Пак Дэ Сын Два качества множественности у Бергсона

ДВА КАЧЕСТВА МНОЖЕСТВЕННОСТИ У БЕРГСОНА
Пак Дэ Сын
https://utcp.c.u-tokyo.ac.jp/events/pdf/046_Park_Dae_..

Вступление

"Опыт о непосредственных данных сознания" (1889) - докторская диссертация Бергсона, название ее 2-й главы - "Множественность состояний сознания: идея длительности". Идея сознания и длительности впервые представлена в диссертации, которая представляет собой основу бергсоновской философии. В позднейших работах ("Материя и память", "Творческая эволюция" и т.д.) он отталкивался именно от нее.
Длительность (duree) не определена Бергсоном четко, но описана через множественность сознательных состояний. Существует два различных вида множественности: множественность сознательных состояний и множественность материальных объектов. В начале главы 2 Бергсон пытается резко различить то и другое. Первое, пребывая в чистой длительности, не может рассматриваться как число без вмешательства пространства (Р.65), тогда как к последнему непосредственно применима категория числа. Различие между двумя способами бытия подразумевается различие между чистой длительностью и пространством, предикатами множественности сознательного состояния, которые (как последовательные, гетерогенные, качественные, непрерывные) могут быть таковыми по длительности. Так мы можем подойти к идее длительности как к пониманию множественности сознательных состояний.

Идея числа в пространстве: дуализм чистой длительности и пространства

Глава 2 начинается с рассуждений о том, что такое число. "Число может быть определено в общих чертах как совокупность единиц, или, говоря точнее, как синтез одного и множества"(Р.75). Это определение можно интерпретировать как теорию чисел Бергсона или теорию арифметики. Хотя это очень интересные темы, мы остановимся на другой проблеме, которую Бергсон ставит перед собой, исследуя ее через аргумент числа. Вопрос в том, где имеет место число: в пространстве или в чистой длительности?
Определение числа включает в себя гипотезу о том, что каждая единица коллекции идентична другим. Когда мы насчитываем 50 овец, они должны быть идентичны в том отношении, что они все являются овцами. Разница между вещами должна быть проигнорирована, чтобы их можно было сосчитать: они должны быть подсчитаны так, чтобы считаться однородными. Итак, мы считаем те же самые изображения 50 овец, а не 50 овец, которые кормятся в поле. Похоже, что процесс подсчета этих образов лежит во времени. Например, когда я считаю до пяти, я считаю пять чисел в течение нескольких секунд, а не смотрю на пять точек в пространстве за один раз. Именно такова точка зрения Канта. Точка зрения Бергсона кажется радикально противоположной Канту, потому что он утверждает, что это не чистая длительность, а время, смешанное с пространством. “Для того, чтобы число должно было постоянно увеличиваться по мере нашего продвижения, мы должны сохранять последовательные образы и поставить их рядом с каждой из новых единиц, которые мы себе представляем: теперь такое сопоставление происходит именно в пространстве и не имеет место в чистой длительности”. Это означает, что если первые акты подсчета не останутся нигде, мы будем иметь дело только с одной овцой, поэтому мы не в состоянии будем продвинуться вперед до 50, но повторите только один 50 раз. Место, где остаются первые акты счета, не является таковым во времени, потому что время идет последовательно: первые моменты времени исчезают, когда появляются последующие, или прошлое исчезает, когда приходит будущее. (Но прошлое на самом деле никогда не исчезает, и об этом мы скажем дальше). В пространстве, с другой стороны, первые акты счета никуда не исчезают, они остаются точками в пространстве и сосуществуют с последующими действиями, то есть они противопоставлены друг другу.
Таким образом, по Бергсону, счет происходит и во времени, и в пространстве. Идея числа подразумевает подсчет в пространстве. Идея Бергсона, похоже, такова, что ее легко понять в повседневной жизни. Он показывает, что когда мы что-то подсчитываем, подсчет делается таким образом, что это все равно что отмечать точки на бумаге. Эта бумага - пространство, и мы должны постичь идею числа именно в пространстве.
Аргумент от числа приводит к двум выводам: первый состоит в том, что должна быть чистая длительность, второй - что идея числа состоит в том, что оно отличается от пространства и времени, в которое вмешивается пространство. Дуализм чистой длительности и чистого пространства является главным предметом 2-й главы диссертации Бергсона. Получаются две различные серии понятий: одна - чистая длительность, последовательность, гетерогенность,качественная мультипликативность, другая - это пространство -противопоставление - однородность - количественная множественность. Мы рассмотрим эти понятия для того, чтобы перейти к двум различным видам множественности.

