Воспоминания мемуары часть 7. 55 лет тому в настоя
Прошло почти полгода, наконец-то я решил сесть за стол, чтобы описать это важнейшее событие.
Время летит. И, когда в памяти, вдруг появятся воспоминания пятидесятипятилетней давности, которые вновь придется пережить, это возбуждает и радостно волнует.
Накануне поездки, недели за две, мне позвонил Мавлет Якупов, ныне действующий директор Камэнергостройпрома. Так по-прежнему именуется это предприятие, уже конечно не объединение, а просто общество с ограниченной ответственностью.
Заочно мы были прежде знакомы, Мавлет, неоднократно меня поздравлял с различными праздниками и очередным днем рождения. И когда, в этот раз, он пригласил приехать в Нижнекамск на торжественное мероприятие, я конечно с радостью согласился, так как вновь посетить место своей молодости, и в прошлом очень активной жизненной деятельности, было моей давней мечтой.
— Билеты вам закажет Айгуль, - сказал он.
Действительно в этот, или на следующий день она мне перезвонила, и очень по-деловому чётко и быстро, выполнила все формальности, связанные с поездкой. Айгуль, секретарь директора, оказалось симпатичной, очень исполнительной и деловой молодой женщиной.
Я уже несколько лет прекратил различные путешествия, однако в том году, буквально накануне, слетал самостоятельно в Казань, и это событие укрепляло мои возможности связанные с возрастом, и вселяло уверенность, что всё будет нормально. Так на самом деле и произошло.
Из Шереметьево в Нижнекамский аэропорт Бегишево, рейс выполнялся, знаменитым в кавычках, российским самолетом Сухой Суперджет 100. Об этом самолете последнее время в прессе было множество различных отрицательных сообщений и конечно было интересно, что он собой представляет на самом деле. Самолет оказался довольно приличным, небольшим узко фюзеляжным, всего по 1-му и 2 кресла в каждом ряду от прохода, обслуживался нормально, с позиции пассажира у меня никаких претензий не осталось.
Айгуль, предварительно мне сообщила, что в аэропорту меня встретит сам директор. На фотографиях с ним прежде, я познакомился. Возникшее некоторые сомнения, узнаю, не узнаю, не оправдались, и всё прошло удовлетворительно.
Мавлет Гараевич Якупов,62-х лет (в возрасте моего сына) среднего роста, в фуражке, надвинутой на лоб, сразу меня узнал, и радостно приветствуя, пригласил к выходу к своей машине. Заняв, место на переднем сидении, рядом с водителем, — вам тут будет лучше рассматривать наши окрестности,- предложил Мавлет, мы тронулись в путь. Я с волнением всматривался в знакомые прежде места. Аэропорт вроде бы не изменился. Дорога в Нижнекамск, показалось расширенной, многополосной, иной, чем в прежние времена. Слева по пути, появились очертания Нефтехимкомбината. Далее Мавлет предложил проехать мимо нового огромного комплекса нефтепереработки. Это впечатлило.
Ну и вот, наконец-то, подъезжаем к нашему зданию заводоуправления. Трогательно, здание вроде бы и тоже, но обновлённое облицовочное белой плиткой.
Поднимаемся вверх, кабинет директора. Всё современно, смотрится отлично. Приёмная, приветствует Ай-гуль и Алевтина Якушева, профсоюзный работник. В комнате
для отдыха, гостевой чай.
Знакомимся, Главный инженер Андрей Некрасов, заместитель директора Алмаз Якупов (сын директора) Фото на память.
Уже приехали все предыдущие директора. Ягудин АхметВагиз, Хайрулин Вакиф Зайнуллович, занимавший эту должность 20 лет. Приглашают на ужин.
Вместе с Вакиф Зайнулловичем(третий директор) в сопровождении Андрея Некрасова и Алмаза Якупова едем в ресторан. Разговоры, яркие воспоминания. С Хайруллиным прежде я встречался 25 лет назад, конечно годы берут своё. Вечереет, устраиваемся в гостинице это всё та же прежняя Кама, внутренне реконструированная и благоустроенная. На следующий день главные торжества и, по программе, самый насыщенный день.
