По ступеням мая

Философско-литературные заметки.Фрагменты майского  дневника.
Фото автора

Самое благодатное время для нас то, которое мы используем для оказания помощи тем, кто к нам обращается. Реальное содействие часто не имеет никакого отношения к материальному. Люди, чаще всего нуждаются в нашем внимании, понимании, сочувствии, в добром совете. Многие, пытаясь выйти из тяжело сложившихся обстоятельств, нуждаются только в точке опоры. А если мы  не желаем уделить время  ближнему, тогда упускаем возможность укрепить основания и своей личной жизни.
                ***
Обида относится к тем чувствам, которые слабого делают ещё слабее.  Трезво оценивающий себя, то есть видящий  не только  свои достоинства, но и недостатки; осознающий то, что наши слова, дела, намерения не всегда чисты,  ставит  заслоны  для возникновения чувства обиды.  Даже когда кажется,  что отношение к нам кого-либо несправедливо, надо просто честно заглянуть в свою душу, и  обязательно обнаружим то, за что нас можно укорить, осудить. Зрелость, мудрость то есть знание, опыт,  соединённые  с силой духа указывают нам на то, что когда нас видят не в свете наших достоинств, или глазами, ослеплёнными  завистью, ненавистью, пренебрежением, нам следует не позволять поселиться в сердце духу раздражения, понимая то, что и наши недруги – враги всегда отчасти правы. Только понимание того, что необходимость личного преображения, исправления ошибок не покинет нас  до конца жизни,  придаёт ей силу и смысл.   
                ***
Если мы обретаем желаемое и всё идёт в соответствии с нашими планами – это не означает то, что мы получим в результате необходимое. И напротив, когда обстоятельства складываются, как нам кажется, против нас,  они в конечном итоге часто  приносят  пользу.  Поэтому радость по поводу успехов должна быть осторожной, умеренной  с тем, чтобы бдительность и рассудительность наши были сохранены. А печаль, проникающая в нашу душу из-за недобрых событий не переросла в уныние. Именно в этом случае мы  теряем возможность  видеть  лучшее, в том, что кажется худшим. 
       Неверное отношение к происходящему, возникающее на основании видения только внешней стороны жизни, не позволяет нам вовремя обнаружить то, что может победу обратить в поражение, а неудачу – в успех. В жизни неизменно действует правило перехода одного состояния в другое. А с тем,  что бы радость ни обращалась в уныние, следует всегда опираться на свою совесть. Ибо получаемое  путём нарушения её требований немедленно и непременно отражается на состоянии духа, то есть на его силе.
                ***
Представление о том, что с совестью можно договориться при достижении целей, требующих нарушения норм морали, нравственности, граничит со слабоумием.  Ибо то, что достигнуто  за счёт других «по праву сильного», или путём обмана неизбежно  сказывается самым недобрым образом во внутреннем круге жизни всякого нечестивца. Но мы за внешним фасадом его существования  не видим истины. И это – полбеды. Проблемы для нас  неизбежно возникают тогда, когда  начинаем завидовать  неправедно получившим «блага».  Ибо мы, таким образом,  ставим себя на себя на соответствующий уровень морального разложения. Говорят «деньги не пахнут». Да они не пахнут, они смердят у всякого вора. Они отравляют жизнь самых близких. Любое неправедное дело, совершаемое нами, неизбежно подрывает внутренние основания жизни тех, кто с нами близко связан; тех, кого любим; тех, о ком заботимся. Поэтому, тех, кого мы  относим по внешним признакам в разряд благополучных, часто нуждаются только в сочувствии. Завидовать им, стремиться им подражать  - прямая дорога к утрате истинного смысла жизни.
                ***
Для поддержания доброго расположения духа у близких нам людей, которое определяет и наш характер настроения, часто не нужно ничего, кроме доброго к нему внимания. Каким бы серьёзным делом мы не были заняты, оно не стоит того, если в результате у нас возникает раздражение к тем, кто к нам обращается… В деле поддержания доброжелательных отношений в кругу людей связанных  с нами мелочей не бывает.
                ***
Каждый упущенный случай доброго отношения к проявленному нам вниманию – ведёт к обнищанию нашей души.
                ***
Крайне важно то, что необходимо достичь понимания того, что пик достижений в мире внешнем, пик силы и здоровья неизбежно будет преодолён, но вершина проявления лучших качеств души не может быть преодолена. Но недосягаемая цель становится преодолимой тогда, когда мы в своей повседневной жизни проявляем силу духа, обеспечивающего освобождения себя от того, что  мешает нам укреплять в себе чувство Любви, выражаемое как внимание, сочувствие, сопереживание по отношению к ближнему.  К вершинам  благотворительности нас приводят и усилия, обеспечивающие нахождения себя в течение  дня в добром расположении духа.  Какие бы не добрые события не происходили в нашей личной жизни, мы для сохранения своего достоинства должны переживать их так, чтобы не отравлять жизнь тех, кто находится рядом. Именно  это  укрепляет наши силы и сохраняет их у близких.  Действуя, таким образом, мы делаем свой путь наверх непрерывным.  Неизбежные же падения на нём становятся быстро преодолимыми.  Дух, находящийся на подъёме, обеспечивает нас необходимой силой для преодоления любых самых неблагоприятных ситуаций в нашем земном существовании. Для того, чтобы дух наш был сломлен нет ни одной причины, кроме нашего не понимания того, что всё находящееся во власти времени будет  утрачено. Мы всегда должны быть готовыми к встрече с неизбежностью.  Когда мы начинаем преодолевать ,непреодолимое в сугубо земном существовании, тогда для нас открывается путь к вершинам небесной жизни.
                ***

