Авторецензия на Где-то на сопках
От произведения в стиле хронологических заметок не следует ждать художественных и лингвистических открытий. События в нем излагаются почти без комментариев методично, последовательно, с редкими пропусками. Обилие действующих лиц и персонажей поначалу обескураживает, но по мере углубления в повествование их круг сужается, и становится ясно: кто есть кто.
Конечно, времена Застоя, эпоха, предшествующая большим переменам в нашей стране, уже описаны и пересказаны в разных вариантах с большим или меньшим правдоподобием. Здесь же повествование разворачивается последовательно, и проследить развитие событий можно в хронологическом порядке.
Возможно, мало кого затронут события пятидесятилетней давности. Тем не менее, современники, которым сейчас за 70, смогут вспомнить трудности существования в то время. А Стройка Века, как называли строительство второго Транссиба, участие в котором принимала вся страна, кажется должна была быть образцом в организации производства. Но, как следует из записок, этого не произошло.
В то же время, подразделения профессиональных транспортных строителей - механизаторов, мостовиков, монтеров пути – существовали много раньше. Очевидно, привлечение больших масс рабочих зачастую без специальных подготовки и навыков было необходимо не столько для подъема производительности труда, сколько для возбуждения некоего движения в массах, создание цели, ради которой стоило жить молодёжи.
Именно поэтому рассчитывать на особую организацию работ для энтузиастов, как видно, не приходилось. Но, приехавшим на стройку новичкам все же казалось, что их здесь ждут, и стоит им только взять в руки инструменты, как работа наладится сама собой.
Как раз неурядицам в общестроительных организациях и сопутствующему им разгильдяйству посвящено описание первых лет работы молодёжи на стройке. Автор записок, он же главный герой, варится в боевой гуще, испытывая себя в разных ипостасях. Всех перипетий, происходящих с ним, хватило бы на несколько персонажей и на несколько отдельных повестей и рассказов.
Кажется, задачей автора не было создание художественного произведения. Тем не менее, вчитываясь в текст, понимаешь, что все его «сны», как чернышевские «сны Веры Павловны», продиктованы мечтами о совершенствовании мироустройства.
Комментарии к действиям персонажей отнюдь не беспристрастны и напитаны едким состраданием к их судьбам. Как и любой трезвомыслящий человек, автор не может смириться с «удалью» соотечественников, заливающих пустоту своего существования алкоголем.
Понятно, что труд описания и анализа жизни соратников, проделанный в течение нескольких лет, заслуживает внимания хотя бы за то, что был выполнен в условии агрессивного неприятия и непонимания окружающими.
С другой стороны, можно проследить динамику развития характера автора записок. Подобное описание напоминает многие произведения, начиная с «Одиссеи» и кончая «Приключениями Буратино». Как и в них, наш герой, движется из пункта А в пункт Б, встречая на пути всевозможные препятствия.
Но… попытки героя и единомышленников наладить «новую жизнь» разбиваются о скалы Сциллы и Харибды («как надо бы» и «как скажет партия»), претерпевают изменения и превращаются в рутинную работу рабочих, зарабатывающих хорошие деньги.
Личная жизнь героя тоже идет «наперекосяк». Его отношения с женщинами, порой быстротечные, не оставляют особого следа в памяти читателя. Лишь его последняя связь с замужней женщиной будоражит внимание и не оставляет читателя равнодушным.
Будничность, с которой описаны все события, не должна усыплять внимание читателя, поскольку она созвучна с жизнью каждого из нас, его современников. Ведь мало кто задумывался о том, что будни своего пребывания на Земле можно запечатлеть на бумаге.
Очевидно, поэтому ни сокращать, ни акцентировать внимание на отдельных событиях автор не стал. Так же автор не стал описывать характеры и внешность героев, иначе повествование намного выросло в объеме. И у тех читателей, которым хватит терпения дойти до конца повествования, останется ощущение соучастия в исторически значимом событии нашей страны.
Дальнейшая судьба героев повествования не прослеживается. Ясно, что бригада, в которой работал автор, продолжила движение «через невозможное – вперёд!». Таким образом, его главная заслуга в том, что он показал некий срез эпохи на примере отдельно взятой территории во времена, когда веяние Перестройки едва доносилось до умов сограждан.
Свидетельство о публикации №220053102046