Былинные земли. Чаша Грааля в долине Vla A. Ч. 18
"Кто от родной земли отказался, тот и от Бога своего отказался"
(Федор Достоевский)
"ЧЕРНАЯ ТРОИЦА"
Кухарский выбивал преимущества для своего костела. Сделать это ему было легче, чем другим. Он одновременно был членом капитула – коллегиального церковного органа, заседавшего в Вильно.
Кухарский заботился о церкви Святой Троицы, которая была возведена на нижнем витебском замке. К настоящему времени она не сохранилась, не осталось даже следов. По привилею, который выдавался королем, можно предположить, что занимала она одно из господствующих положений в восточной части Великого княжества Литовского. Помимо самого прихода, Кухарский имел плебанию – господский двор, где жили настоятели, и он сам, видимо.
Плебания стояла отдельно от храма, и это естественно. Там могли содержаться домашние животные, церковная утварь, склады для хранения свечек и других принадлежностей. По сути, это административно-хозяйственный очаг. Какова плебания, таков и приход.
В церковь стекались прихожане, и Кухарский знал положение вещей – кто, как и чем дышит. Ему были известны территории, которые располагались вкруг Витебска. Знал он также тайные пружины королевского двора, так как общался с коллегами по капитулу. Он был неотделим от политики великокняжеского двора.
Первый привилей Кухарский организовал, когда Александр еще не совмещал две должности – не был королем, но корона ему светила, и он не мог не удовлетворить просьбу плебана. Считай, этот привилей был проверкой для взошедшего на престол 30-летнего монарха – не откажется ли он от поддержки католической веры в Белом крае? Продолжит ли развитие костелов на востоке великого княжества, которым управлял уже почти два года?
12 мая 1494 года Александр вознаградил Станислава Кухарского - тот получил привилегии для функционирования своего "детища": костела Святой Троицы. Интересно, что привилей состоялся в период между двумя знаковыми "происшествиями" - сожжением лукомского князя и брачным союзом венценосца с москвичкой Еленой.
Территориальный удел, который «выбил» себе плебан, не затрагивал лукомльских земель, но располагался вплотную к ним. Плебан получил в свое распоряжение участок западнее Витебска – «czynszownik» над озером Островно и речкой Черногостница, которая связывалась с Двиной. Водоемы давали возможность пополнять хозяйство рыбными ресурсами, а также способствовали сообщению с Ригой. Вторым земельным угодьем для Кухарского стала пустошь Максимовщизна – наверное, где-то рядом, ее местоположение не определено.
На Черногостнице каноник создавал плебанию – подспорье для парафиального храма. Потому церковь Святой Троицы вошла в историю как «Черная Троица», ее определяли на витебском Песковатике.
Помимо земельных наделов, плебан «вознаграждался» десятиной, что значит имел право взимать с усадеб десятую часть всех доходов и получал в свое распоряжение огороды землепользователей, мог засевать их овсом и снимать урожай. При слове "овес" возникает образ лошади, которой необходима эта кормовая культура, чтобы питаться. Однако предназначался овес для других целей. Кухарский "наделялся" корчмой в Витебске, и понятно, почему один из акцентов в привилее делался на этот вид культуры – овес шел на производство пива.
Кухарский при таком наборе пожалований мог не горевать. Черногостница лежала вблизи Витебска – в двух норвежских милях, при дороге на Бешенковичи, а это был оживленный маршрут. Вел он на запад, через Лепель.
Лепель в 1494 году не упоминался, он возник во втором привилее, который был дарован Кухарскому «в связи с утерей прежних документов». Надо понимать, что первоначальная «дарственная» исчезла, и плебан, обеспокоившись за дальнейшую судьбу Троицы, обратился вновь к Александру за помощью. Что случилось доподлинно, мы не знаем, однако факт утери и повторное обращение вписываются в ход событий, которые развернулись в Белом крае.
Второй привилей был создан в августе 1503 года, через девять лет. К тому времени Александр заимел вторую должность – был коронован, и величал себя одновременно и королем польским, и великим князем: литовским, русским, прусским, замойским… К тому же, состоялась его женитьба на дочери московского князя, и он был в ударе. Молодой, коронованный великий правитель, да с красавицей – восточной Еленой! Как тут не откликнуться на просьбу священника!
«Предприятие» Кухарского окрепло, именовалось уже «городом плебанским за рекою» - завоевало доверие, и каноник требовал расширения полномочий. В новом правовом документе закреплялись невиданные права костела – все подданные вызволялись от податей и поборов, и наделялись исключительными возможностями.
(Продолжение следует).
На снимке: "Черная Троица" с гравюры Ефима Минина, 1928 год (из интернета).
31.05/20
Свидетельство о публикации №220053101357