Первое официальное мероприятие, открытие музея истории предприятия. Здесь в присутствии разнообразных гостей, прекрасной команды завода в составе красивых молодых женщин, мы 4-е директора, из шести руководивших заводом за прошедшие время, торжественно разрезаем красную ленту. Знакомлюсь с различными гостями.
Заместитель мэра города Нижнекамска Эльвира Долотказина, говорит, что распечатала значительную часть моих воспоминаний и с большим интересом прочитала. Это приятно и радует. В обнимку, на память, фотографируемся.
Гостей много. Перед стендами, собралась большая толпа. Люди суетятся, протягивают друг другу руки. Кто-то спрашивает у меня — Вам сколько лет? - отвечаю, -восемьдесят восемь,-О-о! — Оказывается это один из владельцев этого предприятия.
После музея поднимаемся в актовый зал, где организован фуршет. Устроено прекрасно, вдоль стен закуски угощают официантки, в центре зала высокие столики, куда устремляются гости, у помоста для сцены, девушки в длинных белых платьях играют приятные мелодии на скрипках. После моей работы в Министерстве, где мне посчастливилось участвовать в подобных приемах, иностранных фирм и посольств, а это было фактически 30 лет назад, позже мне не пришлось быть приглашенным на кооперативы. Уровень и качество организации, как сейчас, так и в следующих мероприятиях этого дня, неординарный.
Экскурсию по заводу проводит Алмаз Якупов
Приятный молодой человек, по возрасту как мой внук, чётко и аргументированно, рассказывает о действующих производственных процессах и технологических достижениях, довольно квалифицированный специалист инженер. Это говорит о том, что он-то не просто по блату, как сын директора, занимает это место, а квалифицированный специалист профессионал. И это уже хорошо, оставляет приятное впечатление.
То, что я увидел, меня очень впечатлило и обрадовало. Завод работает, в своей отрасли использует передовые технологии. Мостовые краны управляются снизу, при помощи пульта управления. Система прогрева бетонных изделий, газовые горелки. Технологические линии сварки арматуры. Специальная линия формирования изделий. Сварочные автоматы. Производство композитной арматуры. Полностью компьютеризированный пульт управления приготовления бетонных смесей. У пульта управления фотографируюсь симпатичной девушкой оператором.
Продукция разнообразная, к сожалению, потоков массовых типовых конструкции нет. Это, безусловно, усложняет работу. В Главном корпусе, который мы весь осмотрели, чисто и приятно. Ягудин, третий, после меня, директор завода, уже старый, правда моложе меня на пять лет, передвигается с трудом. Приходится для него подго-нять машину. Я воодушевлён. Единственное что меня смущает, то, что за это время, важнейшие вспомогательные подразделения были ликвидированы, или распроданы. А, как бы они могли помогать сегодняшнему предприятию. Давайте рассмотрим на примере. Например, транспортный цех. Естественно у него есть свои издержки производства. Но каковы бы они ни были, вполне возможно этим подразделением выполнять внешние услуги, любые перевозки, в том числе и междугородные, которые покрывали бы внутренние издержки, и в целом увеличивали рентабельность всего предприятия. Это относится и к другим вспомогательным цехам.
В так называемом девятом пролете, происходит основное действие торжеств.
В двух пролетном цехе, который очевидно в настоящий момент не используется, организована импровизированная сцена с большим экраном над ней. Напротив, на специальной трибуне, расположились работники завода и приглашённые гости. Мероприятие проводят специально приглашенные из Казани артисты, парень и девушка, а также несколько коллективов различных музыкальных исполнителей, который в перерывах между выступлениями, показывают свое творчество. Ведущий, по ранее подготовленному тексту, рассказывает историю предприятия, и всё это демонстрируется на большом экране. Первым выступает, очевидно, один из главных владельцев этого актива, Генеральный директор организации ТОПЛИВНО - ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ АССОЦИАЦИЯ "РЕСУРС - ХОЛДИНГ" человек сравнительно молодой лет до 50 Мустафин Рушад.
