1 Велибор. Детство
РОМАН
Великое несчастье для прямого сына Отечества, если он не знает нравов и обычаев своего народа. И крайний стыд, когда он, оказав пренебрежение к получению сего сведения, заимствует из единой суетности нравы и обычаи иностранные, которые делают его в глазах народа смешным и презрительным, а для услуг Отечества не только не способным, но и опасным.
Граф Воронцов
* * *
Шестой век, время исхода для многих народов, именно в это время сербы, хорваты, болгары, венгры переселились на Балканы.
Не менее интересна судьба и наших братских славянских народов - русских, белорусов и украинцев, тогда еще венедов, антов и склавинов, имевших в ту далекую пору свою уникальную культуру, язык и обычаи. Еще не сформировались народы в привычном смысле, не было русских, украинцев и белорусов, не существовало и христианства на славянской земле, но верили наши пращуры в богов своих и сами были, как боги, ибо делали историю древней Руси, прославляя мучеников своих и героев. Вопреки укоренившемуся мнению о том, что славяне были полудикими племенами не состоятельно, многое в христианстве было заимствовано у так называемых языческих культур, в том числе и у древних славян, это неоспоримо. Собственно значение слова «Языче» у древних и есть Народ. Вера наших далеких предков была солнечной, светлой наполненной вселенской гармонией, добром и справедливостью. Это от них в подарок мы впитали понятие добра, веры и чести. Достаточно сказать, что древнейший из языков - санскрит, зародившийся три с половиной тысячи лет тому, наиболее близок к русскому. У нынешних индийцев и славян была одна прародина и один язык - санскрит, который сильно повлиял на развитие европейской языковой культуры. Все мы - русские, индусы, иранцы, европейцы дети одной древней культуры и русская является одной из родоначальниц. И еще в переводе с санскрита на русский слово «Русь» происходит от «Росья», что значит - СВЕТЛАЯ, СВЯТАЯ. Может быть, поэтому великий русский художник Борис Ольшанский сказал: «...С небес за нами пристально взирают наши великие предки. И неизбежен суд истории. Ибо будущее за верой и правдой».
Глава 1
ДЕТСТВО
Их домы вихоръ разметал,
Их гробы скрыли плуги;
И пламень ржавчины сожрал Их шлемы и кольчуги:
Но дух отцов воскрес в сынах; Их поприще пред нами...
Мы там найдем их славный прах С их славными делами.
В.С Казаков. В. Жуковский
Над великой равниной, простиравшей свои владения от южных до Варяжских морей и далее от Харабатских1 хребтов до предгорий Каменного пояса2, неизменно встает земное светило. Под его всепобеждающими лучами, подобно зеленовато-бурому морю расплескалась целая вселенная - край бескрайних лесов и болот, раздолье диких степей и чистых родниковых озер. Край лесной и звериный, нехоженый и неизведанный, малонаселенный и заповедный, по сути своей - первобытный. Распластав могучие крыла над равниной парит орел. Широкие крыла возносят горделивую птицу на головокружительную высоту, но даже отсюда с огромной высоты, она способна узреть желанную добычу: юркую огневку или робкую тетерку, стройную лесную козулю или жирного байбака, все они трепещут перед мощью крылатого хищника. Кажется, ничто не может нарушить этот тысячелетний устой и тишину, и только необузданный бег дикого тарпана, рев неустрашимого тура да голоса древних славян нарушают покой этого первозданного мира. Подобно большой змее, отражая высь, плавно катит свои воды Борисфен3, и только встают на его пути каменистые пороги да мелкие скалистые острова. Течет река мимо темных лесов и крутых яров, мимо желтых степей и перелесков, мимо холмов и деревянных идолов, вливаясь, наконец, в Понт Эвксинский4 - славное морское раздолье. Много разных больших и малых народов проживало на этой древней земле, но собирательное имя одного из них - самого знатного и родовитого было Россини. Это были древние венеды, анты и склавины изначально имевшие свою культуру и нравы, своих мудрецов, Богов и героев.
