Пансионат 6. Не рой яму другому

   Директор спустился с гор загорелый посвежевший и располневший. Когда Олег Сергеевич рассказал ему о борьбе с привилегиями, он схватился за голову.

- Все, кончилась спокойная жизнь! Лучше бы я там остался навсегда. Сегодня же буду проситься у Демидова о переводе заведующим подсобным хозяйством.
- Напрасно. Это в статусе директора вы так успешно справляетесь с этими делами. Продовольственную программу тихонечко спускают на тормозах. Кроме нас в районе это знамя не подхватил никто. Уже осень, а еще никого не притянули к ответу за невыполнение. Это верный признак, что программе каюк. А мы ввязались как минимум еще на одну зиму. Если понизите статус, и коров уморят, то, как заведующий ответите за материальный ущерб. А в должности директора можно побороться. Если бы я не стыдился бросить вас один на один с этими шакалами, давно бы ушел. Меня здесь ничего не держит. Зональное управление транспортом, прознав про мою прежнюю работу, предлагает должность директора автобазы. Это мне намного интереснее. Я был в автобазе и вижу, что там нужно делать.

- Нет, давайте поборемся. Пойду объясняться с начальством.
- Я сказал, что вы не в курсе моих действий. Обещайте оторвать мне голову и сослать к коровам навечно.
- Не пройдет, примитивно. Они сами мастера переводить стрелки.

   Олег Сергеевич на две недели уехал на подсобное хозяйство, где шла подготовка к первой зиме. Хлопоты по обустройству жилья для людей и загонов для скота захватили с головой, заставили забыть о пансионате. То некому готовить, то моторист не вернулся с выходных и никто не знает где ключи от сарая с соляркой. Приходится взламывать, потом устанавливать новые запоры. То картошку выкопать не успевают, скоро ее не найдешь в сплошном бурьяне. Приходится скашивать и убирать траву и по остаткам ботвы определять, где клубни. Зато в здешней почве она как нигде вкусная и крупная. Урожай без особого ухода превышает в разы тот, что получают на побережье. Приходится сооружать хранилища на зиму.
   После выходных пришла вахтовая машина без Анисимовны, завхоза, которая с самой весны здесь в роли хозяйки и повара. Такие обеды как у нее Олег Сергеевич помнил с детства на сенокосах и уборке в целинные времена.
   Водитель рассказал, что в пансионате разгорелись страсти по поводу директора. На него прислали комиссию из управления, и она копает во всю мочь. Опрашивают всех кто ездил в командировки на подсобное. Анисимовна рассказала, что он завез домой своей корове тюк сена, ему теперь дело шьют. Еще она передала целую тетрадь, в которой все дела по котловине и на водителей и на скотников и какие-то сговоры директора с местными колхозниками. Сексотом оказалась. Теперь ее сделали старшей горничной и запретили отправлять в Котловину. Главный ревизор сидит в кабинете главбуха с этой тетрадью и по одному допрашивает всех. Заместитель по строительству Эйвазов ходит гоголем, всем рассказал, что его прислали на замену директору и уже начинает распоряжаться. Директору некогда работать, сидит объяснения пишет и по телефону перед управлением оправдывается. Все на глазах у людей, пансионат гудит.

   Олег Сергеевич выехал в пансионат, оставив хозяйство на Арминака Говсеповича. Приехав вечером, забежал домой на полчасика и поехал сразу к директору.
   Тот сидел во дворе в каких-то запорожских шароварах и заношенной рубахе. Увидев заместителя, зачерпнул из колодца ведром арбуз, разрезал и подал громадный ломоть, искрящийся на срезе под фонарем, освежающий холодом колодца.

- Опрометчиво ты Сергеевич поступаешь. У нас принято в таких ситуациях не демонстрировать отношения с опальным начальством. Я уже проходил это, не обижусь.
- Как-то не думал об этом никогда. И сейчас не собираюсь. Что будем делать?
- А что ты сделаешь? Не дергайся, если хочешь уцелеть, сомнут. Это за мной старые хвосты тянутся. В свое время Демидов принял меня на работу без согласования с райкомом. Теперь исправляет оплошность. Я все надеялся, пронесет. А теперь уже не уйдешь без последствий, как бы хищение социалистической собственности не вменили. Позор и уголовка. Возвращался с Котловины, ночью под дождем прихватил с собой тюк сена, зная, что дома корова голодная, а жена не знает что делать. Я задержался на два дня. Она ее уже хлебом кормила. За скармливание хлеба скоту, кстати, тоже полагается наказание как за дотируемый товар социального назначения. Куда ни кинь. Со мной была Анисимовна. А у нее тетрадка. Так что вспоминай, вдруг и ты в этой тетрадке значишься.
- Я разговаривал на подсобном с людьми. Все считают это ахинеей и заказухой. Не зная причин, думают, что просто место освобождают под Эйвазова. По сути, так и есть. Симпатии в этом деле на вашей стороне, хотя в целом народ к вам любовью не пылает. Но наш народ еще ни одного руководителя не жаловал. А коллектив это сила. Позиции райкома мы тоже не знаем. Завтра я поговорю с работниками, которые пользуются авторитетом и выработаем тактику и стратегию. Вас прошу не вмешиваться, дело ваше теперь, извините, телячье.
- Ох, не лез бы ты Олег Сергеевич. Не сносить головы. Я их хватку знаю.
- Я сдаваться сразу не привык. Отдыхайте, берегите нервы. Чему быть того не миновать.

