четыре года назад мы расстались. Общих детей у нас не было. Слава мне всегда говорил: «Наши дети — это наши песни.


Рецензии
Спасибо, Александр!
Я очень любила песни Пожлакова!!!
"Мама, расскажи мне о дожде.... И пою я тихо сыну..."
Спасибо!!!!

Иветта Дубович Ветка Кофе   29.05.2020 09:55     Заявить о нарушении