Наш предок трудился меньше, чем современный человек, ибо достиг самого главного: лада, согласия с природой, умение жить на своей земле, беря с нее ровно столько сколько необходимо, не уничтожая ее. И Природа щедро делилась с ним богатством: огромные стада травоядных, реки, полные рыбой, изобилие целебной зелени, грибов, ягод. В связи с необходимостью частого переезда имущество для нашего предка было обузой, а посему, чтобы не тратить время на накопительство, он предпочитал обходиться самым необходимым для поддержания жизни и продолжения рода. Наши предки почитали Природу, восхищаясь ее совершенством и многообразием, где одинаково хорошо и человеку, и зверю, и растению. Древние россы гордились своей родословной и считали себя детьми своих же Богов. Они могли долгими часами передвигаться на лошади, слившись с ней воедино, без особого труда из лука попадали в яблоко на расстоянии в двести шагов, один на один с одной рогатиной и ножом шли на медведя, не страшась при этом увечья и даже смерти. Из древних манускриптов и летописи до нашего времени дошло, что не было на земле народа приветливее и добрее, чем россы. Эта неслыханно богатая земля, породившая гордый и сильный народ, наделила россичей особыми качествами - широтой мышления и особой хваткой, крепостью духа, ясностью ума, щедростью и справедливостью. И вставало над его просторами древнее солнце славян - Ярило. Но застал час больших перемен и пошли славяне теснимые кочевниками с Восхода на Закат искать свою долю. Время больших переселений и потрясений, время горьких потерь, поражений и неожиданных приобретений...
«Из прежнего рода выжили семь братъев-богатырей, перебитых на побоище с гуннами, каких ныне женщины не рожают. Семь братьев и послужили корнем для нынешних россичей».
На берегу затерянной Богом реки под названием Тетерев, там, где первобытный лес уступал место широкой песчаной отмели, стояло несколько челнов. Выдолбленные из цельного ствола большого дерева, челны, казалось, только что оставлены людьми, и действительно, следы на песке вели в сторону кряжистого холма с хорошо укрепленной крепостью-градом.
Град-слобода древних росичей находилась на крутом берегу реки, и была довольно примечательным местом: отсюда с кряжистого холма открывался заманчивый вид на всю прилегающую окрестность. В полуночном направлении, за изгибом реки и пойменным заливным лугом, нерушимо стоял вековой лес, на восходе и закате перелески, тогда как полуденная сторона представляла собой вольные степи, сплошь покрытые дикими травами и ковылем. Опоясанная снаружи сухим и глубоким рвом, хорошо укрепленная густым частоколом с едва заметными узкими бойницами слобода являла собой хорошо укрепленную крепость. За густым частоколом, плот - но прилегая друг к другу, стояло с десяток изб: хаты срублены из сосны, ели и лиственницы5, ладно сложены в сруб. Массивное бревно, к которому крепилась кровля, было увенчано резным коньком либо черепом коня и неспроста, конь у древних славян считался священным животным связанный со светлыми Богами, а потому хранил человека от сил зла. На видном месте имелся деревянный колодезный сруб.
В центре слободы, возвышаясь на добрых сорок локтей, взметнулась сторожевая вышка с дозорным, взгляд дозорного устремлен вдаль. Это гордый полный достоинства человек с небольшой, но густой бородкой постриженными пшеничными волосами и медным обручем на голове. Он еще не успел превратиться в забитого крестьянина средневековья, отбивающий поклоны во все стороны всему люду без исключения. Дозорный одет в порты из грубой ткани и длинную рубаху с разрезом у ворота, застегнутым на медную пуговицу, на вороте обязательный оберег в виде вышивки из крестов, кружочков и рыбок: в случае смерти именно отсюда, из разреза, вылетала душа древнего росича. На ногах дозорного онучи, прикрепленные к стопе ремешками, он подпоясан ремнем из кожи дикого тура, с пряжкой и наконечником, как и положено, нож в ножнах, на ремне несколько мешочков называемых карманом, в них самое необходимое: кресала, отмычки, смола. Рядом лук с полным колчаном стрел и бычий рог; в случае тревоги дозорный первым должен оповестить слободу и зажечь сигнальный костер; нескольких снопов соломы, поставленных на шестки, лежало тут же на площадке.
Рядом с вышкой колодезный сруб в пятьдесят локтей. На вытоптанной земле ни травинки, ни цветочка хотя вода рядом, а без нее, как известно, никак, - не помыться, ни кашу сварить, и запас на случай засухи или осады всегда иметь надобно.
Приложив ладонь ко лбу, дозорный напряженно вглядывается в степь: не появятся ли лихие наездники на своих рыжих хорошо обученных лошадках, не готовят ли подвох сия враждебная стая братьям-славянам? До ближайшей слободы верст десять, это не мало, прежде чем помощь единородных братьев подоспеет, свои не должны маху дать. Вот и сейчас, три десятка ратников, обнажившись по пояс, без привычных секир и мечей устроили поединки на силу и ловкость. В ход идут борцовские приемы и те, что применяются при ловле зверя, главное обезоружить соперника, не дать ему поднять голо - ву, почувствовав себя хозяином и победителем.
