День рождения Хабаровска

О том, что город Хабаровск основан в 1858 году, я узнал очень давно, еще школьником. И не потому, что мне об этом сказали или я где-то прочитал. Нет, просто у нас в доме появилась металлическая кружка с рисунком входа в парк ЦПКО и надписью  «Хабаровску 100 лет – 1958 год».  Именно из этой кружки я любил пить своей любимый напиток – какао.

Но в Хабаровске я до этого уже побывал. Вместе с родителями я проехал мимо него, задержавшись на пару-тройку дней по пути в Москву.  Сказать, что город на меня произвел впечатление, я не могу.  Ведь в тот 1957 год еще текли две грязные речки в центре города – Плюснинка и Чердымовка.  Три главные улицы города – Ленина, Карла Маркса и Серышева, проходили параллельно друг другу по вершинам трех холмов, идущих от берега Амура, а между ними и протекали эти грязные речушки.

Позже я стал каждое лето проводить у бабушки с дедушкой в пригороде Хабаровска, несколько раз за лето выезжая в центр города.  Но огромная стройка, которая развернулась в месте протекания этих речушек, прошла мимо моего внимания.  А стройка была поистине грандиозная. Речки спрятали в огромные бетонные желоба, сверху засыпали их и со временем по этим местам протянулись два бульвара – Уссурийский (на месте бывшей улицы Милицейской), и Амурский.  Амурский бульвар сразу был выполнен на всем протяжении – от стадиона Ленина на берегу Амура, до железнодорожного вокзала.  А вот Уссурийский долгое время был обустроен от Амура до улицы Пушкина, которая шла от центральной площади города – имени Ленина на улице Карла Маркса, до  площади имени Блюхера на улице Ленина.  Вот об этих бульварах и пойдет речь дальше.

Кстати, день рождения Хабаровска стали праздновать 31 мая уже в 90-е годы. Тогда губернатор края Виктор Иванович Ишаев надумал отмечать каждый год  день рождения края 20 октября. А коль отмечается день рождения края, то негоже забывать о дне рождения столицы края – Хабаровска.  И нашлась в истории точная дата.

История Хабаровска связана с освоением Россией берегов Амура и Тихого океана. 31 мая 1858 года солдаты линейного Сибирского батальона под командованием капитана Я. В. Дьяченко основали военный пост, названный Хабаровкой - в честь землепроходца XVII века Ерофея Хабарова.

В 1864 году топограф М. Любенский сделал первый план застройки города.   До этого момента Хабаровка оставалась на положении заштатного населённого пункта и застраивалась хаотично.   Естественный ландшафт и определял планировку будущего города. Исторической частью застройки являются три гряды отрогов Сихотэ-Алиня, нисходящие к берегу Амура. Между ними в то время текли речки Бури и Ури (позже названные Чердымовка и Плюснинка)

Заселялась Хабаровка первоначально военными, потом начал появляться и торговый люд. Ехали сюда со всей России: Забайкалья, Сибири, Оренбургской, Пермской, Курской, Нижегородской, Киевской, Бессарабской и Рязанской губерний, Москвы и Петербурга. На трёх холмах по склонам селились обыватели, а на вершинах стояли дома местной знати - купечества и чиновников.
 
В 1880 году Хабаровка получила титул города. На тот момент в ней проживало около 5 тысяч человек и насчитывалось 855 жилых строений. Официальных названий улиц не было и когда поступило распоряжение поименовать их, то на карте появились названия трёх центральных улиц: Муравьёва-Амурского, Барановская - в честь приамурского военного губернатора Баранова, и Тихменьевская - по фамилии генерал-майора Тихменьева, который был в своё время военным губернатором Приморской области, и числился почётным гражданином Хабаровки. 16 июня 1884 года было утверждено решение об образовании Приамурского генерал-губернаторства, в состав которого вошли Забайкальская, Амурская и Приморская области, административным центром стала Хабаровка, переименованная в 1893 году в город Хабаровск. Такое административное деление сохранилось до начала ХХ века.

История строительства Бульваров.

