О скромном создателе бессмертного сериала

Зрители уже не одного поколения смотрят сериал «Семнадцать мгновений весны».  Герой этого сериала, снятого по роману Юлиана Семенова, полковник разведки  РККА  Максим Исаев, он же штандартенфюрер СС Макс Штирлиц, в исполнении Вячеслава Тихонова, стал не только любимым всеми  в Советском Союзе, но и персонажем многочисленных анекдотов, что как раз и является свидетельством этой любви.  Весь Союз узнал доселе малознакомого Леонида Броневого в роли шефа гестапо Мюллера, понравился в роли Шелленберга и Олег Табаков. Вообще весь актерский состав был подобран исключительный,  как и голос Ефима Копеляна за кадром. И песни, написанные на стихи Роберта Рождественского композитором Микаэлом Таривердиевым, стали очень популярны в народе, особенно в исполнении Иосифа Кобзона.

Некоторые любители кино знали, кто поставил этот бессмертный сериал. Но режиссер не мелькала на экранах телевизоров, как Эльдар Рязанов, Владимир Басов, и даже мэтров советского кино Сергея Герасимова, Григория Чухрая, Ивана Пырьева, Сергея Бондарчука, снимавших свои картины в более ранние годы, знали лучше, чем скромного режиссера этого сериала,  которая звание народной артистки СССР получила через 11 лет после выхода его.  К этому времени исполнитель роли Штирлица стал Героем Социалистического труда.

Как написано в титрах, автором сценария является Юлиан Семенов.  Но почти никому не известно, что режиссеру  пришлось практически полностью переделать сценарий,  ибо это был простой пересказ романа, а надо было указывать, что должен делать в кадре каждый актер, а не только произносить реплики.  И эту титаническую работу выполнила режиссер, потому что Семенов, получив гонорар за сценарий, укатил куда-то отдыхать.

Остается открыть «секрет Полишинеля» -  кто же этот скромный создатель бессмертного сериала.   Для любителей кино это не секрет. Прославленная артистка двадцатого столетия Татьяна Лиознова знаменита примечательными творениями в качестве режиссера, сценариста и педагога. В 1984 году Татьяне Михайловне присвоили звание Народной артистки СССР.

Будущая создательница кинолент родилась летом, 20 июля 1924 года, в столице СССР. Родители девочки - по национальности урожденные евреи. Отца звали Моисей Александрович. Он отучился на инженера-экономиста. С начала вступления Союза во Вторую мировую войну отправился на фронт, где погиб в 1941 году.

Мать Татьяны звали Ида Израилевна. Она окончила три класса школы, но по жизни была мудрой женщиной. После гибели мужа Ида Израилевна своими силами поднимала и растила дочь, обеспечивая девочку всем необходимым. Брачными узами она себя больше не связала.

Лиознова отличалась абсолютным музыкальным слухом. Она даже мечтала научиться играть на скрипке. Но когда услышала, как ужасно звучит инструмент, если берешь неправильно ноту, то разочаровалась и отказалась от затеи.

По окончании школы девушку приняли в институт авиации. Она проучилась там один семестр, после чего в 1943 году подала документы во ВГИК и прошла на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.

Проучив Татьяну один испытательный семестр, преподаватели подумывали отчислить студентку. Они считали, что у девушки не хватает жизненного опыта для режиссерской стези. Татьяна убедила педагогов в обратном, продемонстрировав работы.

Для курсового проекта в институте начинающий режиссер поставила «Кармен» по прозе Проспера Мериме. Созданный в постановке танец затем взяли в картину «Молодая гвардия». На третьем курсе института Герасимов взял девушку себе в помощь в театр и на рабочие съемки кинофильмов. В 1949 году Татьяна вышла из дверей института кинематографии. С этого момента началась творческая биография выпускницы в качестве квалифицированного режиссера.

По окончании института девушку распределили на киностудию имени Максима Горького. Но Татьяна не успела приступить к должностным обязанностям – начинающего режиссера сразу уволили. После этого она работала помощником Герасимова и Бориса Бунеева. В 1955 году выступила как второй режиссер в первом фильме Станислава Ростоцкого «Земля и люди».

В 1952 году в команде с Герасимовым и Самсоном Самсоновым поставила спектакль «Седая девушка». Затем в союзе с Владимиром Беляевым создала пару пьес по сюжету национальных сказок Кореи и Китая.

В 1958 году в фильмографии Татьяны появился дебютный фильм «Память сердца». Сценарий к картине написали Герасимов и Макарова. Вторая в ленте исполнила главную роль. По кинофильму прослеживалось, что Лиознова стремится создавать ярких героических персонажей.

