Пражские фотоакварели

Всю жизнь мечтал посетить Прагу. Не Париж, не Рим, не Нью-Йорк, и даже не Петербург, а именно Прагу. Мне с юности казалось, что Прага – это столица Красоты и Свободы. Не знаю, так ли оно, ведь для того, чтобы так сказать, нужно много сравнивать. Но, наконец, я посетил Прагу в апреле, и увидел все своими глазами. Без всяких сравнений, Прага – красавица и умница. И кстати, не зануда. А еще она домашняя, уютная, разнообразная, интересная и вкусная…

Часто при описании Праги говорят «сказка». Мне это определение не очень нравится, ведь сказка – это что-то несерьезное, игрушечное. Неправильное слово. Я бы сказал, что Прага – это город-легенда. Она и сама по себе легендарна и рождает легенды, которые известны, и которые еще возникнут потом. Это город-симфония. Потому что история Праги тесно связана с музыкой, и потому что сама ее атмосфера рождает музыкальные ассоциации, именно ассоциации большой музыки, симфонические. Это симфония церковных шпилей и архитектурных завихрений. И конечно, это город-музей, потому что многие здания в Праге – это памятники истории и культуры, и история здесь – просто под ногами.

Пражский град, Карлов мост, Староместская площадь, Вышеград, все эти легендарные названия и памятники архитектуры на несколько дней стали мне такими доступными, само собой разумеющимися, почти родными, что я уже и не смотрел на них… Да, роскошь становится настоящей тогда, когда уже перестаешь ее замечать.

Для себя я открыл однажды, что Прага как-то по-особому, магически выглядит в дождь. Может быть, в этом более правильное, точное выражение ее духа. Представьте Прагу солнечную: яркий свет, улыбки, движение, суета… Банально. Сочи, что ли? Прага в дождь замыкается, и становится торжественно-строгой, приобретает особую стилистическую струну, как рисунок художника. Она словно переходит в другое измерение, и перестает быть парижским бульваром, который хотят из нее сделать. Наверное, это потому что в ней просыпается свойственная ей, заложенная историей готическая тоска по чему-то большему, не здешнему. Людей становится меньше. Лица закрываются зонтиками и капюшонами. Стуки ног по мостовой отдают где-то звоном колоколов, а вертикали узких улиц уводят взгляд ввысь. И тогда Прага становится собой, городом-легендой, городом, который нужно не видеть, а чувствовать.

Со временем я начал обращать внимание на некоторые сделанные мной в Праге фотографии, по общим понятиям – отбраковки – смазанные, расплывчатые фотоснимки. Но мне показалось, что эта расплывчатость придает им особые свойства. Я сделал подборку таких фото и назвал ее «Пражские фотоакварели». Но их акварельность не только в том, что они напоминают картинки в этой технике, а в том, что большинство их сделано благодаря воде – в дождь. Так получалась масса ярких бликов, контрастность, движение. Дождь сам рисовал и показывал мне эти картинки, а я только схватывал их – иногда удачно, часто – средненько… А бывало, что дождь, свет и фотоаппарат сами выдавали оптические «велибры», по-своему удивительные. Так благодаря воде – дождю, облакам, или отражениям в лужах на мостовых и в самой Влтаве – Прага создает картины, которые возникают, и исчезают бесследно, только обещая новые, другие… Она такой и запомнилась мне – расплывчатой, туманной, фрагментами, как будто во сне, так что я уже мало что точно помню, как будто бы и не был там, а только мечтал там быть…

2012-2015 гг.


Рецензии