Сдав полуденную вахту другому дозорному, Горислав белкой, ухватившись крепкими мозолистыми руками за шест, ногами крест- накрест, скользнул на землю. Оказавшись внизу, Горислав столкнулся лбом ко лбу с воеводой.
- Что видел, Горислав, рассказывай! - потребовал Ратимор, нахмурив брови.
- Видел небольшой отряд хазар, с полверсты отсюда. Погуляли степняки, поозорничали - охоту на зайца устроили. Да заяц больно проворный попался, так и не смогли хазары косого взять, запутал он их, словно бы сгинул в первом же овраге, а потом косой подался в соседний лесок, только его и видели. Остались хазары ни с чем. Ох, и задал бы я этим степнякам перцу, навек отвадился в роские земли соваться!
Воевода оценивающе посмотрел на дозорного: «И то, правда, с таким схватится - себе в убыток: косая сажень в плечах, скуласт и тверд, как кремень, вынослив в бою и неуступчив в делах, такого ратника, как Горислав, еще поискать надо, за себя постоит и других в обиду не даст».
- Ничего не видел больше Горислав?
- Нет, батя, только этих.
- Ладно, гляди у меня в оба!
Воеводе под пятьдесят, но он все также крепок, как и прежде. На темном, помеченном оспами и рубцами широком лице, округлыми светляками застыли упрямые росские глаза, обритая чуть поседевшие борода и усы обрамляет широкий рот с крепкими зубами. Одет Ратимор в широкие холщовые штаны и рубаху, босой - дома и так можно. Перед тем как наведаться к дозорному, воевода наблюдал за двумя ратниками, устроившими рукопашный бой, оценивал со стороны, а затем преподал урок, ловко уложив каждого на лопатки; воевода остался недоволен - те хоть и смогли какое-то время продержаться, все-таки уступили.
Вот уже двадцать с лишним лет Ратимор держит слободу в напряжении, не позволяя ратникам расслабляться, а иначе нельзя - слишком хитер и коварен степняк, слишком много зависит от боевого сплочения и духа. Помимо сорока дюжих ратников, в слободе полтора десятка подростков двенадцати лет - самый подходящий возраст для учебы, направлены они сюда деревенскими князь-старшинами из соседних деревень: как известно, все россиян, без исключения должны уметь владеть оружием и лихо скакать на лошадях, быть стойкими и выносливыми воинами. Ну, а пока старшины родов со своим народом заняты хозяйственными делами, слободские без остатка посвящены ратному делу.
* * *
Заутренний свет в крошечном оконце затянутым бычьим пузырем, час, когда лешие и оборотни возвращаются в самые недра леса, а русалки со слизких камней и ветвей сползают в заводь, опускаясь в озерные глубины. Просыпается зеленый мир, а вместе с ним и мир человечий...
В двенадцати верстах от град-слободы, на небольшом открытом месте, окруженном кольцом елово-лиственных деревьев приютилось селенье под названием Васильковое. Село состоит из пяти десятков бревенчатых срубов с подворьем и скотинкой. Избы селян, словно бы врыты в землю, кособоки и невысоки - стены в рост человека крыты на два ската снопами из камыша, при этом густо смазаны глиной, полы земляные, реже усланы деревянным настилом. В каждом доме печь - она всему голова, от нее тепло и сытость; рядом, между стеной и печью на высоте в одну сажень полати, она же лежанка для сна, подле стены лавки для сидения или сна. На стене подле печи висят ложки, ступки и ухват, в шестке - чреве печи - горшки и миски. Здесь поселился роский люд, не обремененный воинскими делами, им хватает своих забот. На все свое уменье и терпенье нужно. Женщины заняты приготовлением пищи, починкой одежды, сбором кореньев, ягод и лечебной травы, мужчины в свою очередь - рыбной ловлей, бортничеством и охотой. Рядом малые дети, позаимствовав у взрослых их привычки, рубятся на самодельных мечах, борются да скачут на палках, вообразив себя ратниками.
- Берегись, Яруша, войной на тебя иду! - во все горло кричит белобрысый и курносый мальчуган, размахивая над головой деревянным мечом.
- Ну, ты, Тиско, сам бойся! - ответствует Яруша. - Иду всей дружиной!
Яруше еще нет и восьми, а он, как заправский ратник одет в старый кожаный шлем и дедовскую кольчугу, которая свисает почти до самых пят, тогда как его кровный братишка Тиско, смуглый и круглолицый одет в длинную рубаху с вышивкой на воротнике поверх которой латы из железных пластин.
- Смотри, не устоишь! - отвечает Тиско.
