Плененные Луизой

11 декабря 1889 года в Орле произошло поистине уникальное событие. В зале Дворянского собрания давала концерт американская оперная певица мадемуазель Луиза Никита. Столь необычный псевдоним подсказал ей один из ее учителей пения, пророчивший девушке блестящее будущее. Ведь в переводе с греческого «никита» - победитель. Вот уж, действительно, как корабль назовете…

Ниагарская фея, миниатюрная Патти, Луизе Маргарет Николсон, не смотря на ее юные годы, аплодировали видные залы Америки и Европы. В свои 16 лет, мадемуазель Никита отправилась покорять далекую Россию. Ее дебют на русской сцене состоялся в 1888 году в Санкт – Петербурге. Потом была Москва и … наш Орёл!
Луиза Никита сразу же приобрела популярность среди орловчан, пленив сердца своих слушателей гибким, обширным по диапазону, чистейшим колоратурным и драматическим сопрано. В Орле Луиза Никита дала три концерта.

Первый концерт состоялся, как я уже писала выше, 11 декабря 1889 года. Назначен он был на половину девятого вечера. Билеты на концерт приобрести можно было в книжно – музыкальном магазине В.Д. Кашкина на улице Болховской. В тот день там собралась толпа людей, желавших получить заветный билетик. Удача улыбнулась далеко не всем. Распорядители мероприятия не без оснований опасались, что зала Дворянского собрания, просто на просто, не сможет вместить всех желающих приветствовать американскую гостью.

Кроме Луизы Никиты в программе концерта были заявлены еще двое участников: пианист А. Фридгейм, игравший на рояле, предоставленный магазином уже известного нам В.Д. Кашкина и скрипач А.И. Яншинов, закончивший с большой серебряной медалью музыкально – драматическое училище московского филармонического общества. Исполняли Испанскую рапсодию Листа, арию из оперы «Эрнани» Джузеппе Верди, фантазию на оперу «Фауст» Гуно, Полонез Шопена, вальс из оперы «Ромео и Джульета» Гуно и некоторые другие произведения.

Зал ликовал, аплодисменты не смолкали. Одним словом, прием исполнителей был самый восторженный. Не раз и не два Луиза Никита в тот вечер пела на «бис». Немало аплодисментов выпало и на долю скрипача Яншинова, которого публика так же неоднократно вызывала на «бис».

Необыкновенно теплый прием публикой заставил артистов вновь вернуться к своим зрителям. Уже 20 декабря того же 1889 года Луиза Никита назначила второй концерт с участием пианиста А. Фридгейма, игравшего в этот раз на рояле фабрики Шредера, предоставленного магазином К.К. Генчель и скрипача А.И. Яншинова.

В «Орловском вестнике» за 20 декабря 1889 г. появилась заметка следующего содержания: «Такого сбора и такого множества публики, какое видели 11 декабря в зале Дворянского собрания, было только разве в концерте господина Мержвиньского (оперного певца из Варшавы). Сегодняшний концерт без сомнения, так же привлечет внимание публики, у которой до сих пор еще свежо впечатление от замечательного по своей красоте голоса молодой певицы. Достаточно вспомнить исполнение госпожою Никита исключительного по своему музыкальному содержанию романса «Эхо», написанного господином Эккертом, только для этой американской гостьи, которую нам придётся слышать еще раз сегодня вечером».

На этот раз концерт был назначен на восемь часов вечера, а билеты, желающие могли приобрести в магазине К.К. Генчель. Программа концерта состояла из двух отделений. В первом отделении исполняли Рапсодию Листа, Легенду Венявского, арию из оперы «Линда» Доницетти. Во втором отделении на суд зрителя представили соло на фортепиано, «Не знаю почему» романс Леруа и «Вечер» Тома. Так же в программе веера были цыганские песни Сарасате, вальс Штрауса, ария и рондо из оперы «Сонамбула» Беллини.

Второй концерт Луизы Никиты прошел с не меньшим успехом, чем первый. Публики было немного меньше. Это объяснялось тем фактом, то выборы прошли и многие из дворян уже успели покинуть город.
Молодость и красота, сказочный голос и обаяние Луизы Никиты заставляли слушателей аплодировать вновь и вновь. В заметке из газеты «Орловский вестник» за 21 декабря 1889 г. читаем следующее: «О необыкновенном голосе и исполнении госпожи Никита дать отчет представляет немалую трудность – ее можно только слушать и удивляться чудному голосу; она стоит выше всяких похвал и отчетов о ней».

Я снова слышал Никита!...
Она весьма недурно пела,
И в ней все та же красота
Все та же молодость блестела;
Как теплый, свежий огонек,
Все тот же свежий голосок,
Красиво пел переливаясь …
И этим пеньем восхищаясь,
Все аплодировали ей…
поэт Шпилька
г. Иванов (Украина)

В третий и последний раз Луиза Никита появилась в нашем городе в январе 1891 года. К этому времени она уже была награждена герцогом Кобург – Готским большой медалью за ИСКУССТВО и НАУКУ. В ее концерте принимал участие г. Либлинг. Был ли это немецкий пианист Георг Либлинг или кто - то другой достоверно не известно.

В программе концерта были представлены марш из оперы «Тангейзер» Вагнера – Листа, ария и рондо из оперы «Сонамбула» Беллини. Так же исполняли Моцарта, Рубинштейна, Мендельсона и по традиции романс «Эхо», написанный Эккертом только лишь для Луизы Никиты.

Вот какие воспоминания о том вечере сохранили для нас пожелтевшие от времени страницы «Орловского вестника» за 11 января 1891 г.: «Концерт Никита в зале орловского Дворянского собрания, 9 января, был рядом почти несмолкаемых аплодисментов; как выход крайне симпатичной певицы, так и каждый из исполненных ею номеров сопровождался громом рукоплесканий. Особенный восторг публики вызвала петая ею на «бис» ария из «Дон – Жуана», Моцарта, исполненная с неподражаемым искусством. Последний номер программы – «Эхо» так же чрезвычайно понравился всем. В общем, она спела почти втрое больше, чем назначено было по программе. Сопровождающий ее пианист Либлинг вызывал так же громкие одобрения слушателей».

Свои выступления Луиза Никита продолжала вплоть до 1897 года, когда в результате велосипедной аварии получила сильную травму горла и больше не смогла петь. О её дальнейшей жизни не осталось никаких сведений.


Рецензии