Глава 12. Два подарка и оба для Катерины

Приближалось 8-е Марта. Дата, украшавшая не только календарь, но и довольно бесцветную жизнь советских граждан обоего пола. То был день всеобщего ажиотажного возбуждения, когда мужская составляющая населения: мальчишки, безусые юнцы, моложавые и седеющие мужчины выказывали всяческие знаки внимания слабой половине человечества. И по правде сказать, делали они это без всякого принуждения, от души. Обилием букетов, коробками конфет, флаконами духов, безделками и ювелирными штучками  они творили атмосферу праздничности. А милые женщины, которым цены не было и нет, в этот единственный из дней сияли от признательности и поклонения. Но не просто приходилось озабоченным мужчинам, чтобы побаловать их интересными подарками. В стране развитого социализма при тогдашнем унизительном дефиците, все сколь либо стоящее, от продуктов и одежды до мебели и машин, граждане доставали по великому блату, пользуясь нужными связями и знакомствами. А мне, простому смертному, не терпелось удивить свою неприкаянную скромницу чем-то особенным. Но оказалось, что ни я один, но и ангел, зрящий с неба на мою беспомощность, чудесным образом поучаствовал в разрешении случившейся незадачи.

В то время я трудился прорабом в ремонтно- строительном управлении. Одним из объектов было обветшавшее здание Дома культуры на окраине Караганды. Директор ДК, Вадим Степанович, в простоте - Степаныч, кровно заинтересованный в надлежащем качестве работы, при встречах выказывал мне подобающее расположение. Вдобавок нас сблизило, что оба мы были страстными книголюбами и пару раз успели махнуться лишними экземплярами. На служебном УАЗике заскочил к нему накануне женского дня, и вышло, что мне славно подфартило. В его тесном кабинетике за столом с бутылками портвейна,  блюдом с бутербродами и не начатым тортом, кроме поддатого хозяина, меня встретили улыбками и поволокой глаз три молодящиеся сотрудницы. Сколько я не отнекивался, они уломали меня присесть и, как положено, отметиться по случаю предстоящего праздника. Через часок, провожая до машины, Степаныч прочувствованно жал мне руку и благодарил за визит. И тут меня прострелило: «Послушай, друже, такая вот клюква вышла… Завтра мне Катеринку поздравлять и в щечку целовать, а у меня как у нищего в кармане не звенит… От того и головоломка, чем её молодицу потешить. У тебя директора ДК не найдется важного человечка среди торгашей?».
Видать неспроста, ангелок мне с небушка улыбнулся. Таким человечком оказалась его благоверная, Оксана Федоровна. В универмаге, поблизости, она, шишка-шишкой, заведовала отделом косметики и парфюмерии. Прощаясь, он клятвенно заверил, что сию же минуту отзвонится жене. Меня, приунывшего, как в сказке, будто живой водой покрапили!..

Наутро, по уговору, Катя встречала гостя принаряженной и улыбчивой. Помимо словесной вязи изысканного поздравления, она расцвела, принимая от меня, галантно склонившего голову, изящный японский зонтик, итальянскую косметичку и ветки мимозы. Воистину, конец всему делу венец!..

Но треволнения «жениха» на том не закончились. Не давала покоя неотступная дума на этот раз о свадебном подношении невесте. Вспомнилось расхожее, но накрепко утвердившееся мнение: «Книга – лучший подарок!» И в самом деле, для моей студентки литература и язык стали жизненным призванием. Впереди долгих четыре года университетской сосредоточенности на русской словесности. Опять же до поступления на филфак, молоденькой библиотекаршей она целый год выдавала книги и аккуратно заполняла читательские формуляры. Про Катю смело можно было сказать, что книгу она не только любит, но и из рук не выпускает. Да вот заковыка, при такой искушенности, чем её впечатлить?! И меня осенило – 9-томником Бунина!.. Его стихи, рассказы, роман «Жизнь Арсеньева» мы с ней, не сговариваясь, читали и с любовью почитали.

Вспомнилось, что прошлым летом в скверике у драмтеатра, где по субботам тусовались книголюбы, я узрел целехонькое, не затертое издание дорогого нам Ивана Алексеевича. Аркаша Кульберг, знакомый по книжным развалам, предложил поменяться на фантастику, от которой тогда с ума сходили. Он горазд был и продать, но не за дешево. К досаде, в ту пору у меня не водилось ни длинных рублей, ни томов с фантастическими бреднями. Однако телефон Аркаши  не преминул записать. Не откладывая дело в долгий ящик, дозвонившись, условился о встрече. Отправляясь, подзанял у Гришуткиных немного денежек. И право, они пригодились. Потому, как Аркаша, не изменяя себе, заломил барыжную цену. Но что деньги, когда внутри звенело: «Катеринка и Бунин. Непревзойденный мастер и обожаемая фиалочка!» Замечу, «фиалочками» называли красоток с филологического факультета.
Чтобы выразить распиравшее меня радование, приведу строки о Бунине из своей предшествующей книги.
«…Не дают покоя бунинские «Темные аллеи». Они восторгают и мучат сознанием, что для меня, бездаря, немыслимо изобразить даже отдаленно схожее с письменами Мастера. Бунин… Мэтр и учитель. Одно имя его зажигает во мне ощущение родства в трепетном, фибральном осязании мира, в неутоленном чувстве любви к нему. Язык Бунина подобен росписи золотом по черни на чашах из богатых скифских кладов. Написанное им дивно, исконно, точно, – оно  волнует, помнится».

По словописанию наш Господь есть Альфа и Омега, Начало и Конец всего сущего! Не без Его незримого участия тема дипломной работы Екатерины Сениной была посвящена значению пейзажа в романе И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева». Научным руководителем стала небезызвестная вам Таисия Тимофеевна Савченко. Работу удостоили оценки «отлично». Как вы догадываетесь, и мне довелось приложить к этому руку и сердце.


Рецензии