За короткое время знакомства и пребывания здесь, честно говоря, я не очень понимаю роль этой схемы владения и управления предприятием. Как мне кажется, возможно, я ошибаюсь, это компания приобрела Камэнергостройпром, у Республики Татарстан, по дешёвке, как это бывало на приватизационных Аукционах и владеет этим активом реального производства, как некоей витриной своей деятельности. Затем поочередно предоставляют слово каждому из присутствующих директоров предприятия. Перед отъездом, я, конечно, мысленно готовился к кому-то выступлению. Однако не предполагал, что это будет про-исходить именно в таких условиях. Затем мне пришлось выступать ещё несколько раз, на разных последующих мероприятиях. Постараюсь объединить все свои выступления в один общий текст.
Выступления в Нижнекамске
Примерный объединенный текст нескольких выступлений.
Благодарю за приглашение. Не будем фетишизировать кубометр. Мы празднуем и преклоняемся не какому-то там кубометру. Мы празднуем и поздравляем тех людей, которые всё это совершили. 1-й кубометр отформовал 55 лет тому мастер полигона Нехорошков Михаил. Впоследствии работал заместителем Генерального директора. Предлагаю, давайте поаплодируем всем присутствующим здесь специалистам за это большое достижение. Посмотрите друг на друга! Какие светлые и красивые лица! Повторяйте за мной: — Это наш праздник! И я в какой-то мере причастен к этим событием, так как здесь всё начинал с нуля. Немного истории. С 1954 по 1964 годы я 10 лет успешно жил в Казани. Имел все, молодую семью, квартиру, приличную зарплату, руководил первым заводом крупнопанельного домостроения. В это время в СССР решались грандиозные планы по жилищному строительству, и мне пришлось первому освоить производство и организовать выпуск на первом заводе крупнопанельного домостроения в Казани. В качестве его руководителя. Всё шло отлично. В шестидесятых годах(60 лет Тому) было принято постановление о развитии нефтехимии в районе тогда ещё посёлка Нижнекамска. Строительство было поручено Министерству энергетики СССР. В этот период областной комитет партии направил меня с комиссией в Нижнекамск. Назову это: - Любовь с первого взгляда.
В 1964 по 1974 Нижнекамск. Следующие 10 лет это один из активных периодов в моей жизни и работы. Мы здесь сотворили чудо, создали с нуля коллектив, построен крупный завод, объем продукции достигал до 400 тыс. кб/год? Подчинили Средне Волжскому Совнархозу с центром в г. Куйбышеве (Самаре). УСЭП Куйбышевэнергострой. Голое место. Совершенно нет никаких специалистов. В округе только сельскохозяйственные деревни. Выход, приглашать молодых людей из разных городов Советского Союза. И это удалось. Ничего не имея за душой, найти способ заинтересовать молодых людей. Личное внимание, встречи в аэропорту, рассказ о будущем, пикник на природе. Сразу сложился дружный коллектив, молодых энергичных мечтателей, приехавших из разных городов страны, включая Москву. Бытовые неустройства, резиновые сапоги. Чёрная Грязь по щиколотку, ничего это не смущало. А помимо работы, встречались, ходили в походы к красному ключу и конечно пели очень популярные в шестидесятые годы песни: были очень дружны друг с другом, невзирая на занимаемые должности.
Молодость это амбиции и романтизм.
Почему нам всё удавалось. Мы наращивали объемы в невероятно короткие сроки. Причина была в независимости, мы подчинялись только Москве, местным органам было не до нас.
Последняя электричка композиторы Тухманова исполнял Эдуард Хиль, к сожалению ушел.
— Опять от меня сбежала последняя электричка, И я по шпалам, опять по шпалам, Иду домой по привычке.
Еще: Буду я точно генералом
Мечтаем, каждый — о своём, но объявляется подъём, когда казарме снятся сны. Капрал командует: вперёд! А сам, конечно, отстаёт. И на войне, и без войны
Припев:
Как хорошо быть генералом, Как хорошо быть генералом!
Лучшей работы Я вам, сеньоры, не назову!
Стану я точно генералом, Буду я точно генералом,
Если капрала, если капрала Переживу! и еще:
Мы чётко знаем всех невест И в гарнизоне, и окрест, А также барышень и вдов! Но лично я для рандеву Ищу весёлую вдову Семнадцати годов! Пехота топчется в пыли, Капрал орёт: рубай-коли! А мы хотим рубать компот! Капрал, голубчик, не ори, Ты отпусти меня к Мари, Пока ещё девчонка ждёт.