- Берегись! - И подростки, исчерпав словесный запас, скрещивают «боевое оружие» над головой, раздается треск надтреснувшей древесины и уже в следующий момент удальцы падают в траву, отбросив мечи в сторону борются на земле.
Завидев, как младшие тузят друг друга, вмешивается подросток постарше:
- Эй, малявы, кто же вам такие мечи смастерил, надо бы из клена или ясеня, дуб тоже подойдет, а это ольха - самая мягкая и непрочная всем известно.
- Уходи, Первуша, ты только мешаешь! - протестует Яруша.
- Не мешай, - подхватывает Тиско. - Сами с усами!
- Ну, как хотите, мне и без вас забот хватает.
- Яруша! Тиско! Где вы там запропастились? - кличет мать и, завидев детей, бежит к ним со всех ног, чтобы разнять.
«Закон и вера могут изменяться, а род и язык никогда»
Досифей Обрадович, сербский просветитель
Архаичность древних россов не всегда была такой и об этом хорошо знали древние волхвы, обладающие стойкой генетической памятью, даром предвидения, умением воспринимать, хранить и трансформировать все на расстоянии. Память о золотом веке древней Гиперборее - прародине всех народов, и в первую очередь славян все еще напоминала о себе полуразрушенными святилищами, чудом сохранившимися древними остовами, крепостями, загадочными лабиринтами и стенами. В высоких широтах России, на берегах Северного ледовитого океана и поныне находят следы утраченной цивилизации, времени, когда люди жили дружно, развивали различные ремесла, науку и культуру, жили в гармонии с природой, обладали мощным оружием и даже умели летать. Неподвластная людям стихия однажды разрушила этот мир, обрушив на ее грады чудовищные волны и страшные грозы. Немногие из россов сохранили память о том времени, и лишь беспокойные сны с чудодейственными видениями тревожили их воображение.
Вспоминая наших далеких предков нельзя не сказать несколько добрых слов в их память. Вот непреложные заветы их вековой мудрости:
«Те из людей, кто стремится в иной мир, не познав радости в своем земном мире, не развивших душу и дух cвой, не познавших мудрость Богов и предков своих - ожидает разочарование и темень великая. Ибо они не в состоянии увидеть красоты и величие нового мира, так как душа и дух их спят».
«Оберегайте и проявите заботу о родителях своих, во все дни и преклонные лета их, ибо дети ваши, глядя на вас, когда придет время, также будут относиться к вам».
* * *
На краю села подле зарослей ольховидной крушины, опираясь на палку, стоит седой старик с широким скуластым лицом, крупным, но не грубым носом и светлыми широко посаженными глазами, одет в длинную шерстяную рубаху до пят и онучи, озираясь по сторонам, на опушке леса ищет спрятавшего внука.
Велиборка! Откликнись, сорванец, где ты? Выходи сынок, не молчи.
Деду Есению недавно исполнилось шестьдесят семь - почтенный возраст для росича, да и выглядит он соответственно: голова седа, борода лопатой по грудь, широк в плечах, жилист, все тело в шрамах, но ясен свет усталых выцветших глаз и есть еще силушка в сухих и костлявых руках.
Не по возрасту мне с тобой сорванец в прятки играть. Выходи сынок, прошу тебя! - взмолился старый Есений.
Деда, я здесь! - неожиданно разносится звонкий голосок.
- Ну, сорванец, ну Велиборка, я же тебе задам, - не злобно ворчит Есений: дед доволен, внук опять перехитрил, умело спрятавшись среди пней и молодой поросли.
- Эх, видела бы сына покойница мать Умила, порадовалась бы. Рано, ой рано, горемычная, оставила этот мир.
- Ну что, деда, опять не сыскал! - потешается внук.
- Не сыскал, внуче, не сыскал! - соглашается дед, глядя мальчонку по русой голове.
На вид юнцу лет десять-одиннадцать, он худощав и строен, как стебель молодой лозы, русые, чуть завитые в локоны волосы легли густой шапкой, прикрыв часть лба и шею, на румяном веснушчатом лице искристыми родниками светятся большие сметливые глаза.
Есений заменил мальчику отца, когда тот, в неравном бою получил увечье от хазарской сабли... Храбрый и неуязвимый прежде Ратиша - отец Велиборки, долго болел, пока не поправился, но при этом сильно хромал, часто жалуясь на боль в ноге. Не имея возможное - ти посвятить себя ратному делу, он все-таки нашел себе занятие по душе - изготовлял лемехи, топоры, ковал оружие, благо везде на Руси к этому времени появились одноразовые сыродувные печи, где можно было получить металл из руды. Помимо того, Ратиша вырезал деревянные ложки, свистульки да прочую хозяйственную утварь для работы и на потеху, чем и заслужил уважение односельчан. Храбрый и умелый ратич, а ныне мастеровой, так и не нашел замену своей дружине Умиле и жил бобылем.