Мало что так принижает наши действительные заслуги, как попытки с высоты пьедестала, воздвигнутого  на основании проявленных нами талантов и способностей стремление  судить о том, о чём не имеем представления.  Осуждение обычных  людей, которые, может быть и заслуживают порицания,   всегда ложно, если категорично и не позволяет нам проявить сочувствие и милосердие к тем, кто совершил ошибку. Своим отношением к людям  мы должны обращать внимание на их добрые, сильные стороны, с тем,  чтобы дать им возможность их проявить и укрепить.  Безусловным же укорением человека мы совершаем тройное преступление: во-первых, слабого делаем слабее; во- вторых напитываем силой дух гордыни; а, главное, нарушаем заповедь Божию: «Да любите друг друга».  Во внешнем мире наказания за совершенные злые деяния, может быть, и удастся избежать наказания, в сфере же душевно-духовной жизни – этого сделать невозможно. Возмездие наступает неизбежно.   
                ***
Отсутствие привычки время от времени останавливаться на своём жизненном пути и целью передышки и подведения итогов  нередко приводит к  неверной оценке своего положения, а потому и ложной постановке целей. Поэтому проявляемая нами активность не приносит удовлетворяющих нас результатов. А главное – наши попытки решать задачи, лишённые смысла приводят к напрасной потере времени и сил.
Но стоит остановиться, перевести дух и углубиться в историю своих действий, переживаний, намерений и начать оценивать их в свете совести, мы поймём то, что многое необходимо  в жизни изменить, причём, продолжая действовать в избранном ранее направлении. Но если мы начнём  облагораживать внутренний круг своей жизни слушать и слышать не только голос расчётливого ума, или сердца, находящегося в плену страстей, но и видеть свет Совести, указывающий на путь следования моральным нормам, то именно это неизбежно отразится самым добрым образом во внешней сфере  нашего бытия.  Когда появляется представление об истинных целях жизни, тогда прибывают и силы, обеспечивающие их достижение, обретается и смысл своего пребывания на земле.
                ***
Мы находимся в непрерывном взаимодействии с окружающей нас действительностью. Причём на нас влияют не только открыто получаемые впечатления, но то, что касается наших чувств,  скрытым для нашего разума образом. Каждая мысль, рождаемая по поводу нас, любое впечатление производимое нами на других, любое пожелание, адресованное нам непрерывно стремиться  достичь своей цели, то есть проникнуть в нашу жизнь. Поразмыслив, мы поймём то, что энергии, приходящие к нам из вне далеко не всегда положительные.
       С тем, чтобы себя обезопасить от уязвления злом, необходимо создавать систему своеобразных фильтров, пропускающих в нашу душу только то, что окажет  на неё благоприятное воздействие. В первую очередь это касается возможности восприятия нами Божией благодати, которая неизменно окружает каждого из нас. И только наш отказ следовать в русле исполнения  заповедей  Господних, являющихся не чем иным как сводом правил «техники безопасности личной  жизни» не позволяет нам естественным образом воспринимать необходимую силу.
       Есть «золотое правило»: «Не делай другому того, чего не желаешь себе».  Стремление следовать ему позволяет нам развивать силу ума, ибо размышления по поводу того, к каким последствиям могут привести  осуществление наших мыслей, намерений при их осуществлении позволяют нашему разуму находиться в активном состоянии. Во-вторых, осуществление стремления не навредить другому, требует проявления нами соответствующей воли. Следовательно, приводит к её укреплению.
      Несомненным препятствием для проникновения в нашу жизнь зла является скромность и доброе расположение души. Первая не даёт пищи духу зависти у тех, кто обращает на нас внимание и тем самым вольно и или невольно посылает в наше сердце стрелы зла. Хорошее же настроение всегда связано с состоянием нашей совести. Ибо мы можем быть удовлетворены и при достижении целей, неправедными способами. Если же мы свои действия стремимся осуществлять не за счёт других, не унижая ничьего  достоинства, тогда и общий настрой нашей души будет обеспечивать приём к себе только добрых волн. На что мы настраиваемся то и получаем. Здесь мы мало отличаемся  от радио-телеприёмника.
        То на чём сосредотачивается наше внимание, там пребывает и наш дух и напитывается он соответствующими силами, которые бывают и тёмными.  Поэтому, ради своего же блага, мы должны устремляться  в своих мыслях, мечтах, намерениях к тому что не породит в душе не добрые чувства, не вызовет раздражения, зависти , желание  кого-либо осудить, укорить… Совершенно правильно поступает тот из нас, кто проявляет бдительность и вовремя пресекает  возникновение в своём сердце очагов зла, а в уме – недобрых мыслей. Именно они  делают нас малоспособными к сопротивлению внешним неблагоприятным обстоятельствам.
                ***
«Цыплят по осени считают».  Со  всем, что может быть утрачено в нашей обычной земной жизни – с тем мы неизбежно расстанемся.   Покинут нас и физические силы и  то положение в обществе, которое достигли, нам не удержать. Ни богатство, ни власть, ни слава нам не принадлежат, ибо они временны.   Нам необходимо  думать о том, на что мы можем опереться перед лицом Смерти. И неважно то, сколько нам лет. Никому не известны сроки окончания нашей жизни. Ясно только то, что нам принадлежит право выбора, который мы можем осуществлять в непосредственно переживаемое время. И если  прямо сейчас тратим его напрасно, то теряем самое ценное из того, что имеем.  В течение самого обычного дня нам предоставляется немало поводов для очищения своей души, укрепления духа. Самое главное для нас, лично, происходит во внутреннем и ближнем круге нашей жизни.  И  никто не может помешать делу очищения нашего сердца от  зла, а ума – ото лжи, кроме не проявления нами соответствующих усилий воли. Именно безответственное отношение к тому, что происходит с нами прямо сейчас, приводит к утрате самого ценного в нашей жизни – времени и право на выбор. 
                ***
Категоричность оценок -  не есть свидетельство нашей принципиальности.  Желание сделать для наших близких лучшее из возможного – не является тем, что пойдёт им на пользу. Когда нами движет дух гордыни, желание возвыситься  делами своими неправедными, а не стремление жить в ладу со своей совестью, тогда все наши благие пожелания и намерения  становятся камнями для укладки дороги в ад. 

