Семь радуг детства. Часть 20

       В апреле, через месяц, как нас привезли в совхоз, в школе состоялся большой пионерский праздник. В  день рождения Ильича построили всю пионерскую дружину и торжественно приняли в октябрята первоклассников, прикрепив им на грудь октябрятские звездочки.
Там же были объявлены и вожатые октябрятских звёздочек, в которые входили по пять ребятишек. Вожатые выходили и становились рядом со своими группами. Неожиданно вызвали и Ядю - её тоже назначили октябрятской вожатой, несмотря на то, что она « переселенка».  Ух, как я  ей завидовала, но понимала, что ещё  не доросла, ведь вожатых назначали  только с  пятого или шестого  классов.
    Ядю не очень привлекали обязанности вожатой октябрят. Ей бы посидеть дома за вышивкой!  Как-то я предложила:
   - Давай я с твоими  поиграю!
    - Ну да! Екатерина Михайловна   узнает – заругается, - сказала, а я чувствую:  она рада моему предложению.
   - Откуда узнает? Мы ребятам скажем, что у нас игра такая: ты – командирская  вожатая, а я твой помощник.

    На том и порешилли. Для меня  началась совсем интересная и тайная от других жизнь. Во время перемены я забегала в их класс и сообщала, где встретимся после уроков. Ребята были в восторге от моих задумок. В ближнем лесочке я делила их на две группы и предлагала найти «знамя» - мой галстук по приметам, которые оставляла заранее. В эту игру, то есть в разведчиков , они могли играть хоть каждый день.
    Ещё я затевала игру в лапту или  усаживала всех, как кур на жёрдочку, на  поваленное дерево и затевала игру «Узнай слово» Они её тоже любили, потому что  она была весёлая.
 
    А совсем скоро наступил Первомай. Перед этим на уроках труда и рисования мы готовили « транспоранты»: на уроках труда и рисования раскрашивали белые листочки разноцветными красками, отрезали два уголка – получался флажок, а мальчики прикрепляли их к палочкам клеем. С такими флажками наш класс шёл на демонстрацию. Наша школьная колона была вся раззукрашена портретами Ленина и Сталина, веточками с прикреплёнными к ним зелёными листиками, вырезанными из гофрированной бумаги. Было очень красиво и весело, мы дружно пели  песни, а когда подошли к клубу, нас заглушими гармошки, потому что с разных сторон подходили всё новые группы людей, и отовсюду неслись песни.

    Вскоре вся площадь перед клубом заполнилась людьми, га крыльцо клуба вышло начальство, там был и наш директор. Выступающие говорили  не очень долго, но могли бы и по короче. А когда поздравляли с праздником, мы все громко кричали «ура». Потом в клубе показывали  бесплатно фильм, но ребятам места не досталось. Всё равно было весело и интересно. К тому  же день выдался солнечный, и не надо идти в школу.
   На последней  пионерской линейке поздравляли и  октябрятских вожатых - тех, кто лучше других работал. Поздравили и Ядю. Она мне даже спасибо не сказала, задавака!
    Подошёл к концу учебный год. Я его закончила с пятёрками по всем предметам, кроме арифметики, по ней в табеле стоял жирный трояк.


                Испытание духа
        Первые дни каникул  мы  с Ядей  работали на огороде – пололи траву на грядках.
      Как только установились жаркие дни,  с утра все ребята стайками мчались через луг, отделяющий посёлок от Иртыша, к воде. Самые  смелые – к самой реке. Там вода чистая, но  - чуть увлечёшься - окажешься на стремнине, тогда чем дело кончится – неизвестно.
  Поэтому «мелюзга»,  вроде меня и тех, кто ещё меньше,, собиралась на  берегу протоки.  К середине лета она высыхала, но  в июне была в самый раз: хоть вода и быстрая, и дна не достать, зато переплыть протоку мог каждый второй.  Вода в протоке  тёмная – так это от того, что под водой не песок, как в Иртыше, а травушка-муравушка.

    После купанья на обратном пути можно было набрать целый мешок молодого сочного щавеля, да полевого лука – вот и  польза от нас, детей, для семьи. Дома ребята  очищали щавель от стеблей, а мамы резали его и бросали на несколько минут в горячую воду. Закипит – снимали, в банки раскладывали, да в  подпол уносили.  На всю зиму  заготовки для вкусных свежих щей!
      Но в один из дней я едва не утонула. Вся детвора – и самые маленькие, и постарше   - накупались вдоволь в протоке и помчались в сторону  небольшого посёлка на берегу Иртыша, чтобы всё-таки нырнуть в речку. А я , вдоволь наплескавшись, легла на берегу, чтобы согреться и позагорать, и уснула. Ядя  меня не разбудила – умчалась вместе со всеми.

  Проснулась, а я одна, надо  Ядю  ждать, она же меня не бросит. Жарко очень жарко. А вода притягивает, так хочется искупаться! Я вошла в воду.  Другой берег -  вот он, всего метрах в трёх.  Переплыву?  Плавать я умела, но только по-собачьи. А, доплыву!
    Противоположный берег приближался, всё хорошо. И вдруг моей ноги что-то коснулось. Говорили, что в воде могут змеи плавать. Я  рванулась вперёд, стала отчаянно бить руками по воде,  но берег от меня почему-то стал отдаляться. Или мне так показалось?  Кричать бесполезно – ни души!

   Взглянула на берег снова  – там моя одежда. Да я же назад поплыла! Развернулась, чтобы добраться до ближайшей стороны, но силы стали  неожиданно убывать, я захлебнулась и стала  тонуть.  Я,  стиснула зубы,  беспорядочно шлёпая руками по воде,  всё же стала приближаться к берегу, зацепилась рукой за траву и выкарабкалась  на берег. Сердце отчаянно колотилось.  Как же мне теперь отсюда выбраться, если Ядя  не вернётся за мной? Слёзы сами проложили дорожки по лицу, но солнце ласково их осушало своими жаркими лучами. 

   Всё закончилось благополучно. Горстка ребят, среди них и Ядя, вернулась на протоку. Сестра упросила мальчишек сплавать за мной. Назад я плыла уверенно, ведь рядом были «спасатели».
    Но всю трёхкилометровую дорогу домой меня не покидало чувство победы. Над собой? Много лет спустя, когда случались какие-то житейские сложности, в голове возникали картины моего приближения к берегу, моей борьбы в одиночку с водой. Значит, всё можно преодолеть, надо только собраться с силами!
    Продолжение следует


Рецензии