8. 9 Идея добра и зла

                Из книги «В поисках чудесного» П.Д. Успенского (слова Г.И. Гурджиева):
 
(стр.201) «Идея добра и зла у разных людей различна; у человека номер один, два и три она всегда субъективна, всегда связана с данным моментом и данным положением. Субъективный человек не может обладать каким-то  общим понятием добра и зла. Для такого человека злом является то, что противоречит его желаниям, интересам или его концепции добра.

Можно сказать, что для субъективного человека зло вообще не существует, а существуют только разные понятия добра. Никто никогда не действует намеренно в интересах зла и ради самого зла. Каждый действует в интересах добра, как он его понимает. Но каждый понимает его по-разному. И в результате люди топят, уничтожают, убивают друг друга в интересах добра. Причина всё та же: людское незнание и тот глубокий сон, в котором пребывают люди.

Всё это настолько очевидно, что кажется даже странным, как это люди раньше обо всём таком не подумали. Но факт остаётся фактом – они не в состоянии ничего понять, и каждый считает своё добро единственным добром, а всё  прочее – злом. Наивно и безполезно надеяться, что когда-нибудь люди поймут это и выработают общую и единую идею добра».

                А разве добро и зло не существуют сами по себе, вне человека?

«Существуют, но только всё это очень далеко от нас, и вам не стоит даже и пытаться в настоящее время понять это. Запомните только одну вещь. Единственно возможная постоянная идея добра и зла связана для человека с идеей эволюции – не механической эволюции, разумеется, а с идеей развития человека посредством сознательных усилий, с идеей изменения его бытия, создания в нём единства, формирования в нём неизменного Я.

Постоянная идея добра и зла может сформироваться у человека лишь в связи с постоянной целью и постоянным пониманием. Если человек понимает, что он спит, если он желает пробудиться, тогда всё, что помогает ему пробудиться, будет добром, а что препятствует в этом и удлиняет его сон, будет злом. Точно так же он будет понимать зло и добро для других. То, что помогает им пробудиться, - добро, то, что препятствует этому, - зло.

Но так обстоит дело только для тех, кто желает пробудиться, то есть для тех, кто понимает, что они спят, те же, кто не понимает, что они спят, те, кто не имеет желание пробудиться, не обладают пониманием добра и зла. И так как в большинстве своём люди не понимают, что они спят, и никогда этого не поймут, для них фактически не существует ни добра, ни зла».

                Под словом «спят» я понимаю то, что люди видят мир майи и не осознают, что это мир майи.

«Это противоречит общепринятым идеям. Люди привыкли, что добро и зло должны быть одинаковы для всех и, прежде всего, что добро и зло существует для каждого. Но на самом деле добро и зло существуют лишь для немногих, для тех, у кого есть цель, кто преследует эту цель. Тогда то, что препятствует достижению цели, является злом, а то, что помогает её достижению, - добром».

                Допустим это так. Но если у человека цель убить другого человека? Здесь речь идёт о цели самопознания и познания окружающего мира.

«Конечно, большинство спящих людей скажут, что у них есть цель, что они куда-то идут. Понимание человеком того факта что у него нет никакой цели, что он никуда не идёт, вот первый признак приближающегося пробуждения, признак того, что пробуждение для него возможно. Оно начинается тогда, когда человек понимает, что он никуда не идёт и не знает куда идти.

Как уже говорилось раньше, существует много качеств, которые люди приписывают себе, но которые на деле могут принадлежать только людям высокой степени развития и более высокого уровня эволюции, чем человек номер один, два и три. Индивидуальность, единое и постоянное «я», сознание, воля, способность делать, состояние внутренней свободы – всё это качества, которыми обычный человек не обладает. К той же категории принадлежит  идея добра и зла, самое существование которой связано с постоянной целью, постоянным направлением и постоянным центром тяжести.

Идею добра и зла иногда связывают с идеей истины и лжи».


Рецензии