Ко Дню Победы. Прасковьина шаль

    На фото: шаль-плед.
   
   Очень  давно я собиралась написать про  эту быль. Но не могла. Только начинала писать, как рыдания  душили меня, а слёзы закрывали строку! Но написать нужно. Может наша молодежь,  когда-нибудь прочтёт этот рассказ,  и поймёт, как наши отцы и деды спасали Отчизну от злодея! А наши  бабушки и матери  жили в период страшного лихолетья, нечеловеческим трудом выживали, растили детей и ждали   с болью и трепетом военные «треуголки».

ВОЙНА.
Жизнь люди стали  измерять мерой - «до войны»  и «в войну».

          В селе Куликово Торбеевского района Мордовской АССР все жители проживали в напряжении, ибо жили ожиданием повесток на войну для сыновей, мужей, братьев. Эти повестки  не были призывом на службу в Красную Армию, когда служба в Армии считалась гордостью родителей за своих сыновей! В семьях делали проводы сыновьям   на службу, приглашая  полсела жителей на вечер. А призывников  утром провожали на службу всем селом, в сопровождении  гармони, балалайки, свирелей, под  пляски и частушки молодежи. Рекрут с гордо поднятой головой  шёл в окружении любимых и родных.

          А  сейчас всё было иначе -  были горькие проводы. То с одного конца села, то с другого конца слышались причитания женщин. Это матери и жёны провожали на войну своих любимых. Конечно, без гармошки, без балалайки и свирелей. В конце села,  провожающие останавливались, обнимали и целовали дорогих людей. Обхватывали шеи сыновей и мужей и с ужасом  кричали. Матерей, детей  и жён «отдирали» от любимых.

-Сыночек мой! Да как же я буду жить без тебя! Как же мне дождаться тебя?
Рядом кричала и причитала жена:
-Любимый мой! Родной мой! Как же я буду одна? Ведь у нас четверо детей, как мне одной поднимать их?
За ноги отцов хватали дети и кричали: «Папочка, родимый! Ну, куда же ты? Зачем нас покидаешь?»

           Провожала мужа Ивана-брата моего дедушки и Прасковья Акашкина-жена Ивана. Женщина отличалась спокойным характером, мудростью и разумом. Она понимала, что криками  и слезами помочь мужу невозможно, поэтому  силой сдерживала свои слёзы. Рядом стояли её трое детей-малышей: Владимир - 6 лет, Люба-4.5 лет и трёхлетний Коленька. Дети не понимали, что происходит и держались за подол маминого платья. Иван Иванович обнял жену, поцеловал детей и примкнул ко всем  призванным на войну.

Призывников разного возраста  построили в колонну,  и они быстрым шагом пошли в сторону Торбеева на призывной пункт. Вслед им звучали слова благословления и пожелания разбить врага и вернуться живыми и здоровыми.

Все провожающие  тихо возвращались домой, понимая, что спокойная жизнь для них прошла! Что все домашние дела и работа в колхозе ляжет  на их хрупкие женские плечи. Нужно многому научиться: забивать гвозди; пилить и колоть дрова, носить их в сарай; сажать огороды и собирать урожай, перенеся урожай в дома в подпол; заготавливать сено и переносить за несколько км во двор.Ухаживать за скотом, чтобы обеспечить детишек  молоком.

То же самое делать в колхозе, так как нужно было растить урожай для войны. Женщины оставляли детей на бабушек, а сами работали днем и ночью, иногда для сна украв 1-2 часа.

          Через 2 месяца в село  пришла первая  «похоронка». Почтальонка принесла казенное письмо в дом Прасковьи. Она закричала, испуганные дети кинулись к матери и тоже заплакали.
И тут Прасковья поняла, что она для своих детей осталась матерью и отцом. Поэтому не имеет право пугать детей криками.

          Так и выживала семья без отца и мужа.

В один из зимних дней Прасковья пошла по делам в поселок Виндрей. От Куликова  посёлок находился в 2-х км. И был виден со всех участков большого села Куликова.
На обратном пути шла быстро к детям, чтобы не допустить беды.

Был сильный мороз. Снег скрипел под ногами. Чтобы не просквозил холодный ветер, на голову и плечи накинула большую шаль-плед. Прошла половину пути.

Вдруг её глаза выхватили на поле, перпендикулярно движущуюся в её сторону, стаю волков. Мужчин в сёлах  не было, охотиться на волков было некому, и волчьи стаи без страха продвигались по полям, дорогам и заходили в населённые пункты.

Ужас охватил женщину. Она поняла, что вернуться назад в Виндрей не успеет.
Добежать в Куликово тоже не сможет.

Силы покинули Прасковью,от ужаса  она опустилась на снег, укрылась с головой пледом и начала читать молитву: «Господи, спаси меня от зверей ради детей моих! Они стали полусиротами после  гибели отца на войне. Если и меня съедят волки, на кого же  мои дети останутся? Боже мой, Спаситель мой, если ты не сможешь меня спасти от волков, то дай скорой смерти!»

Сколько она молилась, не помнит, но успела сильно замерзнуть на снегу. Решила приподнять край шали и увидела, что стая волков прошла мимо неё и уходила в сторону леса. Прасковья еле поднялась на ватные ноги и медленно побрела в своё село, не прекращая благодарить и славить Бога.

Обессиленная женщина  пришла домой, зажгла свечку на иконнице и славила Господа за чудо спасения.

         Прасковья  рассказывала многим односельчанам о своём спасении. Женщины разного возраста верили в Бога-Спасителя и крестились с благодарностью.

Старики, не призванные на войну, говорили, что чудо совершил ВЕТЕР, который дул  от волков в сторону женщины, а не наоборот. Поэтому волки просто не почуяли запах человека. И это спасло Прасковью от волчьей стаи.

Кто же из них прав?

Сколько чудес бывает в жизни,установить трудно! Но это спасение помогло женщине вырастить детей и выучить их. Люба И Володя стали учителями. Николай работал в колхозе.
Давно ушла в Мир иной Прасковья. Ушли и её дети на Небо. А память о чудо-спасении живёт и сейчас.


Рецензии
Добрый день, Мария! Воистину, чудо-чудное... Царствие небесное Прасковье, ее мужу и детям... С благодарностью за трогательную историю, Зоя

Декоратор2   05.08.2020 17:33     Заявить о нарушении
Сердечно благодарю,Зоя!
Да, разные испытания в прошлом были!
И народ выдержал!

Марьша   06.08.2020 12:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.