16 мая 1900 года городской думой было принято решение о начале строительства бульваров в падях. До поры до времени эти территории использовались для различных случайных и временных сооружений. Когда же в центре города стало тесновато, взоры обитателей все чаще стали обращаться к неудобьям. Так, например, 8 сентября 1902 года городская дума рассмотрела заявление некоего Житникова об отводе земли под мастерскую в Чердымовской пади. Заявление удовлетворили на срок до 1 июня 1903 года, когда в соответствии с решением должна было начаться строительство бульваров. С приближением заветной даты, определив, что такое колоссальное строительство городу пока не под силу, решили нарезать участки правильной формы и сдать их в аренду с торгов сроком до июня 1908 года.

19 апреля 1906 года гласный городской думы (депутат с правом решающего голоса) Александр Васильевич Плюснин доложил, что в падях устроены харчевни, пивнушки, помещения сдаются в наем, как квартиры и прочее.

Мастерские оказались далеко не на первом плане. Дума постановила: впредь сдавать участки по контракту, где указывать, что вначале строится мастерская, затем жилье, но лишь для собственной семьи и наемных работников.       

Аренда земли приносила городу деньги, которых постоянно недоставало, поэтому вопрос о бульварах в падях отодвигался на неопределенный срок. На их месте в самом центре города разрастались жуткие задворки, именуемые в народе ныне забытым словом «Шанхай».

Решение о строительстве бульваров было принято в период подготовки к 100-летию города. Работы по благоустройству падей начались в 1957 году. За год устья Чердымовки и Плюснинки были заключены в коллекторы. Под будущие бульвары отсыпано два миллиона кубометров грунта. Сегодня кажется невероятным, что в стране, залечивающей раны недавней войны, нашлись деньги на то, чтобы расселить из трущоб людей, построить большой стадион и начать осуществление планов, зародившихся в городе более, чем полвека назад. В середине шестидесятых годов отсыпка бульваров была завершена, они были засажены деревьями и ныне представляют собой рощи в центре города. Окончательное «покорение» Плюснинки и исчезновение последнего домика в Плюснинской пади произошло 10 ноября 1982 года. Владельцами последнего дома по Милицейской 73 или Уссурийскому бульвару 65 были: Анна Ивановна Иванова, пенсионерка из бывших доярок на Чукотке и Гордей Романович Банкрашков, строитель аэродромов на территории от Приморья до Магадана, очевидец и участник многих интересных авиационных событий востока России.

Далее, речки зашили в бетонные полости и вместо речных  мутных вод  на бульварах стали течь только потоки людей. Отчасти в бетонные трубы впадают сточные воды центральных коллекторов, однако в целом водные объекты природного происхождения. Входы в русла подземных рек находятся на берегу Амура.

Один - у таможенного дебаркадера на Уссурийском бульваре, другой у спортивного комплекса стадиона им. Ленина на Амурском бульваре. Выходы на поверхность располагаются по всей длине забетонированного русла.  Эти объекты - исторические памятники Хабаровска, на стенках сохранена дореволюционная кладка, кирпич с клеймами, присутствуют арки и пролёты.

В заключении своего повествования об Уссурийском и Амурском бульварах коротенькие справки о людях,  которые дали названия двум речушками в центре Хабаровска.
 
Михаил Игнатьевич Чердымов  - читинский купец 3-й гильдии, осел в Николаевске, торговал в Софийске, затем прибыл в Хабаровск в 1859 г. С 1868 по 1878 г.г. состоял в 1-й купеческой гильдии, в 1878 г. получил орден Станислава III степени за заслуги по делам Синода. Стал Первым почетным гражданином Хабаровска. Его имя носила речка Чердымовка, на месте которой возник современный Амурский бульвар.

