Врага продержали в подвале НКВД и выдали зарплату

«Врагу народа» выбили зубы, продержали два года в подвале НКВД и выдали зарплату

В истории сталинских репрессий 30-40 годов прошлого века имел место быть один редкий случай, когда человека два года продержали в подвалах НКВД как врага народа, выпустили на свободу и выплатили не полученную за эти годы зарплату.

Это был Станислав Адольфович Драверт, земский, затем известный советский врач, автор многих научных трудов, создатель научной школы кировских акушеров-гинекологов, «Заслуженный врач РСФСР», «Отличник здравоохранения РСФСР».

Об этом случае мне рассказал его сын Иван Станиславович, участник Великой Отечественной войны, кавалер орденов Славы III степени, «Красной звезды», Отечественной войны I степени и медали «За отвагу» (В канун 60-летия Победы я написал о нем очерк «Я вновь встретился с войной» -http://proza.ru/2020/05/30/365 ).

В 1952 году Ивана Станиславовича пригласил к себе прокурор Алтайского края и предложил должность начальника отдела общего надзора. И.С. Драверт согласился и начал исполнять обязанности.

Представление послали в Москву, в Генеральную прокуратуру. Пришел ответ: «Не желательно» — ему припомнили-таки чей он сын:

«Мой отец, Драверт Станислав Адольфович, поляк, родился в городе Уржуме. Там родились его отец, дед, прадед. В тридцать восьмом он, гинеколог, был арестован по статье 58 за шпионаж, диверсию и организацию антисоветской группировки. Материалы на него передали в «тройку». Там посмотрели — чушь болотная, и вернули обратно. Послали второй раз — «тройка» признала его виновным и осудила на отбытый срок.

Около двух лет отец отсидел в подвале под замком Булычева (сейчас —здание местного управления ФСБ — Ф.Г.) на ул. Ленина. Потому что, если его оправдывать, тогда с тех, кто ему выбил зубы, перепонку, два года держал в подвале, надо было спросить. Позже ему выплатили (редчайший случай!) зарплату за эти два года, дали звание «Заслуженный врач РСФСР» и персональную пенсию. Реабилитировали после смерти Сталина. Но отец не озлобился, не опустил руки: как был доктором, так и остался им — за 60 лет практики провёл более 10 тысяч сложных операций».

И за что же тогда чекисты зацепились, объявляя шпионом безобидного провинциального акушера-гинеколога?

На свою беду, и после Октябрьской революции Станислав Адольфович Драверт не забыл, что он — поляк, предки которого поселились в России в начале XIX века и заслужили потомственный дворянский титул. И после создания Польши как самостоятельного государства, хотел туда уехать. В 1919 году от русско-польской репатриационной комиссии он получил документы на выезд, а в 1921 году зарегистрировался в городе Вятке, чтобы получить направление в эшелон для выезда. Однако коллеги отговорили его от такого опрометчивого шага. Да и сам он объяснял, что психологически нелегко ему было бросить на произвол судьбы гинекологическое отделение Кировской областной больницы, которым руководил.

Естественно, в 1939 году ему припомнили этот эпизод в его биографии и в обвинительном заключении записали: «Являлся активным членом антисоветской шпионско-диверсионной и повстанческой организации, так называемой Польской организации войсковой, и вел активную враждебную деятельность против советской власти».

Этот эпизод в 1952 году припомнили и его сыну:

«Мне прокурор говорит: подожди, все это пройдет. А я говорю, раз ситуация так складывается, мне здесь делать нечего. Я ушёл работать в самый глухой леспромхоз, в далекий районный центр Турочак Горно-Алтайского автономного округа. Этот районный центр знаменит тем, что с 1939 года там с семьёй жил Войцех Ярузельский, первый президент Польши» (Уточню: первый посткоммунистический президент Польши - Ф.Г.).

Иван Станиславович тоже никогда не держал обиды на Советскую власть — в меру своих сил трудился на различных ответственных руководящих должностях (Совнархоз, 41-й завод, Кировский шинный), коммунист с 1944 года. Почти до самой смерти (2016 год), пока позволяло здоровье, участвовал в партийной жизни и платил взносы.

Фото из семейного архива Дравертов.


Рецензии
По сути и справедливости первым президентом Польши был Юзеф Пилсудский, настоящий польский герой, а не кремлевская марионетка Ярузельский. А польского врача Драверта жаль, что прослужил всю жизнь врагам своей страны, да еще вступил в их шайтанскую партию. Бывает.

Темиртас Ковжасаров   04.06.2020 02:09     Заявить о нарушении
Мой герой - не Ярузельский, а Драверт Станислав Адольфович. Драверты в России оказались в начале XIX века. Служили новому Отечеству верой и правдой, даже получили наследуемое дворянство. Правда, была попытка (кажется, в 1918 году, когда разрешили желающим покинуть страну) уехать в Польшу, подали прошение, но так и не дождались разрешения на выезд. Потом, в подвале дома Булычева (тогда там располагалось управление НКВД, потом КГБ и ФСБ) в городе Кирове Станиславу Адольфовичу это припомнили.
Что же касается его сына, вообще потомков, все они люди, которые отличались и отличаются преданностью делу, которым занимаются и занимались. Иван Станислаович, как отмечал выше, искренне служил идеалам коммунизма, Родине - Советскому Союзу. Поэтому сказать, что Польша - его страна, мягко говоря, пойти против истины.

Фархад Гулямов   04.06.2020 07:46   Заявить о нарушении
Потому и жаль его, верой и правдой служившего режиму, который сначала держал в плену всю Польшу 150 лет, заливая ее кровью патриотов, когда она хотела освободиться, который посылал красные орды на нее, когда она получила независимость, предательски напал на нее вместе с Гитлером, расстрелял тысячи ее лучших мужчин в Катыни и после Войны снова сделал своим сателлитом на много лет. Коммунисты, по итогам их деятельности, намного хуже фашистов.

Темиртас Ковжасаров   04.06.2020 13:52   Заявить о нарушении
Я только сейчас обратил внимание про ваши слова о Катыни. Как раз в эти дни поляки добиваются извинений от правительства Украины за зверства ее националистов в Катыни. Что, по-вашему, укронацисты тоже коммунисты? Тогда почему они воюют с коммунистическим прошлым Украины?

Фархад Гулямов   17.07.2023 22:32   Заявить о нарушении