В 1961 году режиссер создала фильм «Евдокия». Лента снята по повести Веры Пановой. Актриса Людмила Хитяева, сыгравшая Евдокию, раскрылась в картине с новой стороны. Героическую тему Лиознова продолжила в фильме «Им покоряется небо» в 1963 году. Лента посвящалась погибшим летчикам-испытателям. В том же году Татьяна стала лауреатом премии «Золотое крыло».

В 1965 году вновь выпустила фильм по прозе Пановой «Рано утром». В создании ленты работала с оператором Петром Катаевым.

В 1967 году мир увидел фильм «Три тополя на Плющихе». Спустя год картину оценили на Международном кинофестивале в Аргентине. История знакомства замужней женщины Анны и шофера такси, волею судьбы проникнувшихся друг к другу, была блистательна исполнена Татьяной Дорониной и Олегом Ефремовым. Критики отметили реальность воплощения жизни человека. Лента снята по рассказу Александра Борщаговского «Три тополя на Шаболовке».

В 1973 году Татьяна Лиознова создала шедевр под названием «Семнадцать мгновений весны». Фильм, состоящий из двенадцати серий, о советском разведчике Штирлице был тепло принят публикой и отмечен орденом Октябрьской революции.

Многосерийную ленту показывали в течение сорока лет. И сейчас фильм периодически выходит на телеэкраны. Для исполнения песен фильма режиссер пригласила Иосифа Кобзона и уговорила певца спеть в непривычной для того манере. В итоге, когда вышла картина, зрители не узнали голос Кобзона. Пробовал исполнять песни Муслим Магомаев, но Лиозновой больше понравилось пение Кобзона.

После выхода фильма о Штирлице Лиознова взяла перерыв в съемках на шесть лет. В это время она занималась преподавательской деятельностью и в сотрудничестве со Львом Кулиджановым руководила новой актерской мастерской.

В 1980 году вновь взялась за любимое ремесло и создала двухсерийную ленту «Мы, нижеподписавшиеся». Кинофильм создан по пьесе Александра Гельмана. На тот момент по сочинению был поставлен спектакль, но это не помешало Лиозновой показать другое видение произведения драматургии.

В 1981 году Татьяна Михайловна сняла мелодраму «Карнавал». Композитором кинофильма выступил Максим Дунаевский. Он написал музыку на стихи Роберта Рождественского. После выхода картины песни, звучавшие с экрана, слышались отовсюду. Главные роли в кинокартине исполнили Ирина Муравьева, Александр Абдулов и Юрий Яковлев. Муравьева за роль признана лучшей актрисой года по опросу зрителей.

В 1986 году Лиознова завершила свой конечный трехсерийный фильм «Конец света с последующим симпозиумом». Съемка ленты начиналась с оператором Петром Катаевым, но он скоропостижно скончался. Поэтому доделывал фильм Михаил Якович. В картине задействованы Армен Джигарханян, Олег Табаков, Евгений Весник, Олег Басилашвили, Дмитрий Певцов. Так как в Союзе случились перемены, фильм с антиамериканской пропагандой стал не нужен. Картину показали один раз в 1987 году и после этого не выпускали на экраны.

Татьяна Лиознова не выходила замуж и не имела детей, хотя мужчины часто оказывали знаки внимания женщине. Режиссер не называла имен поклонников, но известно, что за ней ухаживал Арчил Гомиашвили.

В течение жизни Татьяна жила с матерью, с которой у нее были близкие отношения. Когда Ида Израилевна постарела и много болела, Лиознова не участвовала в проектах, чтобы ухаживать за мамой.

В шестидесятые годы погиб близкий товарищ Татьяны – летчик Василий Калашенко. Женщина удочерила и воспитала дочку Василия – Людмилу – как родную. Та оставалась с приемной матерью во время болезни той и до последнего дня.

Лиознова сменила отчество с Моисеевны на Михайловну, потому что в СССР к евреям относились не очень хорошо. Татьяна Михайловна входила в состав Антисионистского комитета советской общественности. Она фигурировала в союзе кинематографистов.

В 2004 году в честь 80-летия режиссера сняли документальный фильм «Дожить до светлой полосы. Татьяна Лиознова». Режиссер рассказала о жизненном пути и стезе творца.

Борьба с продолжительной болезнью привела к тому, что Татьяна Лиознова ушла из жизни 29 сентября 2011 года. После смерти женщину кремировали. Урну с прахом захоронили в могиле матери.

В 2016 году на здании киностудии им. М. Горького повесили мемориальную доску с фотографией Татьяны Лиозновой. Режиссер проработала там сорок лет.


Рецензии