   На следующий день Олег Сергеевич, приглашенный на беседу с председателем комиссии в лице главного экономиста управления, отказался отвечать на наводящие вопросы.

- Я не ребенок и понимаю, откуда ветер дует. Все что вы здесь наковыряли не стоит выеденного яйца. На вашем месте постеснялся бы, заниматься этой ерундой. Сразу видно, что на северах штаты переполнены. Прошу больше по пустякам меня от работы не отвлекать. По существу готов, но, боюсь, вам это не понравится.

   После доклада начальству, о чем немедленно заговорщическим тоном доложила главбух, комиссия его больше не тревожила.
   Несколько человек, чьим мнением Олег Сергеевич поинтересовался, единодушно заявили, что все это наветы. Особенно их возмущало участие Анисимовны, которую все не любили. Пообещали поддержать при необходимости.
   На следующий день главбух сказала, что директора нет на месте, а сегодня он должен проводить планерку.

- Если не появится, я проведу.

   В одиннадцать часов она влетела возбужденная и почти радостная.

- Олег Сергеевич, а вы на планерку не идете? Там уже за директорским столом сидит Эйвазов и спрашивает все ли на месте.

    В отсутствие директора замещает зам по общим вопросам, т.е. Олег Сергеевич. Эйвазов был замом по строительству.

- Скажите ему, чтобы не начинал, я сейчас подойду.

   Олег Сергеевич вошел в кабинет директора, поздоровался и прошел к месту директора.

- Спасибо за подстраховку Николай Гасимович, идите на свое место.
- Мне сказали проводить планерку.
- Приказ о назначении есть? Покажите. Если нет, не смешите людей.

   Под перешептывание присутствующих тот сначала двинулся к своему стулу, потом резко повернулся и выбежал из кабинета.

-  Все на месте? Как здесь оказалась Юлия Анисимовна, кто пригласил и по какому вопросу.
- Она на всех последних планерках присутствует.
- Что значит, на всех планерках присутствует? Горничные к ИТР не относятся. Посторонние могут присутствовать для решения конкретного вопроса. Такой вопрос есть? Если нет, вы свободны. Понадобитесь, пригласим. Что за выкрутасы у Эйвазова? Нина Романовна, пойдите и верните его сюда. У меня имеются вопросы к строителям по подсобному хозяйству.

Инспектор по кадрам вернулась и сказала, что тот отказывается присутствовать на планерке.

- Понятно. Подготовьте приказ об объявлении выговора. Формулировку подработайте по смыслу. За отказ от выполнения обязанностей. Все, забыли, работаем.

   После планерки телетайпом пришел приказ об отстранении директора от выполнения обязанностей на период проверки и назначении заместителя по общим вопросам исполняющим обязанности директора. Олег Сергеевич попросил кадровичку пока этого не разглашать.

- Сейчас коллектив взбудоражен, я и без того занимаюсь своим делом. Огласим при необходимости.

   После обеда к нему подошел Эйвазов и дрожащим от возбуждения голосом стал возмущаться.

- Ты что меня перед людьми идиотом выставляешь? Не понимаешь, с кем дело имеешь. Так знай, мы с тобой не сработаемся.
- Возможно, но мы с вами козлов по горам не гоняли, прошу соблюдать этику, хотя бы на работе. Я понимаю темперамент и соответствующее воспитание, но вы ведь имеете высшее образование. Хотите на «ты» тогда не в рабочее время и не на предприятии. Всегда готов, но пожалеете, это я обещаю.

   Выяснилось, что директор с сердечным приступом увезен в районную больницу. Жена категорически запретила его посещать.
   Олег Сергеевич позвонил начальнику управления и сказал все, что думает об их действиях.