Гетерогенность и гомогенность

Хотя мы обсуждали дуализм чистой длительности и пространства, ответ на вопрос, что же это такое пространство, пока не дан. Это взято из критического анализа трансцендентальной эстетики Канта. Бергсон утверждает, что кантовское представление о реальности пространства не более странно, чем народное поверье. Кантианское пространство не абстрагировано от ощущений, но независимо от своего содержания (ощущений), оно имеет реальность как форму без материала. Мы думаем в нашей повседневной жизни, что даже если все исчезнет, пространство существует внутри нас. У Канта, даже если никакой чувственный объект не переживается, субъект имеет априорную форму пространства.
Самым замечательным результатом трансцендентальной эстетики является то, что пространство отделено от своего содержания. Содержание пространства, то есть ощущения, обладает качествами. Итак, пространство, отделенное от ощущений, есть пустое место или реальность без качества. Она дана как однородное расширение. Однородность - это понятие, которое основано на пространстве.
Неоднородность имеет место в противоположной крайности. Во-первых, это характер ощущений. Всё то, что мы воспринимаем, имеет свои собственные качества, поэтому оно дано нам как качественная неоднородность. Так, например, когда вы смотрите вокруг, каждое ощущение из каждого места проявляется по-разному, или когда вы прикоснетесь к столу левой и правой рукой, ощущения, которые каждая из них дает вам, не одинаковы. Однако мы думаем, что одно место, где лежит яблоко, - это не то же самое место, где лежит перо, поэтому они части пространства, и это одно и то же пространство. То, что дано как качественная неоднородность, воспринимается при форме обширной однородности. Бергсон указывает, что форма экстенсивной однородности является результатом человеческого интеллекта и настаивает на том, что мы знаем две реальности разного порядка, а именно: одно - это чувственное качество, то есть гетерогенное, другое-пространство, то есть однородное. Понятие неоднородности применяется на этом этапе как предикат к ощущению, но оно приведет к характеру чистой длительности позже.

Преемственность и сопоставление

Преемственность является существенным понятием в работе Бергсона, но оно не определена четко. Оно используется в различных контекстах с разными смыслами и вроде бы общими словами. Будь то во времени или в пространстве, аспект того, что появляется одно за другим, описывается понятием преемственности. Когда он используется в связи с чистой длительностью, прилагается окончательный и простой вывод, так что простой вопрос о преемственности будет поставлен именно здесь.
Как было сказано выше, чистая и простая последовательность описывается как явление, при котором, непосредственно предшествующий момент исчезает, когда появляется последующий момент. В фильме одна сцена должна уйти, чтобы это произошло и наступила другая сцена, которая совершенно последовательна. Так что время - это именно чистая длительность, последовательная. С другой стороны, противопоставление предписывает порядок пространства. Это похоже на то, что некоторые явления пребывают где-то с другими одновременно, и они должны быть четко различимы. Следовательно, число вещей или событий, что имеет место в пространстве, означает, что они должны быть сопоставлены в пространстве. Например, если вы считаете ручки на своем столе, вы должны представить себе, что они будут точками, и их столько же, сколько ручек; нужно отделить их качественное отличие от позиционного, и сопоставить их в однородном пространстве.Пока вы пересчитываете ручки, вы тратите несколько секунд, однако для подсчета нужна не только продолжительность, но также и пространство, где вы представляете ручки в виде точек.
До сих пор мы прослеживали аргумент о чистой длительности и пространстве. А теперь нам надо разобраться с вопросом, который Бергсон предполагает,но не проясняет.