Кстати за эту песню, Эдуард Хиль исполнил в военной академии по просьбе Юрия Гагарина, за что был наказан. — Буду я точно генералом, если капрала, Если капрала переживу!
Генералы обиделись, не понимая, кто такой капрал. Стихи Михаила Танича.
И конечно, когда накрывали поляну в лесу, Подмосковные вечера Соловьева- Седого и Матусовского
Волжский автозавод и разногласия с местными органами.
15 августа 1966 года президент Fiat Джанни Аньелли, подписал контракт с министром автомобильной промышленности СССР Александром Тарасовым, по созданию автозавода в городе Тольятти, с полным производственным циклом.
1971 года Государственная комиссия приняла в эксплуатацию первую очередь Волжского автозавода.
С первых месяцев 67 года нам поручили большие объемы поставок на это строительство. Колонны для корпусного завода. — Будут принимать итальянцы!- Четвёртую поверхность шлифовали абразивными кругами. Проходные тоннели огромных размеров, различные сложные конструкции. Требовалось разработать технологию, изготовить оснастку. Подготовка к производству этих конструкций послужило толчком к созданию цеха по изготовлению металлической оснастки.
Отгрузка по железной дороге. Вагонов не хватает. Принимаем решение грузить по Каме и Волге. Строительство причала в районе в Соболеково.
Москва требует, ежедневный доклад по производству и отгрузке, еженедельные отчёты. Семьдесят процентов мощностей загружаются этими заказами. Начальник стройки Королёв Евгений Никифорович – бесконечные скандалы. Несмотря на то, что у нас личная дружба, встречи семьями. Москва ограничивает объемы производства для Королёва. На меня давят со всех сторон, требуют производить дополнительные объемы, на которые нет вы-деленных ресурсов. Я не поддаюсь.
Решено: Сломать при содействии первых лиц республики! Совещание у первого секретаря обкома Табеева. На меня оказывают колоссальное давление. Табеев, начинает с демагогического выступления. — Уралов не понимает задач партии. Химия для народа важнее автомобилей!
Я не сломался.
Камский автозавод, первые шаги. Осень 1970 года. Почему Вы (обращение к слушателям) называетесь Камэнергостройпром?
Участие в комиссии с секретарем обкома Троицким. Поездка в Тольятти к директору ВАЗа Полякову. Огромное впечатление от встречи с этим человеком. К этому времени наш завод, превращается в крупного межрегионального поставщика Минэнерго. Другой базы нет. В это же время в стране появляется тенденция создания производственных объединений, на базе головных Заводов. Так как, в Набережных Челнах, предстоит построить целый ряд предприятий строительной индустрии, у меня возникает идея объединить все эти предприятия на базе нашего завода и создать производственное объединение.
В Набережных Челнах стройка называлась Камгэсэнергострой, наше объединение предлагаю, назвать Камэнергостройпром. Готовится приказ, в объединение включается дирекция строящихся предприятий, ряд имеющихся в этом регионе действующих предприятий, гранитный карьер в Свердловской области в посёлке Северка. В том числе набережночелнинский завод ячеистых бетонов, завод в Заинске. Управление комплектации поставками с других заводов нашего главка.
Приказ о моем назначении Генеральным директором этого объединения, подписывает Министр Непорожний, при посещении Нижнекамска, прямо в машине. Меня пригласили, посадили рядом с водителем, министр сзади.
Мы приступили к выполнению этой сложной задачи. За первые полтора года было очень много сделано. Кадры разделили. Кто-то остался на заводе, другие вошли в управление объединения.
Связь. Создаем прямую радиосвязь Нижнекамск – Набережные Челны. Полным ходом налаживаем работу, вновь созданной, дирекции строящихся предприятий. Принимаем оборудование. Проводим реконструкцию за-вода ячеистых бетонов. Осуществляем строительство и пуск в эксплуатацию нового завода силикатного кирпича, первого домостроительного завода в Набережных Челнах. Своими силами сдаем два первых крупнопанельных дома для новых коллективов. Сегодня, оглядываясь назад, приходится удивляться, как много было сделано за это короткое время!