- Хороший из тебя ратник выйдет, Велиборка, есть, кому наш род защищать, - пророчествует Есений. - Вот подрастешь немного и покажешь себя во всей своей красе. Эти степняки-хазары совсем обнаглели, повадились в наши земли ходить и бесчинствовать. Ну, ничего, есть еще силушка у славных россов, - и старик, запрокинув голову в небо, словно бы узрев там нечто особенное, невидимое простому глазу, благодарно одними губами шепчет молитву...
- Деда, а когда я на охоту с другими пойду?
- Мал еще. Ты бы лучше сходил к тяте, помог ему по хозяйству, - наставляет дед.
Велиборка знает, что его сверстники - парни и девчата трудятся на покосе наравне с взрослыми, что все они, как единая дружная семья спят под открытым небом.
Хорошо деда, а можно я у тяти заночую?
Можно, оставайся, ты для него сейчас, как вторая рука.
Велиборка широко улыбается. Еще раньше, когда тятя был здоров, обучал сына многим премудростям: как управлять конем и стрелять из лука, как плавать саженками и не дать себя в обиду; рассказывал много чудесных историй о былинных богатырях, о том, как в достославные времена росичи наголову разбили орды готов и угров. Ну а теперь, как и все мальчишки, Велиборка по примеру взрослых мечтает вырасти настоящим воином - умелым, сильным и ловким. Очень скоро его, как и тех сверстников, которые достигли 12 лет, заберут в отряд, чтобы учить ратному делу. О, это будут суровые будни, где подростки на протяжении нескольких лет должны держать серьезные испытания. А пока... пока игры и шалости, благо взрослые на все смотрят спокойно - всему свой час.
Велиборка застал тятю на дальнем лугу за работой, вместе с мужиками, бабами да подростками: те разбивали скошенную по росе траву, чтобы она лучше просушилась и уже к вечеру сгребали в валы. Короткая рукоять косы, имеющая округлый естественный выгиб под названием «горбуша», позволял косить на неровных кочковатых местах и даже вокруг пней.
Передав тяте крынку с молоком и ломоть хлеба, Велиборка тут же включился в работу: - косьба и все, что с ней связано, дело несложное, но и здесь свое умение приложить надобно...
Солнце поднимается выше, становится жарко, и Велиборка переводит взгляд на таких же, как и он подростков. Те на подхвате у старших: то воды подать, то точило принести, всюду поспевать надо. Поглядывая на отца, на его большие сильные руки, на умение все делать ладно, мальчик отмечает, что тятя вполне доволен им, а потому старается еще больше, получая бесценный опыт коллективного труда и незабываемые ощущения. После просушки, уже ближе к вечеру, косцы складывали траву в копны, затем шли к затону и купались вдоволь. Воды затона, обрамленного высоким камышом и тростником с белоснежными кувшинками на спокойной глади, жужжанием насекомых и пеньем птиц словно бы убаюкивали, снимали дневное напряжение и усталость.
Пока мужчины с подростками трудились в поле, бабы с девчатами успевали сварганить сытную кашу, сдобренную конопляным маслом, и вскипятить сбитень - особый напиток, приготовленный из целебных трав. Наминая кашу деревянной ложкой в прихлеб со сбитнем и пирогом, молодежь - мальчишки и девчата переглядывались и шутили, здесь, на лугу все было как-то по-другому, весело и празднично. Около каждого, собранного из теса шалаша стояли козлы с котлом, но в шалашах только хранили припасы и прятались от дождя, ночевали же, под навесами. Девчата, как правило, одевались хорошо, тщательно после трудов расчесывали волосы, прихорашивались, желая обратить на себя внимание, часто озорничали и пели песни.
На следующий день приходилось опять разбивать копны, разваливая их кругами, чтобы как следует просушить, а вечером снова сваливали в копны и целые стога. Работа была однообразной, но в радость - делали все гуртом, в охотку.
Погода в начале лета сохранялась устойчивой - теплой и солнечной, иногда перепадали небольшие дожди, но они только усиливали впечатление, на душе становилось как-то по-особому радостно и спокойно. После дождя небо окрашивалось в нежные голубоватые тона, белыми барашками над головой плавали невесомые кучерявые облака, приглушенные голоса и птичий пересвист навевал умиротворение и покой. Это было особое время, когда вместе на равных собирали землянику, играли в горелки или заводили песни, так молодежь приобщалась к коллективному труду.
