Шестнадцатилетним

I

Странный народ подростки, они ещё дети, но так хотят казаться взрослыми. Перед майскими праздниками и в сам день празднования Победы я всё время встречал на улице, не далеко от нашего подъезда, одного мальчишку, шестнадцати лет.

Таких, как он, множество, они куда-то спешат, кричат, смеются, вертятся на вашей дороге, многие ведут себя вызывающе. Но этот парень никуда не спешил, кормил голубей хлебными крошками и говорил как-то непривычно спокойно и размеренно, смотря прямо в глаза. На мои расспросы он сообщил, что живёт в нашем доме на 8-ом этаже и у него есть две младшие сестры.

После разговора с ним я, кажется, сочинил одну «историю». Почему я пишу: «кажется», ведь я знаю, что сочинил, но только это где-то и когда-то случалось. Именно это случилось в каком-то большом городе в холодном ноябре 1941 года…

II

Я был обычным 16-ти летним парнем. Вместе с друзьями любил погулять и немного победокурить. Моя семья жила небогато, но дружно: я, старший брат, две сестрёнки и родители ютились в однокомнатной коммунальной квартире одноэтажного небольшого дома. Как и у всех мальчишек, у меня была мечта. Я всегда грезил о небе и хотел стать лётчиком… Наверное поэтому у меня появилось «модное» хобби. Это сейчас у ребят есть планшеты, телефоны, компьютеры и прочие весёлые забавы, а в то время престижным занятием считалось голубеводство. Голубей разводили, продавали, обменивали. Мальчишки хвастались друг перед другом своими птицами, учили их доставлять записки. Были даже свои породы: белогрудые, цветные, чистяки-чилики. Я очень полюбил голубей и в моих карманах всегда были семечки для них. Вместе со старшим братом Сашей в сарае во дворе дома мы сделали голубятню. Мама догадывалась об этом, но ничего нам не говорила. Лишь иногда пожурит за то, что таскаю у неё белые нитки. Ими привязывали записки к голубиным лапкам, которыми обменивались голубятники. Какая интересная и весёлая была жизнь!

Всё изменилось в одно тёплое летнее утро… Началась война. Жизнь разделилась на «до» и «после». Очень скоро из дома ушёл отец и мой старший брат, оставив меня с матерью и двумя младшими сестрёнками. Александр погибнет 4 августа 1943 года в боях на Миус-фронте. С каждым днём всё тяжелее становилось жить, но настоящая катастрофа разразилась 20 ноября, когда, прорвав оборону, в наш город вошли вражеские войска.

22 ноября оккупационные власти издали указ об уничтожении домашних голубей. Они усмотрели в голубях угрозу: их можно использовать для доставки донесений за линию фронта или подачи сигнала авиации.

В течение недели я тайком пробирался на свою голубятню, чтоб кормить птиц и выпускать их полетать. 28 ноября по всему городу были слышны выстрелы и залпы орудий. Это 56-я армия и народное ополчение наступали на город, освобождая его от захватчиков. Услышав канонаду, я собрался, взял несколько голубей и побежал к заводу «Красный Аксай», который находился рядом с нашим домом. После оккупации там располагался штаб неприятеля.

Фашисты увидели меня, выпускающим своих голубей, когда над нами пролетел военный самолёт с нашими солдатами. Меня схватили, избили и повели домой, во дворе обнаружили голубятню…

Солдат подошёл к сараю, взял одного голубя и сломал ему крыло. То же самое он потребовал жестами от меня, чтоб я сам убил своих птиц, но я открыл заслонку, и голуби улетели. Мама и сестренка через окно последний раз увидели мою улыбку и то, как взмыли в небо птицы. Я поднял раненого голубя и меня увел солдат. В штабе меня пытали, пытаясь выбить признания о сотрудничестве с разведкой, в том, что я авиа-наводчик, но я только закрывал от ударов голубя, находившегося в моих руках. Вечером того же дня наша соседка рассказала маме, что меня конвоировали в сторону сквера имени Фрунзе. В первые дни оккупации это место уже успело печально прославиться среди жителей города – там расстреливали пленных солдат, ополченцев и мирных жителей для устрашения. Когда меня поставили к стене, я хотел развернуться спиной, чтобы закрыть своего любимого голубя… Но подумал, что враги решат, будто я испугался. Тогда я прижался спиной к стене, а птицу закрыл руками…

Я погиб 28 ноября 1941 года. Остался лежать у стены с мёртвым голубем в руках. В тот же день немецкие войска были выбиты из города в результате успешного контрнаступления частей Юго-Западного Фронта. Первая оккупация города длилась восемь дней и вошла в историю как «кровавая неделя».

III

После освобождения города Ростова-на-Дону весь мир облетела фотография «Расстрелянного мальчика с мёртвым голубем в руке», сделанная советским фотокорреспондентом М.В. Альпертом, сообщавшая о зверствах оккупантов, совершения чудовищных преступлений против мирного населения. Фотография убитого Вити Черевичкина фигурировала на Нюрнбергском процессе в числе фотодокументов, изобличающих фашизм в совершении преступлений против человечности.

В 90-ые годы происходил пересмотр ценностей и идеалов. Целенаправленно пытались опорочить имена юных героев войны, сражавшихся в регулярных войсках и партизанских отрядах. Якобы подвиги этих ребят были вымышленными либо совершали их по криминальным или хулиганским мотивам. Неоднократно пытались  опорочить имена Зои Космодемьянской, Марата Казея, Зины Портновой, Саши Чебанова и имя моего юного героя – Виктора Черевичкина. Но время расставляет всё по своим местам. Возвращены добрые имена и истина торжествует. Вечная память всем героям, кто погибли и сражались за нашу Родину против гитлеровских захватчиков!

ПОСЛЕСЛОВИЕ.

Подросток задумается о судьбе Родной земли, переживёт тревогу и беспокойство за её будущее только тогда, когда события прошлого предстанут перед ним, как истоки настоящего.

Память о прошедшей эпохе и её героях - ровесников подростков,может послужить необходимым материалом. Была бы искренность воспоминаний и историческая правда, чтобы угадать по ним, что происходило в детской душе того смутного времени и как откликаются эти события у сегодняшнего сверстника. Ибо из подростков созидаются поколения...


Рецензии