- Считаю подлым продолжать эту мышиную возню во время болезни человека. Честнее сказать, что неугоден, сам поймет. Но кто тогда коров доведет до кондиции? Хотите ответить за авантюру, в которую превратили правительственные решения? Или Эйвазов решит все эти вопросы?  Он способен довести только до ручки. Кстати урезоньте его или назначайте приказом. Но тогда я уйду в тот же день. Не шантажирую, просто предупреждаю, что буду не последним. Люди в этих условиях держатся добрым словом и обещаниями светлого будущего. Он последних разгонит.
- Не паникуйте, занимайтесь своим делом. Работа комиссии как раз в их число не входит. Будут выводы и результаты.


   Олега Сергеевича пригласили в райком, и крутолобый заворг без обиняков сказал ему, что дни Гаврилова сочтены, и они намерены предлагать его кандидатуру на должность директора.

- У меня сложные отношения с северным начальством. К тому же они прислали на его место своего человека, и тот уже полгода строит козни вместо работы.
- Ничего не знаем. Обычно при постановке на партийный учет нас ставят в известность.
- Он не коммунист и поэтому на учет не вставал.
- Не смешно. Должность руководителя любого учреждения на территории является номенклатурой райкома. Еще не было случая, чтобы утвердили беспартийного. Поражаюсь беспечности вашего начальства. Это мы в расчет не берем. Что скажете?
- Скажу, что эта работа мне не нравится. Слишком много в ней элементов холуйского свойства. Я производственник и к этому не привык. Зубы у меня под хозяйские тапочки не заточены. Уже заметил, чем дальше от живого дела, тем больше дрязг и сплетен. Я намерен сменить работу.
- На какую, если не секрет?
- Директором автобазы, меня уже пригласили на собеседование.
- Кто, Заварзин? Получит он у нас директора. Заодно и урок. Навсегда отучится кадры в районе двигать. Смотри ты, делец! Мы еще у него главного инженера заберем, сразу поумнеет. Идите думать.

   Приходилось разрываться. Без директора, то на подсобном провалы, то в пансионате. Пришлось пансионат прикрывать снабженцем. Но тот был настолько хватким и «сработавшимся» со всеми проходимцами, что хоть и справлялся, но нуждался в постоянном контроле. Иначе в медпункте появлялись неизвестно откуда койки с непонятными отдыхающими.

- Для пользы дела, для пользы дела, Олег Сергеевич!

   Только расчистят медпункт, эти кочующие койки оказываются за занавесом актового зала, прикрывающего сцену.

- Ошерович! Что ты опять развел?

- На три дня, на три дня, Олег Сергеевич! Они нам мясную продукцию отпускают без очереди.

   Молочную продукцию отпускали через домик вожатых, вермишель через сторожку, а овощи можно было получить, только выселив из подсобки сантехника.

   Комиссия, просидев неделю, уехала, а через месяц прибыл сам начальник управления с председателем комиссии.


   За этот месяц произошли события, повлиявшие на решения начальства.
   Сразу после отъезда комиссии пришли члены стройбригады почти в полном составе и стали жаловаться на притеснения со стороны Эйвазова и его регулярные злоупотребления.

- Мужики, я понимаю, что сейчас все вовлечены в возню вокруг директора, и каждый норовит получить в этой свалке свой интерес. Кроме того из ваших слов понятно, что боитесь его назначения директором. Поймите мое положение. Мы оказались с ним в роли соперников. Поэтому я на ваши голословные обвинения реагировать не буду. Если действительно есть что-то серьезное, пишите, будем разбираться.
   Еще через день прибежал разгневанный водитель автобуса Арсен Карпович Татулян и с порога стал возмущаться.

- Куда это годится, Олег Сергеевич! Я, как коммунист с тридцатилетним стажем, не могу спокойно смотреть на эти безобразия. Пора принимать меры!

   Немного успокоившись, рассказал, что Эйвазов перешел все границы. Приказал токарю точить из бронзовых болванок  сувенирные рюмки для северян, которые скоро приедут его назначать директором.

