Инклюзивное образование -миф или реальность?

.Г. Белинский:
«Никакой человек в мире не родится готовым, то есть вполне сформировавшимся, но вся жизнь его есть не что иное, как беспрерывное движущееся развитие, беспрестанное формирование.
Острова, где живут люди с инвалидностью, разбросаны по огромному миру их здоровых собратьев».

Развитие и структура современной общественной формации, эталонно, ориентированы ( особенно в условиях всепоглощающей глобализации)  на единые фундаментальные законы и нормы мирового сообщества в целом. Человечество как общность прогрессирует и совершенствуется посредством поступательного освоения своего генетического потенциала на всех уровнях, вне зависимости от территориального положения и социального статуса. Доминирующим звеном в этом контексте представляется адекватное и грамотное использование соответствующих ресурсов.
Биологические закономерности  диктуют объективную картину психофизического отображения реальности, в которой равноправно представлены более сильные, либо слабые элементы  Человека как Вида. В прошлом, основным критерием фильтрации особей в среде обитания и их выживаемости являлся естественный отбор. Касаемо Homo Sapiens, принцип, введенный Чарльзом Дарвином, не имел каких-либо особых «привилегий» и действовал математически вероятностно –определенным образом.  Так, например, в Спарте, соматически нездоровых детей беспощадно сбрасывали в бездонную пропасть, созидая тем самым, идеал будущего воина. Тогда этот  вариант существовал исключительно как способ выживания, но при сегодняшнем обзоре ленты времени, такая позиция, априори, деструктивна. Мировая практика открывает  пристрастному взору  таких известных, талантливых и неординарных личностей, как  Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Муххамед Али, Врубель, Ванга, Бетховен, Стивен Хоккинг, Грегори Лемершаль, имеющих достаточно серьезные нарушения здоровья, но благодаря несгибаемому внутреннему стержню, силе воли и жажде активного образа жизни, прошедших свой уникальный нестандартный  путь более чем достойно.  Они не только сумели преодолеть себя, но и блестяще избавились от  назойливого ярлыка и клейма «неполноценности»,чем лишь усилили роль  собственной социальной значимости относительно «здоровых» людей и меру посильного вклада в сфере личной деятельности.  Многогранный и всеобъемлющий европейский стандарт мышления, выражающийся в индивидуально - личностном подходе к любому индивиду, без предубеждений и клише, в большей степени позволил им наиболее полновесно реализовать себя в социуме.
Исторически сложилось, что Россия -  всегда выбирала собственный, сложный, другой путь развития. Сие, бесспорно, не могло не отобразиться на богатстве ее культурно-исторического наследия. Царская Россия обладала уникальным, присущим лишь ей одной, набором черт: высокая элитарная культура представителей высших слоев общества, образованность, мятущаяся, сомневающаяся душа, мыслящая  об истинном предназначении, идеи всего русского народа как Нации, неповторимый глубокий образ православной духовности,  ярой интеллигентности, искреннего милосердия,  душевного сестричества,  неподдельного меценатства и осознанной благотворительности. Князь Голицын, к примеру, безвозмездно создавал  особые дома содержания, « сирых, убогих и юродивых», сохраняя нерушимые традиции великого знатного рода. Небезызвестные события 1917года  кардинально изменили социальный заказ страны– с потребности в долженствующей образованности взамен на управляемую рабочую  безликую массу, бездумно подчиняющуюся рычагам власти. Великий писатель А. А. Платонов в своем романе «Котлован» четко обозначил отношения здоровых и калек – трудоспособных и нетрудоспособных – полноценных и неполноценных – развитых и недоразвитых. Ущербность, зависимость советского человека от пресловутого «общественного мнения», роль винтика в системе, инфантилизм и перекладывание ответственности на плечи «начальника»  - имя нарицательное – результирующей явилось формирование патологической деформации сознания в восприятии иных  и больных людей, отношения к ним, тонко подмеченное и преломленное сквозь призму произведения. Эта тенденция эхом рухнувшей эпохи  эпизодически прослеживается до сих пор, хотя формально, такие вещи  совершенно недопустимы. И сейчас включает в себя не только «широкую русскую душу», как общепризнанную  идиому, приобретшую за период социализма  некий налет негативизма, относительно любой инакости, будь то еврейский вопрос, вывоз инвалидов на Валаам, либо диссидентство, но по сути своей – есть антагонизм   цивилизованному планетарному мировоззрению и уровню толерантности – как естественному разумному мерилу отношения сильного к слабому. С течением времени, к сожалению, понятие «русской ментальности» в данном контексте исказилось до неузнаваемости  далеко не позитивном ключе. В частности, Европейский Союз уже сегодня  дает высшее образование людям с такими сложными и тяжелыми нарушениями здоровья, как синдром Дауна, поскольку там  существует реально действующая нормативно-правовая юридическая база, позволяющая жестко регулировать любые проявления дискриминации во всех областях жизнедеятельности.
Проблема становления человека как личности имеет под собой фундаментальные основы всей дальнейшей жизни и  вектора его движения в тенденции саморазвития. Относительно инвалидности данный постулат звучит наиболее остро, актуально и показательно, поскольку вся философия жизни человека с ограниченными возможностями есть философия борьбы.
На каждой ступеньке действуют серьезные препятствия искусственно созданные обществом и государством, требующие колоссальных усилий для преодоления  «ветряных мельниц». Мостик к высшему образованию инвалидов в России, на данном этапе, видимо,. является некоей привилегией.
Наверное, мне повезло, поскольку в школьный период серьезных проблем и препятствий для обучения не возникало. Учителя лицея и школы понимающие, дети толерантные и мы все проходили вместе, выпускной вечер был светлым и радостным. Казалось бы, выбирай одну дорогу и иди по ней, никуда не сворачивая, но при получении высшего образования, появились многие сложности, объясняемые отторжением. непринятием, равнодушием и безразличием, не позволяющим раскрыть внутренний потенциал.Человек, связанный с создание и творчеством имеет особое Мировоззрение и высокую цель – сохранение духовности. во вне зависимости от любой ситуации. Труд писателя дает возможность быть услышанным.
У каждого  из нас на тропинках судьбы есть выбор: сломаться и утонуть в проблемах, комплексах и предрассудках, подчиниться жизненным обстоятельствам или твердо идти вперед к мечте и поставленной планке, невзирая на весомые препятствия и преграды окружающего жесткого мира, но яркого и неповторимого в своей безудержной полноте. Это осознанный выбор каждого из нас:
«Жизнь позволяет поставить «ЛИБО», -
Эта частица, отнюдь не фора
Воображенью, но просто форма
Тождества двух вариантов, выбор
Между которыми – если выпал –
Преображает подвижность чистых
Двух параллельных в поток волнистых...»
                Иосиф Бродский
Острова особой жизни не находятся в отдалении  и изоляции, а развиваются и двигаются в огромном океане континентов по всему периметру здоровой мировой цивилизации.


Рецензии