Спустя неделю Велиборка вместе со всеми вернулся домой, в село Васильковое, долго и взахлеб рассказывал деду про то, как трудился на покосе, как тятя радовался его успехам, как здорово было ночевать под открытым небом и какие замечательные парубки и девчата окружали его.
* * *
Традиционные славянские, а точнее древнерусские языческие праздники были всегда связаны с природой, со всем тем, что окружало, они содержали в себе глубокую сакральную суть и значение. Многочисленные обряды, которые совершали наши предки-пращуры, были призваны обеспечить мирное сосуществование и лад с Матушкой ПриРОДой, связь с нашими Родными славянскими Богами. Каждый такой праздник - это особливо обрядовое действо, приуроченное к конкретному божеству или событиям, происходящим в природе в разное время. Как правило, славянские праздники сопровождались веселыми и широкими народными гуляниями, песнями, хороводами и разнообразными гаданиями, молодежными посиделками и смотринами невест. На некоторых празднествах славяне рядились в шкуры диких зверей и маски, чтобы отпугнуть нечисть.
* * *
Как-то к вечеру, после того, как Велиборка успел, как следует набегаться с такими же, как он удальцами, дед Есений повел внука за селенье к небольшому лесному озеру. Пока шли лесной неприметной тропкой не раз подметили перепархивающих с дерева на дерево рябчиков, зеленых и пестрых дятлов, а однажды на глаза попался черный лесной петух - боровой тетерев. Преодолев с помощью шеста небольшое болотце с разросшейся черной ольхой и тальником, миновали заросли можжевельника с редким кряжистым дубом и лишь затем, вышли к месту.
Когда-то здесь было село, - поведал дед. - С тех пор остались одни головешки - все спалил огонь небесный, один лишь идол сохранился, слегка обгорев от пламени, и народ, приняв это как знак свыше, переселился на другое место.
На грубом, сложенном из камней жертвеннике старик развел костер. Развязав заплечный мешок, он вытащил лепешку с куском мяса.
- Кушать будем, деда?
- Потерпи, внучок, сейчас отдадим долг защитнику и покровителю рода нашего - Перуну, - и старик глазами указал на стоящего идола. - Здесь я когда-то присягал на верность роду нашему. Давно это было, однако все помню, словно вчера было.
Костер трещит, разгораясь на глазах, попавшая в костер ветка черемухи дымит, ест глаза, но зато и защита от насекомых, их сейчас пропасть в лесу. Велиборка трет глаза, машет руками, но старик вроде бы и не замечает, спокойно берет лепешку, кусок мяса и бросает в огонь. Языки пламени пожирают приношения и внук, загипнотизированный игрой огня, широко раскрытыми глазами смотрит в сердцевину разгоревшегося пламени...
Над головой зелеными сводами простирается тысячелетний лес, бесконечное волнение деревьев заполоняет все пространство: дробный перестук дятла, волшебная трель соловья и запоминающая мелодия зяблика, а затем и отрывистое теньканье синицы умолкает и слышно, как волна тугого воздуха проносится над головой по самым ее верхушкам. Торжественный, то нарастающий, то ослабевающий гул сливается в тревожную таинственную мелодию.
Постепенно Велиборка, возвращается из забытья.
Там, среди крупных валунов, поросших мхом и папоротником, я спрятал оружие, - откровенничает дед.
Внук с волнением слушает старика. Он хочет попросить показать ему схрон, но тот предупреждает:
- Не спеши, внучок, еще не пришло время, там, в расщелине под камнем, лежит меч, шлем и широкий пояс.
Рядом с селеньем, на поляне очищенной от кустарника и деревьев на округлой площадке с возведенным вокруг небольшим рвом и валом расположилось святилище с деревянными идолами. Выстроившись в ряд, они представляют собой мощный бастион защиты и веры древних славян. По центру утвердился головной Бог славян - Бог вселенной грозный Сварог. Из-под косматых бровей божества, подобно лучам, смотрят два прищуренных глаза. Длинные густые волосы переходят в вислые усы и бороду, крепкие жилистые руки сплелись на груди, ноги подобно тумбам вросли в землю. Рядом со Сварогом расположился его сын-громовержец и покровитель воинов - грозный Перун, далее божество солнца - Даждьбог, скотом повелевал Велес, а плодородием Макушь. Именно здесь, в святилище, устраивались ритуальные костры и приносились в жертву животные и птицы. И как повествует летопись: «На священный холм собирался весь народ, и земля услаждалась кровью жертв; готовились загодя, специально закалывали животных, приносили богу живых белых петухов, а потом кидали жребий: зарезать птицу или отпустить? Священный огонь неугасим, за ним постоянно смотрят жрецы, и горе тому, кто не углядит, позволит пламени угаснуть, - как врагу божества, ему грозила смерть».