- А эту бронзу вы доставали для гаража еще, когда работали завгаром. Опять будем простаивать и побираться. Когда я ему сказал, что не позволим, он спросил, почему я лезу не в свое дело. Есть у тебя автобус, сиди в нем и сопи в тряпочку. Недолго до пенсии осталось. Тогда я сказал, что нам коммунистам до всего есть дело. А он говорит, что вас коммунистов надо убивать. Я спросил, что и Черненко тоже? Он говорит, что и Черненко. Это что же такое? Генерального Секретаря убивать! Как такого дурака начальником поставили? Я ему так и сказал. Он думает, горец сыскался. Так я тоже не уступлю. Не смотри, что старый, так припечатаю, мало не покажется!
- Погоди, нам конечно до всего есть дело, но я должен реагировать на хозяйственные нарушения, а партийными пусть парторг занимается. Так что иди к Серануш Акоповне. Кстати, эта должность является номенклатурой первичной парторганизации. Вы его утверждали?
- Серануш, она и есть Серануш, что она понимает. Вы же член партбюро и грамотный. А она повар.
- Ну, не обессудь, кто вас просил повара избирать, она до меня появилась.
- Кто-кто, а никому это не надо. Ее уговорили вот и живем теперь без руководящей и направляющей. Конституцию нарушаем.
- Все Карпович, будут серьезные нарушения в работе, без внимания не оставлю.

   В итоге Арсен Карпович вдохновил строителей. Те написали заявления на вымогательство денег с них Эйвазовым за трудовые нарушения, и дело оказалось преданным огласке. К Олегу Сергеевичу пришли и парторг и профорг. Решено было рассмотреть на профкоме нарушения со строителями, а на партбюро антипартийные высказывания порочащие честь и достоинство предприятия, недопустимые  из уст руководителя, да еще и в присутствии подчиненных.

   На профкоме выяснилось, что Эйвазов практиковал поборы с работников. Не фиксировал прогулы, проставлял в табеле, а деньги за эти дни они передавали ему. Выписывал премии, которые тоже забирал, якобы на нужды предприятия. Позволял тащить материалы, реализацией делились с ним.
   Эйвазов выкручивался, но под нажимом жалобщиков вынужден был признать половину обвинений.
   Служебное расследование, проведенное за один день, подтвердило обвинения, за что был объявлен строгий выговор приказом по предприятию. Второй в течение месяца. Это уже не шутки. Три выговора за год позволяли ставить вопрос о соответствии.
   В пансионате с его основания это были первые случаи наказания руководителя.
   Через день провели заседание партбюро, на котором выступал Олег Сергеевич, остальные соглашались. Эйвазов на него не пришел, сославшись на беспартийность.
   Учитывая вскрывшиеся факты злоупотреблений, моральную незрелость руководителя, партбюро рекомендовало рассмотреть вопрос об освобождении виновника от должности. Стопка всех этих документов лежала на столе и.о. директора.

   Директор ушел на больничный. Олег Сергеевич навестил его и подивился перемене. От недавно цветущего вида не осталось и следа. Перед ним был постаревший и посеревший человек. Рассказал о событиях в пансионате. Тот уже смирившийся со своей участью, ожидающий решения вышестоящей организации, слушал с каким-то отстраненным видом.

- Со мной все ясно. Твое дело молодое, дерзкое. Смотри, они объединятся и нанесут удар, откуда не ожидаешь. Опасайся любой подлости. Эйвазов изначально был нацелен на нечестную игру. Ума не хватило, а то бы подвел под монастырь. Ты его укатал. С таким послужным списком, который теперь у него, считай вопрос решенный. Но опасайся, Олег Сергеевич, север дремать не будет. Демидова ты уже не один раз посадил в лужу, не простит. Если предлагают работу по душе, лучше уходи из этого гадюшника.
- Я уже сам на это настроен. Но дело доведу до конца. Не привык останавливаться на замахе.
- Смотри, они правил не соблюдают.
- Так и я не идеалист, не погнушаюсь адекватными мерами. Вообще, чем дальше, тем более омерзительно себя чувствую. Верно, говорят: «С кем поведешься, от того и наберешься». Одно утешает, что учителя еще паскуднее. Ладно, выздоравливайте. Если что нужно, не стесняйтесь.
- Нет, уволь. Сейчас чем дальше один от другого, тем безопаснее.

   Дела на подсобном хозяйстве требовали присутствия. Олег Сергеевич решил на пару дней проехаться туда, разобраться и вернуться. Здесь тоже все горело.
   Вернувшись через два дня, в шесть часов вечера удивился непривычному безлюдью. Обычно в это время возле вахтовых автобусов толклись люди выезжающие домой после окончания рабочего дня. Скучающий водитель сказал, что все в кинотеатре на собрании.

- Какое собрание? Кто проводит.
- Партком и профком. Остановили погрузку людей и сказали всем идти на общее собрание по вопросу с Эйвазовым.

