Часть 5. Дорога Маньчжурия-Хулунбуир

Предыдущая страница

Дядюшка Дугар посадил меня в рейсовый автобус Маньчжурия-Хайлар на правое переднее сиденье, переговорив с водителем на китайском языке. Автобус был полон, но пассажиров за высокими сиденьями я не рассмотрела. Мне он сказал, чтобы я нигде на остановках не выходила, если нужно будет выйти – чтобы не отходила от водителей, ехать далеко, двести километров.

Перед началом движения водитель со вторым, видимо сменным, водителем занесли в салон несколько ящиков воды в пластиковых бутылочках.

В пути, благо я сидела на месте с прекрасным обзором, рядом со вторым водителем, глазела на все вокруг.

Обратила внимание, что вдоль всей дороги, параллельно, ведется строительство нового широкого шоссе. Совершенно не так, как видела у себя на Родине. Как обычно были огромные кучи песка, щебня, земли, в нескольких местах стояли обычные станы дорожников. Но главное – были выкопаны самые настоящие широкие глубокие траншеи и в них на разных участках велась отсыпка щебня, гравия поверх огромных бетонных плит, еще чего-то. Некоторые участки, уже отсыпанные выше уровня окружающей земли, была накрыты целлофаном. Может от дождей? До завершительных работ.  И трудились наши, давно мной не виденные, юркие бульдозеры «дэтэшки». Водитель кратко прокомментировал: «Олимпиада». Ясно, строят новые дороги к Олимпиаде. Мы же двигались по шоссе, имевшем всего по одной полосе в обоих направлениях, обочины были грунтовые. Легковые-грузовые машины вообще не встречались, только автобусы с пассажирами.

В пути несколько раз еще встречались двигавшиеся цепочкой в один ряд по несколько велосипедистов, с корзинами-сетками спереди и сзади, все - в оранжевых жилетках, в масках и белых перчатках. На окраине какого-то поселения около строения типа сарая с огороженной территорией они же стояли цепочкой, спЕшившись, как бы в очереди. Водитель опять кратко прокомментировал: «Мусор». Позже я узнала, что это чистильщики дорог сдают мусор, собранный ими вдоль и на трассе, и сразу получают оплату своего труда.

Из окон автобуса виднелись сопки,вдали голубели горы, а до них – озеро с кучно расположенными юртами и одинаковыми домиками. Похожее на зону отдыха. Встречались отары овец. Трава была сочно-зеленой, тучной, луга кое-где были огороженными, видимо, от скота. Полей, огородов не видела в данной местности. Только в одном месте увидела странное огороженное место со стройными рядами каких-то белых невысоких строений. Безлюдное. На мой безмолвный вопрос водитель прокомментировал кратко - «кладбище». Позже друзья мне рассказали чуть больше. Что в Китае положено всех умерших кремировать, прах хоронить в урнах или развеивать в природе. Что, если устраивать кладбища как в России, живым негде будет жить.

На фоне нынешней пандемии полагаю, что это самый гуманный способ для остающихся в живых.

В пути водитель продавал пассажирам бутылочки с водой. Километров через сто автобус остановился, водитель что-то объявил. Пассажиры все выскочили из автобуса и побежали за кучи вдоль строящегося нового шоссе с одним из водителей. Я только в этот момент увидела, что все пассажиры автобуса оказались китайцами-мужчинами. Когда они вернулись, водитель прошелся вдоль всего салона, а потом сказал мне «туалет» и показал рукой на кучи. Так что и я пошла туда же, как в родной степи. Сам он стал в дверях. Услышав ругательные интонации, я обернулась и увидела, что водитель не выпускал ринувшегося следом за мной китайца и ругался.
Да, куда же я попала, без языка, в чужой стране! Тем не менее, я с любопытством успела рассмотреть поверхность шоссе в месте остановки. Она мне была так знакома – один в один выглядела так, как кусочек подъездной дороги к парому через реку Онон у села Караксар, построенной пленными японцами в 1945-1946гг. и через сорок-пятьдесят лет не нуждавшийся в ремонте. Центр дороги был выше, чем его края, так что дождевая вода стекала в обе стороны. В пути я не видела на шоссе ни одной «латки», как у нас повсеместно. Подумала, наверняка ее строили японцы-оккупанты, во всяком случае видно, что технология и качество те же.

Когда мы въехали в современнейший город Хайлар с высотными домами, сплошь в разнообразной рекламе на китайском языке, на автостанции водитель-сосед оставался рядом, пока не подъехала за мной семья доктора Данисты. Они побеседовали по-китайски, я сказала ему спасибо за все. Даниста перевел мне, что водитель не раз бывал в Москве, немножко знает русский язык. А сейчас он пенсионер и сменный водитель автобуса. Что в автобусе возвращались домой в Хулунбуир рабочие-строители.
 
Да, тесен мир.

Фото: В Хайларе.

Продолжение следует.


Рецензии
Как и все предыдущие, отличный рассказ из этого цикла.
Сам когда-то немало путешествовал.
Доезжал до Кяхты.
Творческой, Вам, удачи!

Реймен   04.11.2023 18:45     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.