ОБЫЧАЙ РОЖДЕН САМОЙ ЖИЗНЬЮ, ОН СИЛЬНЕЕ ЗАКОНА ИЗМЫШЛЕННОГО ВЛАДЫКАМИ ПЕРСОВ,
РИМЛЯН, ГОТОВ И ДРУГИХ НАРОДОВ.
...Дед Есений, отдавая долги языческому Богу и защитнику Сварогу, просит защитить внука от всевозможных бед. Встав перед деревянным идолом на колени, и протянув к нему руки, произносит:
Семаргл-Сварожич! Велик Огнебожичь! Спали боль-хворобу, очисти утробу, у чада людины, у всякой тварины, у стара и млада . Ты - божья услада! Огнем очищая, мощь Души отворяя, спаси чадо Бога, да сгинет хвороба. Тебя прославляет, к тебе призываем, ныне и присно от круга до круга. Тако бысть, тако еси, тако буди!..
Невидящими равнодушными глазами смотрит Семаргл-Сварожич на молящегося старика. Остолбенев от времени и вековой распри, вислоусый и бородатый идол не выражает ни одобрения, ни отрицания, только вдруг, неожиданно раздается из-под земли глухой стон, и старик с удовлетворением замечает: видно предки услышали мою мольбу и откликнулись. Он снова воздает руки к тому, кто окаменевшим идолом застыл посреди поляны, тихо шепчет слова мольбы и заклинания:
Отче наш, Перуне, Бозе-хранитель! Ты - Светлых сил Сварги всей управитель, даруй нам удачу, во Славе, без плачу! Укрой от обмана, от тьмы и дурмана! От Чернобожьих пророков, от чужеземных оброков. Веди нас к созиданью, ароды наши к процветанью. Ныне и присно от круга до круга. Тако бысть, такое еси, тако буди.
* * *
В игры древних славян вкладывался глубокий смысл - это была одновременно и учеба, и труд и воспитание. Чтобы воспитать в уче- никах богатырский дух и волю приходилось немало потрудиться, вот и сейчас взрослые россичи, оставив неотложные дела, вместе с детьми играют в салки-догонялки.
Не догонишь, не догонишь! - заливисто кричит смугловатый подросток, по прозвищу Макуша, подвижный и ловкий, как молодой рысенок, а еще не по возрасту сообразительный.
- Не успеешь и шагу сделать, как догоню! - кричит широкоплечий Еримир: ему ли, славному ратичу, уступить в игре с пострельцом?
Вот и этот, очередной раз, ему не удается поймать ловкого подростка, опередив Еримира на мгновение, тот успевает выскользнуть из сильных и цепких рук.
Опять промахнулся! - заливается подросток, и все хохочут: женщины, наблюдавшие за игрой со стороны, открыто насмехаются, а одна из них - бойкая и черноокая Агния с головной повязкой, белой холщовой рубашкой до самой земли, с подвесками на маленьких ушах и серебряными гривнами в виде бус на тонкой шее, кричит:
- Эх ты, Еримир, как же тебе хазарина одолеть, коль ты с ребенком совладать не можешь.
- Сейчас возьму!
И росич, словно разъяренный медведь, бросается к валуну, за которым прячется Макуша. Сделав ложное движение, Еримир, наконец, хватает подростка за руку, валит его с ног. - Ишь, прыткий какой! От меня не уйдешь!
Еримир, словно подранка, бросает Макушу на плечо, придерживая рукой, несет на край поляны.
- Так не честно, мне больно, отпусти! - сопротивляется Макуша.
- Как бы, не занемог малый, больно ты его, Еримир, зажал в своих лапищах! - Отпусти! - требует родовитая и стройная, словно молодое деревце, красавица Власта с длинной русой косой и дорогим ожерельем на полной груди, и Еримир уступает, освобождая юнца из «плена».
Иногда игры выносились за пределы слободы, на большую поляну, очищенную от леса и поросли, вовлекая народ из других градов. Это были настоящие игрища, где воины являли свое умение в единоборствах, в рукопашной или на мечах, либо в умении овладеть строптивым конем. Очень часто подобные состязания заканчивались «умыканием» чужих девчат из соседних слобод, с которыми, впрочем, заранее уговаривались; как водилось, односельчане похищенной девушки требовали откуп. Межродовые свадьбы, безусловно, способствовали сплочению.
