Асы кубанского неба ч. 2

АМЕТ-ХАН СУЛТАН (1920-1971 гг.) - военный лётчик, подполковник (1957), заслуженный лётчик-испытатель СССР (1961), дважды Герой Советского Союза (1943, 1945).

19 мая на фронт перелетели наиболее опытные лётчики 84-го «А» ИАП, который на тот момент ещё не закончил боевую подготовку в составе 26-го запасного ИАП. 23 мая 287-я ИАД была дополнительно усилена 88-м ИАП (ЛаГГ-3), а 1–2 июня на Кубань перелетела 235-я ИАД в составе 3-го ГИАП, 181-го и 239-го ИАП. Все три авиаполка имели на вооружении истребители Ла-5. Итак, в сумме на одном относительно небольшом участке фронта одновременно действовало до 30 ИАП. И это не считая многочисленных бомбардировочных и штурмовых частей, которыми в разгар битвы лично руководил маршал Новиков. Уже этих цифр и фактов достаточно, чтобы представить масштабы воздушной битвы за Кубань и значение, которое придавали ей в Ставке ВГК и в Кремле (1).

СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ, НАИБОЛЕЕ ОТЛИЧИВШИЕСЯ В НЕБЕ КУБАНИ (одержали 5 и более личных побед).

АЛЕКСЕЕВ КОНСТАНТИН СТЕПАНОВИЧ

Родился 7 октября 1914 г. в дер. Приданцево, ныне Можайского р-на Московской обл., в семье рабочего. Окончил Можайскую 7-летнюю школу и рабфак. С 1936 г. в рядах ВМФ. В 1938 г. окончил Ейское военно-морское училище лётчиков. С июня 1941 г. лейтенант К. Алексеев в действующей армии. По ноябрь 1941 г. служил в 9-м ИАП ЧФ; по май 1943 г. - в 8-м ИАП (6-м ГИАП) ЧФ; по май 1945 г. - командир 25-го ИАП ЧФ. К апрелю 1942 г. зам. командира эскадрильи 6-го ГИАП (62-я авиабригада, ВВС ЧФ). В боевой характеристике на него отмечалось: "Летает днём и ночью на всех типах истребителей, боевой и решительный лётчик. Дерётся храбро, хладнокровен в бою, принимает решения и практически осуществляет их на деле. Своим примером увлекает личный состав в атаку". В районе Новороссийска апрель обычно ветреный. 20 апреля 1943 г. сила ветра превзошла все допустимые пределы. Даже в уютном Геленджике, где базировалась морская истребительная авиация, пронёсся настоящий ураган. Поэтому командованием были запрещены полёты всех типов самолётов даже днём. Но Алексеев всё таки взлетел, к тому же кромешной ночью.

А всё из-за того, что чутким ухом уловил в районе бухты гул немецкого самолёта. Подумал: пришёл ставить мины, чтобы закрыть выход нашим кораблям из бухты, доставлявшим каждую ночь оружие, технику и живую силу на Малую землю. Там героически сражался наш десант. Темнота стала храбрецу помощницей. Он обнаружил вражеский бомбардировщик "Хейнкель-111" по пламени выхлопных патрубков. Тот не успел сбросить мины, поскольку огонь пушки и пулемётов истребителя К. Алексеева оборвал его намерения. Надо отметить, что К.С. Алексеев сам рисковал, так как мог попасть под огонь своих же зениток. ...Топлива было ещё достаточно, поэтому лётчик решил между Цемесской и Геленджикской бухтами побарражировать. И тут обнаружил - крадётся ещё один стервятник. В считанные минуты "завалил" и его. Теперь пора бы и на посадку, но с земли подсказали; приближается третий самолёт-миноносец, который вскоре разделил участь двух первых стервятников. Приземляться при сильном боковом ветре было не просто, но Алексеев мастерски посадил истребитель. На земле его от души поздравили за храбрость и высокие результаты, потом малость пожурили за самовольный вылет. Но как говорится, победителей не судят. По воспоминаниям Героя Советского Союза Михаила Васильевича Авдеева этот эпизод описан несколько иначе: "Противник уже приближался к порту Геленджика. Что делать? На раздумье даны секунды, а лётное поле почти выведено из строя. Взлетать невозможно, но нужно. И к тому же ветер проклятый: может кому-нибудь и удастся взлететь, но как, потом садиться?.. На войне бывают моменты, когда, не идя на риск, командир совершает почти преступление.