То, что мы находились в Нижнекамске, не нравилось первому секретарю Набережночелнинского горкома КПСС Раису Киямовичу Беляеву. Он настраивает первого секретаря татарского обкома Табеева. Под их давлением в Набережных Челнах, конец 72 года, создается специальный трест по руководству предприятиями строительной индустрии, который полностью укомплектовывается кадрами, созданного нами объединения. Начальник треста — мой главный инженер Г. Непогодин. Это был серьезный удар по мне лично. Большие дела, колоссальная энергия, будущие мечты, все ушло в песок. На этой почве возникли трения с местными органами, мне стало неинтересно дальше работать и через некоторое время меня забирают в Москву на работу в наш Главк.
В завершение читаю мое стихотворение
«Правда и ложь»
Правда была не броско одета,
Скромно вошла в переполненный зал,
Ей из толпы не послали привета,
Из знаменитых, никто не встречал.
Здесь каждый, кого-то, очень заждался,
Ну, наконец-то! Всех бросило в дрожь.
Всплеск ликования шумно раздался,
Это пришла, сверх модная Ложь.
Что же должно было здесь приключиться,
Как предпочтения свои изменить?
Надо от фобий людских излечиться,
Чтобы на правду, всю ложь заменить.
В жизни у нас всегда происходит,
Это бывает на каждом шагу,
Ложь вместе с правдой часто приходят,
Как поступать, решать самому.
Врать никогда! Захватить всё чужое?
К этим призывом душа не лежит?
Не сомневайся, не мысли другое,
Знай, ты, что Правда всегда победит!
Написано 28.05.2018
После завершения торжества, официальной её части, ко мне подошли очень многого разных людей. Протягивали руки, кто-то обнимал, улыбались и о чем-то говорили. Оказывается среди присутствующих, было еще несколько человек, из того давнего прошлого. Конечно, сразу я не вспоминал лица, уж больно много прошло времени. И, только потом, после некоторых объяснений, какие-то прошлые черты начинали восстанавливаться. Так я вспомнил заместителя конструкторского бюро, когда он сам напомнил мне о Гойхберге начальнике этого бюро. Всё это было очень приятно.
Затем состоялся торжественный прием с обедом для приглашенных гостей, здесь также пришлось выступать. Сожалению не удалось близко познакомиться с владельцами предприятия, а только лишь переброситься отдельными фразами, из которых следовало, что они поддерживают производство. Но, как мне кажется, стратегией и его развитием они не занимались.
Экскурсия по городу. До вечернего торжества еще оставалось много времени, и главный инженер, Андрей Некрасов, пригласил меня и Вакифа Хайрулина третьего директора, проехать по Городу, на что мы с удовольствием согласились.
Надо сказать, что город, с тех времен, значительно разросся. Население около 240000.Когда я уехал, численность составляла примерно 75000 чел. Чистые просторные улицы, много легковых машин, движется городской общественный транспорт. Мы проехали по Проспекту Химиков, Проспекту Мира, Проспекту Строителей, Улице Юности где я прежде жил в доме №5, у Школы №2 где учился мой сын, посетили "Парк семья", Комплексный Музей. Ознакомились с Красным Ключем, где посетили Музей Народного Художника Ахсана Фатхутдинова, который обратился в своем творчестве к доисламскому языческому периоду культуры татарского народа.
Интересно, но не очень впечатлило. Видно посещение различных мировых выставочных центров, типа Лувра и других, против которых, это выглядит очень скромненько, но заслуживает уважения. Прогулялись по набережной около речного вокзала, взглянули на городские пляжи. Вспомнил как в то время, моя супруга Анна Васильевна, заместитель председателя городского совета, очень много занималась благоустройством пляжей и этой территорией. В городе много торговых центров, и таких традиционных как Пятерочка. Водитель машины, когда мы проезжали мимо, каждый раз напоминал: владелец — мэр, владелец — мэр. То есть, как везде в России, собственность прибирается властью, и, захватив её, теперь можно сдавать в аренду различным торговым сетям. Вряд ли мэр вкладывал свои собственные деньги в строительство тех или иных торговых объектов.