В 1859 году Михаил приехал из Николаевска в качестве приказчика российско-американской компании.  Чердымов получил земельный участок и открыл на берегу Амура лавочку, в которой торговал самыми необходимыми продуктами – мукой, крупой, солью. В 1860 х годах он уже числился оседлым жителем, а в 1873 году Михаил Чердымов профинансировал строительство первой в городе школы. Он внес 3500 на образование в целом, из которых 700 рублей составляли установленное им ежегодное пособие школе. Купец выплачивал его стабильно на протяжении пяти лет. В 1878 году он отправился в Иркутск, где скоропостижно скончался. Чердымов не успел узнать о том, что как раз в это время в Хабаровку пришло распоряжение императора о присвоении ему звания почетного гражданина. Семьи у первого хабаровского купца-мецената не было – дальние родственники нашлись лишь в маленьком селе под Нижним Новгородом. Хабаровским историкам пока не удалось обнаружить ни одной фотографии Михаила Чердымова.

Андрей Федорович Плюснин (1827-1880)  - основатель известнейшей на Дальнем Востоке купеческой династии Плюсниных. Происходил из крестьян Забайкалья. В 1860 г. на своем баркасе он пристал у селения Хабаровка и открыл торговлю. Два года Андрей Федорович разъезжал по стойбищам и обменивал товары на пушнину. Скупал соболя по 2-4 руб. в Хабаровке, продавал в Иркутске в 3-6 раз дороже. Дело оказалось очень прибыльным: получил прибыль 22 тыс. руб. К 1876 г. капитал дома Плюсниных составил 100 тыс. руб. За относительно небольшой срок стал богатейшим человеком города.

Андрей Фёдорович выписал из Америки заднеколесный пароход «Русский», на котором совершил первые успешные экспедиции по реке Сунгари. Торговал с китайцами, оттуда вез полный груз хлеба в Хабаровку. Общественная деятельность А. Ф. Плюснина тоже заслуживает внимания.  С именем Плюсниных связаны строительство Иннокеньтьевской церкви, закладка Успенского собора, доходный дом на площади Соборной, торговые ряды (речной вокзал) и другие здания и сооружения, определяющие сегодня облик старого Хабаровска. В 1880 г., когда Хабаровка получила статус города, Андрей Федорович умер. «Полная труда и лишений жизнь промышленника и рыболова в Забайкалье, — написала газета, — затем 20 лет жизни на Амуре, где к старым привычным заботам и трудам прибавились новые (проведение телеграфной просеки от Хабаровки к Владивостоку, доставка срочных военных грузов зимой при полном бездорожье, осенние рыбалки, где заготовлялись тысячи бочек кеты для войск и пр.), при железной воле и желании идти всегда впереди всех и учить рабочих своим примером, унесли здоровье Андрея Федоровича». Он прожил всего 53 года. Его капитал составлял 250000 рублей

Уже в конце ХХ века городские и краевые власти решили облагородить место в районе Плюснинской пади. Были спроектированы и со временем построены три пруда, которые реконструировались, и, в конце концов, приобрели современный вид. В центре одного пруда стоит стеклянный павильон на сваях, из воды прудов в вечернее время бьют подсвеченные фонтаны воды. Далее огромная площадка для парковки автомобилей  зрителей, приезжающих или на матчи местной хоккейной команды «Амур», или на концерты заезжих гастролеров, которые проводятся в «Платинум-Арене», огромном спортивно концертном комплексе на 8 тысяч мест и с тренировочным катком. Так что пруды и «Платинум-Арена» стали еще одним любимым местом отдыха жителей и гостей города Хабаровска.

А мне,  больше  17 лет назад покинувшим Хабаровск, остается  поздравить моих  земляков с очередным днем рождения города,  который недавно вошел в число пяти восхитивших корреспондентов  Форбс городов России.  С праздником, дорогие друзья!!!


Рецензии
А еще был обрусевший китайский купец Тифонтай. Он тоже много сделал для города. Хабаровск действительно уютный и самобытный город! Смешение крови разных поселенцев и местных народов и народцев породило в нем множество очень красивых и энергичных людей. Есть в Хабаровске и какая-то своя магия! Я прожил там несколько весьма непростых лет и все Женщины, в которых влюблялся были из этого города. Кстати, на фото к вашей заметке виден дом, в котором я жил у прудов. Так что и вас с праздником!

Темиртас Ковжасаров   31.05.2020 13:48     Заявить о нарушении