Александрия. Глава 14. 1

Предстоятелей Христианской Церкви решено было собрать в Никее - из всех предполагаемых городов-претендентов именно ей в итоге было отдано предпочтение.

Немаловажным доводом послужило удачно месторасположение: одинаково хорошо доступный как с моря, с которым он сообщался посредством озера, так и с суши, этот цветущий и обширный торговый город обретался в самом сердце империи - в Вифинии, что создавало удобство прибытия и восточным епископам, и святым отцам из Испании и прочей Европы. Находившийся здесь императорский дворец и множество богатых домов обеспечивало размещение всех предполагавшихся членов собора – самих епископов, и, сопровождавших их, пресвитеров, диаконов и слуг. Всего ожидалось более двух тысяч человек.

Кроме того, близость к Никомидии, от которой Никея отстояла не более, чем на двадцать миль, позволяла императору без больших затруднений присутствовать самолично на соборе, следя за его деятельностью.

Повлияло и само имя города – его соименность победе втайне вдохновляла обе враждующие стороны.

Разослав пригласительные грамоты ко всем епископам Римской империи, Константин сделал все, чтобы облегчить святым отцам путешествие в Никею. Все путевые издержки и содержание прибывших на собор епископов Константин принял на счет казны, распорядившись, чтобы им предоставлялись безвозмездно почтовые лошади, тем же, чей путь лежал мимо почтовых дорог, он приказал доставлять вьючных животных.

Собор был Вселенским, ожидалось многочисленное собрание людей самого разного возраста и личных качеств, среди которых были исповедники, чудотворцы, престарелые святые отцы и молодые служители, ученые богословы и малообразованные, но истово верующие, прославленные в преданном служении владыки - всех этих людей объединяла единая христианская вера, и большинство из них, несмотря на все тяготы дальнего путешествия, отправились сюда, стремясь оградить и защитить свою веру от раскола – увы, но именно теперь, когда настало мирное, свободное от гонений, благодатное время повсеместного служения Христу, основанной Им Церкви стали угрожать внутренние распри.

Ариане, виновники и причина созыва собора, составляли самую малочисленную группу (что вовсе не смущало их боевой дух и не мешало им рассчитывать на победу). Помимо Ария, Евсевия Никомидийского и Феогния Никейского, сражаться за арианское учение прибыли Евсевий Кесарийский, Минофан Ефесский, Марий Халкидонский, Афанасий Аназаврский, Антоний Тарсский, Патрофил Скифопольский, Павлин Тирский, Феодот Лаодикийский, Григорий Беритский, Аэтий Лидийский, Секунд Птолемаидский, Феон Мармарикский.

Гораздо более внушительно выглядел лагерь поборников православия, ясно осознававших всю пагубность арианского учения для христианской веры и необходимость вести борьбу с этим заблуждением. Возглавлял открытых противников арианства Александр Александрийский. На его стороне стояли Осий Кордубский, Николай, архиепископ Мир Ликийских, Александр Византийский, Евстафий Антиохийский, Гелланик Трипольский, Макарий Иерусалимский, Иаков Низибинский, Спиридон Кипрский, Пафнутий Верхнефиваидский, епископ Фессалоникийский и другие святые отцы, готовые до последнего вздоха отстаивать истинную веру против ереси.

Но самую многочисленную группу участников составляли те, кто доселе не был близко ознакомлен с сущностью учения ариан, и потому не имел определенного доводами богословской науки мнения по поводу возникшего конфликта. Эти люди отвергали арианские выводы лишь на основании живой веры и были движимы желанием покончить с внутрицерковной смутой. Им предстояло сделать свой выбор на Соборе и именно их голос был решающим.


Рецензии