* * *
Многоцветное и песенное лето пошло на убыль, вместе с яблочным и медовым спасом подули ветры ветрогоны, погнали пыль по белу свету, зарыдали по красному лету. Окончилась жатва, а за ней и сбор яблока, ягоды и других плодов. Отметили именины лешего - чествование лесного хозяина с принесением ему особливых треб. А иначе нельзя, не задобришь лесного духа, натворит бесчинства. Некоторые, дабы избежать худого, всю ночь дежурили возле стогов, сторожили гумна с кочергою в руках.
Макошино полетье наступило после обильных осенних дождей. Дни стояли словно бы хрустальные, вода сделалась необычайно синей, природа ворожила, отчего листва становилась багряной, оранжевой, желтой либо золотой. Отметили день Сварога - небесного кузнеца и сразу задули холодные ветры, что принесли листобой и первые настоящие холода.
Проснувшись раньше обычного, Велиборка подивился особой тишине и свету, выглянув во двор, увидел, как белым пухом услана вся земля. Глянул на деревья - диво-дивное, земля и деревья сплошь покрылись хлопьями чистого снега, все торжественно и тихо, словно в храме.
Уже скоро мужчины засобирались в лес. Надо добыть зверя по первой пороше, будь то заяц-скоромча, векша6, огневка7 или робкая лесная козуля, не говоря про хозяев здешних лесов - круторогого тура и лохматого бэра.8 Первый зверь больше держится на опушках лесах либо в открытых местах, быки непомерно велики и опасны для любого - будь то человек или зверь, и пасут круторогие своих серо-голубых коров да охраняют потомство от ворога. Медведь другое дело, живет в самой гуще леса среди поваленных деревьев и мшистых болот, пока не набьет свое брюхо сладкой ягодой, кореньями да мясом в берлогу не ляжет. Медведя не принято называть своим име- нем, ибо нельзя вслух употреблять имя того, кто станет жертвой, иначе горя не оберешься. Называли медведя по-разному, только легче от этого не становилось. Много людей загубил этот лютый лохматый зверь весом в двадцать, а подчас и в тридцать пудов: кого порвал, кого загрыз, а кого и вовсе сделал калекой на всю жизнь. Хорошим , верным оружием на медведя считались секиры и топоры, в ход шли большие ножи и рогатины, реже луки. Выследив зверя, шли к его норе или берлоге, брали с собой собак - так было надежнее и, побожившись именами известных Богов, шли в бой.
Этот раз охота была не менее драматичной, хоть и не встретили того, кого искали: сначала у мшистого болота, лишь слегка припорошенного снегом, где полным полно клюквы и брусники, напоролись на старого сохатого. Голенастый и сильный зверь с мощной короной ветвистых и широких рогов, величиной с рослого быка подгрызал кору у осин. Ранив зверя четырьмя стрелами в грудь и шею, тут же уложили его несколькими ударами копья в лопатку. В тот же день охотники набрели на семейство секачей, лакомивших грибами, замершими лягушками, мышами и всякой всячиной, которой было полным полно под тонким слоем первого пушистого снега. Тут было сложнее, нежели с сохатым: охотники, поразив несколько подсвинков секирами и пиками, так и не смогли добыть матерого секача, который отделался легким ранением. В следующий момент секач пошел напролом, сразу уложив двух собак, одну тяжело ранил, другую так напугал, что та надолго потеряла нюх, затем бросился, подобно тарану, на охотников. Горящие злобой маленькие подслеповатые глазки, мощное многопудовое клиновидное тело, острые клыки и бешеный напор матерого зверя сделали свое дело, и хотя Велимудр сумел ранить кабана секирой, не устоял от напора. Секач прошел посреди широко расставленных ног охотника... Глубоко порезанная плоть брызнула струями алой крови, но храбрец успел нанести еще один удар, тяжело ранив кабана в область сердца. Воткнув лезвие ножа по рукоять, Велимудр и тогда не выпустил ножа из руки, продолжая удерживать его, дабы нанести зверю еще большую рану. Несколько охотников, подбежавших к пострадавшему, помогли добить зверя, тут же оказав раненому первую помощь. Велимудр еще долго болел, залечивая страшные раны, нанесенные опасным зверем.
Продолжение: http://proza.ru/2020/05/29/723
Свидетельство о публикации №220052900729
Всё глубоко знакомое и родное. Мы постепенно перерождались, но глубоко в душе мы не изменились. Если Мир не рухнет, благодарные потомки и о нашем времени тоже будут слагать легенды.
Всего доброго!
С уважением,
Галина Ромадина 06.08.2022 08:44 Заявить о нарушении
Александр Грунский 06.08.2022 09:57 Заявить о нарушении