   Чудеса! Олег Сергеевич прошел в кинотеатр. При тусклом освещении пристроился сзади и стал наблюдать. В президиуме сидели председатель месткома и секретарь парторганизации.
   Заканчивала выступление председатель месткома. В целом ее речь сводилась к тому, что и.о. директора занимается расправой с неугодным ему соперником незаконными способами. Навязал профкому свое решение, потом рассматривали дело беспартийного человека на парткоме. Привык за Уралом шашкой махать, думает и здесь самоуправство сойдет с рук.
   Следом взял слово Эйвазов. Рассказал, что кучка бузотеров, подготовленная Олегом Сергеевичем оговорила его, на основании чего были вынесены неправомерные наказания, которые повлияют на дальнейшую работу. Потребовал, чтобы высший орган управления на предприятии, т.е. собрание коллектива своим решением прекратило эти безобразия.
   Затем выступил прораб в защиту начальника, и наступило молчание.

- Кто еще желает выступить? Нет желающих? Тогда прошу заслушать проект постановления.
- Дайте, пожалуйста, мне слово!

   Негромкий голос Олега Сергеевича произвел эффект грома среди ясного неба. Президиум встал, в зале завертели головами, оглядываясь.

- Я здесь оказался случайно. Первый вопрос у меня такой: кто объявил это собрание?  Если есть приказ о назначении директора, прошу поставить меня, как исполняющего обязанности в известность. Нет такого приказа? Значит налицо превышение полномочий и нарушение трудовой дисциплины. На сегодняшний день никто кроме меня не имеет права на подобные действия. Сейчас не время и не место разбираться, но уверяю, виновники понесут наказание. Я властью делиться не намерен. И махновщины не допущу.
   Это по поводу легитимности собрания. Теперь по вопросу, который обсуждается. Было проведено служебное расследование. Щадя самолюбие провинившегося, я не стал предавать его огласке. Так ему самому захотелось выставить себя на позор. Тогда бы уже открытым текстом честно заявил, что я не даю вам покрывать нарушителей трудовой дисциплины за определенную плату, причем из кассы предприятия, не даю воровать материалы. Эйвазов куда вы? Нет уж, останьтесь, вас сюда не тянули насильно, имейте мужество дослушать. Или у вас есть что возразить? Нечего? Правильно, и я так думаю. И что у вас за манера спасаться бегством? То с планерки, то собрания, вами же организованного.
   Теперь по поводу пострадавшего от партии этого беспартийного страдальца. Его должность является номенклатурой первичной парторганизации. И на партбюро рассматривался вопрос руководителя занимающего номенклатурную должность. Это компетенция парторганизации. Не занимай он эту должность, никто бы на его свободу не покусился.
   Дальше меня удивили утверждения, что его незаконно подвергли гонениям партбюро и профком. Позвольте, он, что получил наказание по профсоюзной или партийной линии? Нет, по административной. Правда по представлению их, но это вполне законно и демократично.
И последнее. С каких это пор собрание стало высшим руководящим органом и вправе отменять решения партбюро? У нас не колхоз, не общественная организация. Уставом предусмотрено единоначалие. Выходит сегодня высший орган это я. Я и принимаю решения, которые никто кроме вышестоящей организации не вправе отменить. Незнание простых вещей лишний раз подтверждает безграмотность его как руководителя. А на председателя парторганизации я подам заявление в райком за беззубость и принижение роли партии в коллективе вопреки 6-й статьи Конституции СССР.
   Есть возражения? Прошу высказаться. Президиум как незаконный орган может освободить сцену.

   После этого наперебой стали рваться, притихшие было сторонники Арсена Карповича, оправдывающиеся председатель профкома и парторг. Олег Сергеевич распустил людей, пригласив на завтрашний день к себе организаторов «нелегитимного сборища».

   На следующий день Эйвазов не вышел на работу. Отсутствовал он четыре дня. Пришел без оправдательных документов. Написал объяснительную за прогулы и был уволен по статье 33 КЗОТ пункт 4. « за систематические нарушения трудовой дисциплины».
   Олег Сергеевич, зная местные нравы, потребовал запись в трудовую книжку внести в своем присутствии и поставил печать, которая хранилась в его сейфе.
   Это был первый случай на побережье увольнения руководителя "по статье".

   Так что когда появился Демидов с итогами работы комиссии, в пансионате уже была совершенно другая обстановка и расклад сил.


Рецензии
Торжество справедливости извечная ,
Но часто не сбыточная мечта.
------Отличное произведение.

Игорь Степанов-Зорин 2   31.05.2020 19:48     Заявить о нарушении
Увы... Не возразишь.

Спасибо, с уважением,

Владимир Рукосуев   31.05.2020 19:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.