Вечером, в ресторане гостиницы, уже банкет чисто коллектива завода. Хорошие лица, радуются, веселятся, Танцуют Вечером, на узко заводском банкете в ресторане гостиницы, вместо формального обращения к присутствующим, прочитал своё стихотворение:
Про Бога сказка, я не верю,
Но есть Начало всех начал,
Что в жизни открывает двери,
Определяет, истинный причал.
О, Женщина, перед тобою преклоняюсь!
За всё прощения прошу,
Быть искренним пытаюсь,
И восхищение приношу.
За то, что был не адекватен,
Красавиц разных он любил,
Но, с ними только миг приятен,
С тобой одною счастлив был.
Ведь ты всегда, за всё в ответе,
Скрепляла целостность семьи,
Заботами, взрастали дети,
А, в жизни лучше, не было судьи.
Глаза твои, что океаны,
В них отражались буря, штиль.
А голос твой, звучат органы,
Мелодий радостных, на много миль.
За это всё, за прелесть жизни,
Тебя большой любовью одарю.
За, то, что образ твой, безукоризнен,
За всё, тебя благодарю!
5 авг.18 г
И поздравил всех женщин с этим праздником. Я, не досидел до конца, ушёл пораньше.
Упущенные возможности.
Во время этой поездки, исходя из ответов на вопросы, которые я задавал руководителям предприятия, у меня сложилось впечатление об огромных упущенных возможностях, которые произошли за последние годы. И, претензии по этому поводу, прежде всего, следует предъявлять так называемым сегодняшним хозяевам, которые в принципе должны определять всю стратегию существования и развития.
Конечно, спасибо хотя бы за то, что предприятие существует, как-то работает, и вообще не исчезло, по при-меру многих других. Однако в этом не очень большая ваша заслуга.
Прежде всего, хочу остановиться на структуре управления. Данная форма в виде общества ограниченной ответственности, совершенно бесперспективна и не создает, у руководства предприятием, каких-либо внятных стимулов для будущего развития.
Директор завода и главный инженер, просто работают на заработной плате. Стимулов для развития на долгие годы практически нет. Каждый из прежних, да и действующий директор, стремятся заработать свой небольшой капитал, построить дом в Казани и в пенсионном возрасте уехать. Так оно фактически происходит. Совсем по-другому обстояло бы дело, если бы это предприятие существовало в виде акционерного общества, в котором, как минимум, у директора или генерального директора было бы доля в размере 25%, а у главного инженера хотя бы 10% акций.
Дальше, я конкретно, остановлюсь, на упущенных возможностях.
Конечно, критиковать всегда легче, чем что-то конкретное делать. Однако, я имею права на это, потому что, еще в советские годы 50 лет тому назад, в составе тогда действующего объединение, были созданы и задействованы различные вспомогательные подразделения, которые могли самостоятельно действовать и приносить значительную прибыль. Вместо того чтобы сохранить, и сберечь эти подразделения, как зеницу ока, все они были разбазарены, распроданы, прекратили своё существование. Это особенно важно в рыночных условиях, после девяностых годов, когда от наличия заказов зависит объем производства. Особенно болезненно для предприятия, ограниченного в своей деятельности, одним видом производства, имеется в виду производство сборного железобетона, в условиях, когда строители ежегодно наращивает мощности возведения сооружений из монолитных бетонных конструкций. Отсутствие диверсификации производства, особенно опасны в кризисных обстоятельствах, в которых мы сегодня находимся.
Разберём конкретно, что мы потеряли.
Состав прошлого объединения входили следующие подразделения.
1.Транспортный цех до 200 единиц.
Транспорт это самостоятельная отрасль, которая позволяет работать не только на внутренние, но и внешние потребности. Осуществлять услуги независимо. В прошлом году, будучи в Казани, я встречался с предпринимателями, которые содержат 8- 10 дальнобойных фур, выполняющих не только внутри российские, но и международные перевозки. На этом они прилично зарабатывают. Такое подразделение имело бы неограниченные возможности выручки для предприятия.
2.Строительно-монтажное подразделение.
Выпуская, серию конструкции типа 95,широкими планировочными возможностями. Наличие такого СМУ, позволяло самостоятельно формировать рынок сбыта не только в городе Нижнекамске, но и во многих других го-родах, где всегда имеется потребность возведении элитного жилья свободной планировки.