Не подними мы самолёты - что останется от порта и стоявшего там десантного флота? К. Алексеев вернулся с боевого задания. Это была невиданная картина. Десятки людей буквально повисли на самолёте, не давая ему опрокинуться. Ветер валил их с ног. А они тянули машину в немыслимой какофонии взрывов на поле. Только в последний момент старта разжимались онемевшие ладони лётчиков и механиков. Один "Як" удержать не смогли - он опрокинулся. Но вот, словно преодолев невидимую стену, набирает скорость самолёт Константина Алексеева. За ним уходит в небо Василий Куфтин. Ещё 4 машины отрываются от земли... Алексеев атакует с ходу. Видимо очередь пришлась прямо по бомбам. Взрыв страшной силы разнёс "Хейнкель" на куски. Даже самолёт К. Алексеева резко отбросило в сторону. Начало положено: боевой строй бомбардировщиков сломан. "Яки" атакуют то одну группу "Хейнкелей", то другую, то Ме-109. Лезут, кажется, на явную гибель в самую гущу вражеских самолётов. Вот ещё один "Хейнкель", задымив понёсся к земле. За ним - другой. Падает в море "Мессер". Армады немецких машин поворачивают в сторону своего аэродрома... Как наши лётчики посадили свои машины, одному Богу известно. С трудом закатив "Яки" в капонир, Алексеев хмуро бросил ребятам: "Сколько ?" Его поняли с полуслова. "Вы - 3 самолёта, Куфтин - 2. Остальные - ещё 3. Итого 8. Неплохая арифметика..."  14 июня 1942 г. Указом ПВС К.С. Алексееву за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" № 857.

К этому времени на счету гв. капитана числилось уже 272 боевых вылета и 11 сбитых вражеских машин. Истребители, ведомые Алексеевым, часто прикрывали действия нашей штурмовой и бомбардировочной авиации, пилотам которых были известны имена многих наших прославленных асов. Вспоминает Герой Советского Союза, известный лётчик - бомбардировщик, В.И. Минаков: "Костю Алексеева я знал хорошо. Простой, скромный парень. Вместе со своими товарищами он часто нас сопровождал на удары по Тамани. Издали узнавая его самолёт, бомбардировщики радостно восклицали: "Костя!". Раз Алексеев с нами, значит, можно надеяться на успех: "Мессера" к нам не пройдут... С мая 1943 г. Алексеев командовал 25-м ИАП, который содействовал наземным войскам, освобождавшим Новороссийск и Таманский полуостров. Лётчики с задачей справлялись успешно. Только в районе Новороссийска полк произвёл 2503 боевых вылета и сбил 22 вражеских самолёта. А при обеспечении Керченской десантной операции пилоты участвовали в 70 воздушных боях и сбили 76 машин. Лично Алексеев за всё время боёв сбил 19 самолётов и совершил более 500 боевых вылетов. После войны продолжил службу в авиации ВМФ. В 1948 г. окончил Военно-Морскую академию, командовал соединением. Позднее преподавал в академии, стал кандидатом военно-морских наук, доцентом. С 1970 г. полковник К.С. Алексеев - в запасе. Умер 24 февраля 1971 г. и похоронен в Санкт-Петербурге на Красненьком кладбище. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (четырежды), Суворова 3-й ст., Отечественной войны 1-й ст., Красной Звезды; медалями, иностранным орденом и медалью. В часть Героя было названо судно Министерства рыбного хозяйства СССР.   

