Имадетдиновы, Иматетдиновы
***
Прим.
На мой взгляд фамилия Имад(т)етдинов все же есть трансформация от привычного написания Имаметдинов.
‘’Имам’’ это религиозный служитель, ‘’Дин’’ это Вера(Религиозная), сочетание ‘’ет дин(ут дин)’’ – означает в ''вере, правоверный, на пути веры''.
Возможно, в данном случае предком был некто с именем Амад, Имад, Имат.
Фамилии с фрагментом ‘’дин’’ одни из самых трансформируемых.
***
Компиляции
Примечание.
Наверняка часть описанных ниже персоналий не относится к роду по заданной в оглавлении теме и является просто однофамильцами.
При прочтении следует учесть, что некоторые адаптированные национальные латинские литеры, в частности польские, не отражаются в тексте.
Прим.
В наименовании шляхты польской есть понятие природной шляхты, то есть именованной по той земле, которая им дана и где живет их род. Отсюда и порой странные фамилии.
Прим.
Если фамилия имеет герб, он будет приводиться вне связи или отсутствия таковой с перечисленными персоналиями, поскольку были времена, когда принадлежность скрывалась, а было и наоборот - когда дворянское прошлое придумывалось. То есть герб присутствует только, как дополнительная информация и не привязан ко всем носителям фамилии.
Прим.
В случае списков подобных ‘’Атемарской десятне’’ запись наподобие
‘’ двор Урозмаметя Мурзы Нурушева сына князь Максутова’’ персона в дальнейшем фигурирует и как Нурушев и как Максутов.
Прим.
Естественно носителями фамилии являются представители разных этносов, но в их перечне есть и татары, причем записанные и как татары и как кряшены.
Сейчас и в дальнейшем в случае подобных фамилий материал будет расширяться по результатам случайного нахождения, поскольку детальный точечный поиск биографий и фотоматериалов займет слишком много времени.
В первую очередь это то, что носитель этой фамилии это не всегда не татарин.
Татарин, подаривший Финляндии первый Коран на финском языке
***
Ахсен Бёре
13:03 , 13 марта 2019 1594
Мы начинаем новый цикл статей, который будет посвящен личностям, внесшим большой вклад в становление и налаживание межкультурного и межконфессионального диалога. Каждый из них по-своему открыл другим народам татарский мир. Нам бы хотелось возродить их память в Татарстане и благодаря этому укрепить мосты между народами и странами, где их дела, а также тела нашли свое последнее пристанище.
Одним из самых знаменитых представителей татар Финляндии бесспорно можно назвать Ахсена Бёре (20.03.1886-09.11.1945).
Под этим именем он стал знаменитым в Финляндии и за его пределами, хотя реальное его имя Зинатулла Имадетдинов.
Как многие представители татарской диаспоры в Финляндии, он происходил из татарской деревни Актук (Актуково) Краснооктябрьского района Нижегородской области. С юности одаренный Зинатулла стал заниматься торговлей, преехал в столицу империи Петербург, затем в Финляндию, в тогдашнюю Терийоки, и в конце осел в Тампере, где сильно разбогател на продаже тканями и мехами.
Немного хочется рассказать о родителях и семье Ахсена Бёре. Его отец - Имадютдин Ахсян (1849-1906), мать - Мерхаба Ибрагимова (1855-1941). Всего в семье Ахсена было 9 детей, 6 братьев - Фатхутдин, Захидулла, Зинатулла, Абдулла, Абдулкаюм, Абдулхак и 3 сестер - Халима, Хализа, Катия. Интересна история появления имени “Ахсен Бёре”. “Ахсен или Ахсян” - является родовым именем-прозвищем семьи Ахсена Бёре. Но по устоявшейся тогда традиции в 19 веке в Российской Империи фамилию детям давали по имени отца, то есть отчеству. Поэтому родившийся Зинатулла получил фамилию по имени отца - Имадютдинов, которая в последующем меняла свои написания на Имадетдинов, Имадетдин. Уже позже он решил поменять имя на Ахсен, а вместо фамилии взять прозвище “Бёре” - что с татарского переводится “волк”. Как уже отмечалось ранее, Ахсен с детства был одаренным и смышленым мальчиком. Он рано начал трудиться помощником в торговой лавке, однако эта трудная для юнца работа раскрыла в нем торговую смекалку и подготовила к суровой жизни. В конце 19 - начале 20 века многие татары с Нижегородской губернии промышляли в Петербурге. В 1907 году совсем еще юный Ахсен был отправлен родителями к родственникам в Петербург. Позже он вместе со старшим братом Фатхутдином и