Преемственность с памятью

Последовательность сцен в фильме преемственна. Однако если мы допустим определение преемственности, никто не поймеет повествования фильма, потому что предшествующие сцены уходят, следующие еще не наступили, есть только одна сцена настоящего. Приведенное выше определение чистой и простой последовательности ограничивает нас в настоящем. Существует только настоящее. Однако это не цель Бергсона. Он дает еще один намек на преемственность без ясного утверждения: это и есть преемственность с воспоминанием (или памятью).
Понятия памяти и припоминания являются главным предметом "Материи и памяти". По тому, как понятия памяти и воспоминания используются в "Опыте", они не кажутся техническими терминами. Более того, память не встречается в главе 2 "Опыта", используется только "воспоминание". (Воспоминание - это момент памяти (m;moire). По Бергсону, память почти идентично сознанию или духу. Воспоминание подобно кусочку памяти). Однако будет вполне разумно интерпретировать воспоминание в трактате как философское понятие. Хотя это и не подчеркнуто в тексте, но оно рассматривается как основа чистой длительности, а также пространства.
Роль воспоминаний в мышлении в чистом виде длительности и пространства представлена Бергсоном на примере колебаний маятника. Различают два способа представления колебаний. Один из способов - это представление без воспоминаний, другой - с ними (Р.78). Чистая и простая последовательность это характер первого рода, в котором мы не можем считать колебания в пространстве или мыслить чистую длительность. Позже мы снова можем выбрать два различных способа: сопоставление и последовательность с воспоминанием.
Сопоставление помогает нам подсчитать число колебаний и делает воспоминание пространством. В последовательности, с другой стороны, с помощью воспоминаний мы воспринимаем образы колебаний, подобные нотам мелодии, которая организована и пронизана другой. Изображения не могут быть подсчитаны и отличимы от других, непохожих на материальные вещи в пространстве. Они выглядят так, как будто диапазон цвета не определен в непрерывной градации.

Множественность сознательных состояний

Последовательность с воспоминанием дает нам образ чистой длительности, которая рассматривается как процесс состояний сознания. Мы можем постичь чистую длительность, в которой протекают сознательные состояния, всякий раз, когда мы избегаем представлять его в пространстве. Например, сознательные состояния протекают вместе с эмоциями, которые ассоциируются с нотами мелодии, но качества их удаляются, как только наше понимание пытается сосчитать их. Эти символы чистой длительности сходятся в понятии множественности сознательных состояний. Эта множественность отличается от множественности материальных объектов. Материальный объект, лежащий в пространстве, четко отличается от других, которык мы можем пересчитать без труда. С другой стороны, множественность сознательных состояний есть то, что находится в чистой длительности, и не может быть подсчитано без символизации в пространстве. Для того чтобы посчитать удары колокола, мы не должны ограничиваться тем, чтобы собрать впечатление от них, но должны организовать образы из них в пустом пространстве. (Эта операция - символизация в пространстве.)
Два вида множественности, каждый из которых занимает свое место в двух различных рядах понятий, порождаются разницей между пространством и чистой длительностью. Следовательно, множественностьсознательных состояний качественна, разнородна и последовательна; множественность материальных объектов количественна, однородна и сопоставляема.

Вывод: идея длительности

Множественность сознательных состояний представляет собой идею чистой длительности. Чистая длительность - это множественность, которая является бытием гетерогенным, последовательным и качественным, а также той формой, которая является последовательностью нашего сознательного состояния и предполагается им. Кажется, что чистая длительность определяется понятиями, касающимися сознания, но мы должны заметить, что чистая длительность не может быть адекватно осмыслена в понятиях. Чистая продолжительность - это то, что мы испытываем в повседневной жизни без символизации, а не то, что мы делаем, рассуждая и делая выводы. Это не только эпистемологический объект, но и сама жизнь. Эта точка зрения является основой бергсоновской философии.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии