От Человека Разумного к Человеку Духовному

       История убеждает нас в том, что современный человек и современная система организации общества (капитализм) не в состоянии достигнуть существенного социального прогресса, сплотить общество и обезопасить его от возможных политических и экономических катастроф, создать условия для безостановочного прогресса. Постоянные внутренние и межгосударственные раздоры, военные конфликты, борьба за территорию, за ресурсы, за прибыль, за власть резко тормозят всеобщее развитие Цивилизации и создают реальные угрозы самоуничтожения.
       Основной причиной этого является всеобщая, губительная для общества генеральная идея личного обогащения, достижения максимально возможной прибыли – любыми путями и способами, не задумываясь о других и о негативных последствиях своей деятельности.

       Историческая наука утверждает, что возникновение капиталистической системы и её развитие – закономерный процесс развития человеческого общества. И действительно, за полтора столетия своего существования капиталистическая система хозяйствования дала колоссальный скачок в развитии науки, технологий, самого общества, позволивший человечеству стать истинным хозяином на нашей Планете. Однако, нельзя забывать, что всё это произошло на фоне огромных потерь, как со стороны самой человеческой цивилизации, так и в глобальном, природном масштабе. Сотни миллионов человеческих жизней, загрязнение отходами производства и нашей жизнедеятельности всех сфер окружающей нас среды, потепление климата в глобальном масштабе, угроза ядерного самоуничтожения и мн. др. – это ли не издержки нашего бесконтрольного развития в погоне за обогащением?!

       Учёные и все здравомыслящие люди справедливо считают, что наступил предел капиталистического развития и надо менять наши жизненные приоритеты. Должна в корне измениться политика государств – с переходом от конфронтации к взаимному сотрудничеству. Должна измениться экономика путем развития экологически чистых производств. Должна развиваться наука, направив исследования в русло поиска совершенных и безопасных для природы и общества технологий.
       Передовая часть общества отлично понимает сложность и опасность ситуации и уже предпринимают первые шаги в области совершенствования экономического процесса и взаимодействия в этом плане в глобальном масштабе. Однако в целом внутренние противоречия капиталистической системы по-прежнему сохраняются и даже нарастают, приобретая порой патологическую направленность.

       Что же мешает изменению ситуации, и каков выход из создавшегося положения? Может ли человек со своим разумом, мощнейшей компьютерной техникой предугадать оптимальный ход развития событий в обществе и в какой-то мере способствовать ему, ускоряя процесс? И это вмешательство ни в коей мере нельзя будет назвать искусственным, поскольку со своим разумом человек сам становится двигателем эволюции (пока в нашем, земном, масштабе).

       Для того чтобы избавиться от внутренних и внешних противоречий и раздоров, необходимо прежде всего объединить общество на основе общих, очень важных для всех стратегических задач, к реализации которых в той или иной степени должна подключаться большая часть общества. Например, если бы мы знали, что на землю через какое-то время упадёт гигантский астероид, грозящий уничтожить всё живое, земляне бы, безусловно, объединились ради общего спасения и нашли бы решение проблемы.
       Слава богу, это нам пока не грозит. Грозит ядерный конфликт. Но он не абсолютный, ибо есть возможность его избежать. Однако каждая страна надеется на «авось». С другой стороны, в разных странах разное понимание проблем, путей и способов их преодоления. Это выражается в политических разногласиях правительств и в различной идеологической обработке населения. Большую роль во всём играет и уровень образованности общества, в той или иной степени не способного к самостоятельному анализу событий и достижению истины.

       Поэтому первоосновой всеобщего единения населения должна быть его всесторонняя образованность, а также воспитание членов общества на основе общечеловеческих основ морали и нравственности. Такие люди изначально будут являться носителями гуманных идей и твердых убеждений. Их невозможно будет свернуть на путь бандитизма и международного терроризма, или иных антиобщественных и античеловеческих действий.

       Естественно, и к самому учебно-воспитательному процессу должны предъявляться особые, повышенные требования. Первостепенную роль в этом процессе должны играть гуманитарные науки: родной язык и литература, история, география, биология, медицина, астрономия, природоведение, искусствоведение и др. Именно на их базовой основе будет создаваться культура общества, включающая и поведение его членов на основе гуманных идей и целей на ближайшую и отдаленную перспективу. Первостепенной задачей совершенного общества должно быть прежде всего создание оптимальных условий для жизни и творческой деятельности всех его членов. И это не является неразрешимой задачей, исходя из современных научных знаний и технологий. Выбор же перспективных направлений научного творчества будет зависеть от уровня базовых знаний индивидуума и его устремленности на жизненном пути.


Рецензии