АМЕТ-ХАН СУЛТАН

Уже 22 июня 1941 г. младший лётчик 4-го истребительного авиаполка Амет-Хан Султан выполнил несколько боевых вылетов на истребителе И-153 на разведку и штурмовку наступающего врага. Осенью 1941 г. прикрывает небо Ростова-на-Дону. Зимой 1942 года полк переучивается на «харрикейны». С марта 1942 г. 4-й ИАП находится в составе ПВО г. Ярославля. Здесь Амет-Хан Султан одержал свою первую воздушную победу. 31 мая 1942 г., израсходовав в атаках весь боезапас, он таранил вражеский бомбардировщик «Юнкерс-88», ударив его левой плоскостью снизу. При ударе «харрикейн» Амет-Хана застрял в загоревшемся «юнкерсе». Лётчику удалось выбраться из кабины своего самолёта и воспользоваться парашютом. Спустя несколько дней Амет-Хана пригласили в Ярославль, где городской комитет обороны наградил его именными часами и почётной грамотой при большом стечении народа на Советской площади, на которой был выставлен для всеобщего обозрения «юнкерс». Позже за подвиг, совершённый в небе над Ярославлем, лётчик был награждён орденом Ленина. Летом 1942 г. Амет-Хан воюет под Воронежем на самолёте Як-1, а с августа 1942 г. на самолёте Як-7Б участвует в Сталинградской битве. Здесь он зарекомендовал себя как признанный ас и был включён в состав 9-го ГИАП, своеобразной сборной советских лётчиков, созданной для противодействия немецким асам. В состав этой группы, кроме него, вошли признанные асы: будущие дважды Герои Советского Союза Владимир Лавриненков, Алексей Рязанов, Иван Степаненко и будущие Герои Советского Союза Иван Борисов и Борис Ерёмин. Под Сталинградом Амет-Хан был сбит и второй раз спасся с помощью парашюта.

В октябре 1942 г. Амет-Хан Султан становится командиром 3-й авиаэскадрильи 9-го ГИАП, в составе которого он воевал до конца войны. После переучивания на «Аэрокобру» он участвует в освобождении Ростова-на-Дону, в ожесточённых воздушных боях на Кубани, в освобождении Таганрога, Мелитополя, Крыма. В январе 1944 г. в паре со своим ведомым, Героем Советского Союза Иваном Борисовым, Амет-Хан принудил к посадке на свой аэродром немецкий связной самолёт «Шторх». После краткого знакомства с кабиной незнакомой для него машины, он совершил на ней самостоятельный полёт. После отдыха летом 1944 г. и перехода на новый истребитель Ла-7, Амет-Хан воюет в Восточной Пруссии, участвует во взятии Берлина. Последний свой воздушный бой гв. майор Амет-Хан Султан провёл 29 апреля 1945 г. над находящимся в черте Берлина аэродромом «Темпельхоф», сбив «Фокке-Вульф 190». Всего за время войны Амет-Хан Султан совершил 603 боевых вылета (из них 70 - на штурмовку живой силы и техники противника), провёл 150 воздушных боёв, в которых сбил лично 30 и в составе группы 19 самолётов противника. Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1136) командиру эскадрильи 9-го Одесского Краснознамённого гвардейского истребительного авиационного полка капитану Амет-Хану Султану присвоено 24 августа 1943 г. Второй медалью «Золотая Звезда» помощник командира по воздушно-стрелковой службе того же полка (1-я ВА) гв. майор Амет-Хан Султан награждён 29 июня 1945 г.