3.Цех металлоконструкций.
Не говоря, о собственных потребностях, технологического развития, изготовления для этих целей нестандартного оборудования, это опять дополнительное направление выпуска иной продукции.
4.Складские помещения.
Во всех городах, включая Москву, идет борьба за такие помещения, как источник приличной прибыли. Это сдача в аренду и обслуживание арендаторов. Это, наконец , создание своих собственных точек продажи хотя бы строительных материалов, что также есть источник диверсификации производства.
Сегодня, когда я пишу эти строки, в связи с коронавирусом, приближается тяжелейший экономический кризис, и в этих условиях наличие таких подразделений, оказало бы огромное влияние на выживание.
Уважаемые господа хозяева! Не знаю, как вас правильно называть, то ли финансисты, то ли Торгаши, если в прошлом, развитие предприятия Вы, прямо говоря, про-срали, я именно настаиваю на этом слове про-сра-ли!
То давайте хотя бы задумаемся о будущем и сделаем так, чтобы предприятие развивалась, существовало и радовало всех. Для этого, нужен постоянный сбыт. Потребность, такой продукции должна иметь сбыт хотя бы ближайшие 50 лет. В качестве одного из вариантов выбора такой продукции, предлагаю следующее.
Последнее время во всех передовых странах резко увеличился объем производства так называемой возобновляемой энергии. Одним из видов такой является ветряная. Когда едешь по любой из стран Европы, то-ли по Франции, то-ли по Британии, то-ли по Германии, везде попадаются непрерывные цепочки действующих ветряков. Думаю, и в нашей стране не миновать этого. Наше предприятие может вполне подойти для такого производства. Если в Европе, опоры для ветряков делают из металла (металлических колец),то в Штатах эти опоры исполняют из железобетонных колец. Пропеллеры ветряков исполняются из композиционных материалов. У вас есть основа, действующий хороший коллектив, опыт производства подобных конструкций, в том числе из композита, попробуйте. Требуется хороший инвестиционный проект, и желание его осуществить в жизнь. Я об этом говорил с Алмазом Якуповым, как с молодым перспективным инженером. Камэнергостройпром, находится в центре Приволжского региона с благоприятными автомобильными, железнодорожными и речными логистическими возможностями. Учитывая, что вы представляете Энергетиков в Татарии, такое развитие соответствует вашему образу деятельности. Желаю успехов.
Три дня пролетели как мгновение.
Но по количеству событий и впечатлений, они равны месяцу. Последний день, день отлета где-то в 16:00.Гости в основном из Казани и Набережных Челнов, все разъехались. Мавлет Якупов-директор Камэнергостройпрома с утра до посадки на самолет, со мной.
Мне было очень приятно и трогательно от его внимания. Казалось, кто я такой, пожилой человек пенсионер, не обладающий не какими ресурсами, которые могли бы оказать какую-то помощь предприятию, не имеющий связей влияния в российских структурах. То есть для предприятия никто. Но на деле оказалось, что прошлое, нарождение завода с нуля и его бурное развитие, оставило в памяти, истории большое значение.
Спасибо за внимание и уважение!
В этот последний день, мы ещё раз проехали по городу. Я посетил памятники, основателей города, Лемаева и Королёва, возложил цветы. В Строительном колледже, нас очень любезно приняла директор Татьяна Куприянова, симпатичная женщина польского происхождения. В колледже организован большой Музей, первостроителя Евгения Никифоровича Королёва.
Надо сказать, что сам Мавлет Гараевич, произвел на меня очень благоприятное впечатление. Спокойный, неторопливый. Чётко выражает свои мысли, одновременно, как мне показалось, жёсткий, и, очевидно, требовательный к своим подчинённым. Я обратил внимание, что не только работники предприятия, но и люди независимые, представляющие какие-либо внешние структуры, относятся к нему с большим уважением.
Полный огромными впечатлениями, вечером из Бегишево я возвратился в Москву.
Москва апрель 2020 г.
Последняя редакция 2020 года
В частях 1,2,3,4,5,6,7 использованы коллажи, составленные из собственных фото автора.
Свидетельство о публикации №220053001769