***

   
Как Иисус(а.с.) в Евангелии предсказал  появление Пророка Ислама(с.а.в.).


      Речь в данной статье пойдет о толковании нескольких стихов(12-15) главы 16 канонического Евангелия от Иоанна:

12 Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить.

13 Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.

14 Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам.

15 Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам.


     Прежде чем отразить мусульманский взгляд на смыслы данных стихов, будет разумно обратиться к толкованию их христианскими мудрецами-богословами. Толкований этих множество, но все они придерживаются приблизительно одинаковой трактовки. Поэтому достаточно, в данном случае, рассмотреть, в качестве примера, взгляда одного из почитаемых в христианском мире богословов - Блаженного Феофилакта Болгарского. Ниже приведена выдержка его толкования о Духе согласно вышеуказанных стихов Евангелия:


      «…Он наставит на истину, сделает их способными принять многое и великое, чего в присутствии Христа они не могли вместить, - чтобы не подумали этого, Он прибавляет «не от Себя говорить будет», то есть Он не будет говорить ничего отличного в сравнении с Моим. Ибо слова: «что услышит», означают то, что Он не будет учить ничему, кроме того, чему учил Христос. Как о Самом Себе Господь говорит: что Я слышал от Отца, то говорю(Ин.15,15) и тем выражает не то, будто Он Сам учится, наподобие дитяти, но то, что Он без Отца ничего не знает и ничему не учит: так должно понимать и о Духе…..Божество Духа благоразумный узнает и из того, что следует далее. Ибо говорит: «и будущее возвестит вам», А знать будущее преимущественно свойственно Богу…».


      По существу сказанное - есть попытка богослова разъяснить, как будут реализоваться слова Иисуса(а.с.) после его ухода. Говорят, что практика - лучший критерий истины. Так вот, если приложить слова Блаженного Феофилакта на изложенные выше стихи Евангелия, то выявиться одна существенная разница – слова Иисуса(а.с.) имеют практическую реализацию, разъяснения Блаженного Феофилакта –нет. Из приведенного толкования никак нельзя понять, как будет действовать Дух – на одного христианина или на всех христиан или выборочно? Если то, чему учил Иисус(а.с.) оформилось позже, как Еванглие, то как будет оформлено то, чему будет учить Дух? Ведь ясно сказано Иисусом(а.с.) «Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить.»(стих12.глава16.). То есть, как будет оформлено то, что Иисус(а.с.), не сказав сам, возложил это на Духа Истины? При всем уважении к Блаженному Феофилакту Болгарскому стоит отметить, что приведённые им толкования сделаны всего лишь ради толкований и, как следствие, они не имеют практической реализации. Примечательно и то, что толкования этих слов Иисуса(а.с.) практически одинаковы у всех христианских богословов и это, отнюдь, не случайно.

      Проблема этих христианских богословов в том, что они ограничены рамками христианского учения, которые были воздвигнуты, отнюдь не Иисусом(а.с.) и/или Пророками, а простыми смертными, наподобие Блаженного Феофилакта, которые не имели никакого отношения к Откровению(Единобожие - есть религия Откровения) и, которые взяли самостоятельно на себя обязанность и ответственность сформировать христианское учение, принимая одни Евангелия, отбрасывая другие, включая в учение тексты, которые совершенно нельзя назвать пророческими(пример - изречения Павла). Из этого и вытекает, почему в рамках такого христианского учения, вышеприведенные слова Иисуса(а.с.) не могут быть реализованы на практике.


      Однако, христианскими богословами приводятся сотни и тысячи примеров действия Святого Духа – Он свидетельствует о грехе, помогает постичь истину, помогает изучать Библию и т.д. и т.п., то есть Дух присутствует в нашем материальном мире. Все эти примеры разные и многочисленные, но есть один критерий который их всех объединяет: в МАТЕРИАЛЬНОМ МИРЕ, в котором мы живем, Дух может ПРОЯВИТЬСЯ только через МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ и вот это проявление позволяет делать вывод о присутствии Духа. Более того, приведенные слова Иисуса(а.с.) «не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит» конкретно указывают на то, что Дух проявиться через материальное, которое к тому же будет говорить. А это собственно и есть человек, который материален и, в отличие от других живых существ, способен говорить. То есть практическая реализация вышеупомянутых слов Иисуса(а.с.) возможна только таким путем – через человека, иного не дано.


      На это можно посмотреть и с другого ракурса. Слова Иисуса(а.с.) «Когда же придёт Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» ясно указывают на то, что Дух истины будет пророчествовать. Слово "пророчествовать" является производным от слова пророк. Пророк же есть неотъемлемая фигура Религии Откровения – Единобожия. И опять мы приходим к констатации того, что пророчества Духа Истины могут быть донесены до людей посредством человека(его атрибутов- слуха, голоса), коих мы называем Божьими Посланниками или Пророками.


      Если христианам такой Посланник неизвестен или они не признают никого, кроме Иисуса(а.с.), то мусульмане с таким Посланником, через которого проявился Дух Истины, хорошо знакомы. Это Посланник Аллаха – Мухаммад(с.а.в.). Именно через Мухаммада(с.а.в.) и сбылось сказанное Иисусом(а.с.) в Евангелии.


    Если эта точка зрения права, то, вероятно, следует привести подтверждение слов Иисуса(а.с.), строчками из священной книги мусульман - Корана: " Скажи: "Ниспослал его(Коран) дух святой от твоего Господа во истине, чтобы утвердить тех, которые уверовали, на прямой путь, и радостную весть для мусульман""(Коран16:104. (102))


Рецензии