с другой татарской семьей стал отдельно снимать квартиру. Его дела в городе пошли в гору, и он решил заняться торговлей в Финляндии в тогдашнем городе Терийоки (современный Зеленогорск, Ленинградская область). Нужно отметить, что тогда еще Финляндия была частью Российской империи, а ее прежние границы были намного ближе к Петербургу, чем сейчас. Вилла Ахсена Бёре в Терийоки (совр. Зеленогорск) В 1910 году Ахсен Бёре практически все свое дело переместил в Терийоки. Его торговля и недвижимость в городе увеличивались из года в год. Чтобы лучше справляться с растущим бизнесом он взял к себе на помощь двух своих младших братьев Абдулхака (1891-1944) и Абдуллу (1888-1949). К 1917 году братья сумели накопить огромный капитал. Уже после того, как Финляндия стала независимой, в 1919 году Ахсен Бёре часть своего бизнеса переводит в более крупный город на западе Финляндии - Тампере. В 1922 году он открывает там большой магазин для мехов, тканей и турецких товаров. Витрина магазина Ахсена Бёре в Тампере 1930-е гг. Нужно отметить, что Ахсен Бёре имел неплохое религиозное образование и в 1916 году смог сдать экзамены на должность имама и исполнял обязанности имама. Это сыграет большую роль в желании познакомить финнов с Исламом. В последующем он станет одним из светских и духовных лидеров возникшей тогда татарской диаспоры Финляндии. Он активно общался с религиозными деятелями России и Турции. После того как Советская Россия закрыла свои границы, он стал расширять связи с Турцией. Ахсен Бёре не жалел финансов на благотворительность - в Тампере в 1930 году на его деньги была открыта финско-турецкая школа. Однако, наверное, самым важным делом, которое Ахсен Бёре сделал для Финляндии и его народа, является то, что он первым познакомил финнов с Кораном и его смыслом. Это была непростая задача, требовавшая много затрат и усердия. Так на его деньги и при его непосредственном участии Коран был переведен на финский язык и издан в городе Тампере в 1942 году. [Koorani. Opastus ja johdatus pahan hylk;;misee ja hyv;n valitsemisee Z.;. Ahsen B;ren kustannuksella, Tampere 1942, 799 s.] (Хотя первоначально планировалось перевести и напечатать Коран намного раньше в 1936 году). Завершение перевода Корана и его публикация стали для Ахсена Бёре и татар Финляндии большим культурным и духовным триумфом. Оно навсегда оставило след в истории Финляндии и доброе имя Ахсена Бёре. В последующем он получил множество благодарственных писем от видных деятелей страны: помимо маршала Маннергейма и президента Рита, в частности благодарность и высокую оценку перевода Корана отметили бывшие президенты Финляндии К. Дж. Штольберг и П. Е. Свинхуфвуд, министр иностранных дел Хенрик Рамсей, председатель Верховного суда Аарне Рекола, ректор Хельсинкского университета, математик Рольф Неванлинна, стоматолог доктор Ирье Паатеро, епископ епархии в Тампере Алекси Лехтоненек и другие. Ахсен Бёре умер 9 ноября 1945 года в Тампере и был похоронен на исламском (татарском) кладбище Хельсинки. Могила Ахсена Бёре и его жены на мусульманском (татарском) кладбище Хельсинки __________________________________________ Использованные источники: 1.Mikko Suikkanen. Yksityinen Susi Zinetullah Ahsen B;ren (1886-1945) eletty - ja koettu el;. Yhteiskunta ja kulttuuritieteiden yksikk; Historian pro gradu-tutkielma. Huhtikuu, 2012. 2.https://terijoki.spb.ru/ Мухсин Нурулла
Подробнее:
ИМАТЕТДИНОВ Абдула Мерсаевич
***
1921 г. р.
Участник войны
Астраханская область
Рядовой. 1921 г.р., г. Астрахань. Призван Астраханским ОВК в 1941 г. Проходил службу в 1078 зенит.-арт. полку.
http://pam30.ru/people/item/175216/
Имадетдинов Мерсияф Имадетдинович
***
Родился в 1889 г. татарин; образование начальное; сторож телефонной станции. Проживал: Астрахани.
Приговорен: Тройка при УНКВД Сталинградской обл. 14 февраля 1938 г., обв.: обвинен в принадлежности к контрреволюционной организации.
Приговор: ВМН. Расстрелян 10 марта 1938 г. Реабилитирован в 1989 г.
Источник: Книга памяти Астраханской обл.
http://lists.memo.ru/index9.htm
Никах - любовь и брак в исламе, исламская семья
Обсуждения
***
Роман Иматетдинов
https://vk.com/topic-46105511_28848368?offset=900
Свидетельство о публикации №220053100195