БАБАК ИВАН ИЛЬИЧ

Родился в с. Алексеевка Екатеринославской губ. 26 июля 1919 г. Одновременно окончил Запорожский пединститут и аэроклуб. Работал учителем химии и биологии. На время ВОВ был вынужден сделать перерыв в своих занятиях, чтобы обменяться с врагом смертельными уроками воздушного боя. В апреле 1942 г. И. Бабак окончил Сталинградскую военную авиашколу и уже в мае прибыл на Крымский фронт, в 45-й ИАП (с 18 июня 1943 г. - 100 ГИАП), которым командовал И.М. Дзусов. Худенький интеллигентный сержант не показался комполка, и тот едва не отправил его прочь. Помогло заступничество Героя Советского Союза Д. Калараша, принявшего смуглого новичка за соплеменника - цыгана. А тут ещё Д.Б. Глинка неожиданно предложил Бабаку стать его ведомым. В полку тогда лётчики воевали на Як-1, выполняя задачи по прикрытию наземных войск, сопровождению и штурмовке. Перелетая всё восточнее, полк участвовал в боях на Южном, Северо-Кавказском, Закавказском фронтах. В этих боях сержант И.И. Бабак сбил свой первый Ме-109. 19 сентября 1942 г. личный состав полка был выведен с фронта на отдых, пополнение и переучивание. В декабре 1942 г. лётчики освоили "Киттихауки", а в начале 1943 г. - "Аэрокобры". 9 марта они приступили к боевой работе с Краснодарского аэродрома. Бабаку досталась "Аэрокобра" П-39Д-2, на которой он в марте сбил Ю-87 и Ме-109, а в апрельских воздушных схватках на Кубани, доходивших до 50 боев в день, уничтожил 14 немецких истребителей! Наряду с Покрышкиным, Семенишиным, Фадеевым он был в то время результативнейшим асом Кубанской битвы.

Но в начале мая тяжёлая форма малярии надолго выбила лейтенанта Бабака из строя. В сентябре, вернувшись в полк, он получил новую "Аэрокобру" с надписью: "От школьников Мариуполя" - и уже в первый боевой вылет сбил Ме-109. Атаковал его с 20-30 м, масло из развалившегося от пушечной очереди самолёта залило фонарь, и сажать машину пришлось, глядя в боковые стекла фонаря. Несколько месяцев он летал в паре с молодым лётчиком П. Гучеком, впоследствии стал Героем Советского Союза. В бою над озером Молочное на глазах сотен пехотинцев четвёрка Бабака в течение минуты сбила четыре Ме-109. Это был его пятый боевой вылет за день, и переутомление вновь вызывало обострение болезни. Весной 1944 г. после возвращения из госпиталя лётчик был назначен зам. командира по ВСС 100-го ГИАП. Участвовал в боях под Яссами и Сандомиром. Обретя форму, результативно сражался в боях Львовско-Сандомирской операции, сбил 6 самолётов. В марте 1945 г. гв. капитан Бабак стал командиром прославленного "покрышкинского" 16-го ГИАП. А через несколько дней в паре с молодым лётчиком вылетел на штурмовку в район г. Лаубаш. Мотор в самолёте Бабака загорелся над целями, и он вынужден был выброситься с парашютом, попал в плен. Ведомый не смог сориентироваться, и, несмотря на интенсивные поиски и личный контроль маршала Конева, не нашли даже упавшего самолёта. Хотя против обыкновения Бабак вылетел на задание без орденов, немцы практически сразу узнали его, и начались "хождения по мукам": тюрьмы, допросы, пересыльные лагеря.

В самом конце апреля измождённый Бабак был освобождён американцами. А.И. Покрышкин мужественно избавил его от тягостных разбирательств, но представление ко второй Золотой Звезде не прошло. За время войны Бабак провёл около 300 боевых вылетов, лично сбил 33 и в группе 4 самолёта врага. В 1949 г. гв. капитан Бабак уволился в запас и вернулся к учительской деятельности: был директором школы в г. Бельске, преподавал химию. Затем переехал в Полтаву. Написал книгу "Звезды на крыльях" (Харьков: "Прапор", 1975 и другие издания). Герой Советского Союза (1.11.43). Награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й ст., Красной Звезды, медалями.

Продолжение следует в части  3                http://proza.ru/2021/03/10/391


Рецензии