                ***
Часто именно самое неожиданное является наиболее вероятным.    
                ***
Недоброе  происходящее в нашей жизни, вовсе не означает того, что с нами не происходит лучшее из возможного.   
                ***
Готовность достойно встретить неизбежное, то есть то, что принадлежит времени, а потому и разрушению, часто отодвигает сроки его наступления. 
                ***
Ответы на возникающие вопросы находятся всегда не просто рядом с нами, внутри нас. Просто наша склонность всё усложнять и стремление положиться на чужой опыт приводит  неизбежно к ошибкам. В результате легко решаемое, становится  неразрешимым. Управление обстоятельствами жизни всегда связано со стремлением опираться на простые решения, то есть на то, что находится в нашей власти.
                ***
      
Убивают нас не тяжёлые обстоятельства, а страх перед ними и не желание опереться на  Силу Господа.
                ***
К самым высшим ценностям относится, и возможность свободно использовать своё время, причём удаляя от себя дух праздности и гордыни.
                ***
Каждая упущенная возможность совершения доброго дела, то есть приобщения ближнего  к  благу, делающего его сильнее, делает  нас слабее. Чтобы самому подняться на ступеньку выше, мы должны дать другим то, что имеем.
                ***
Творчество как связь духовным миром, с небесными и иными сферами. Человек сам ничего придумать не может.  Но имеет способности, которые при соответствующем развитии позволяют  установить связь с миром Истины и Красоты, либо с его обезображенными сферами.  Гении – это те, кто связь с духовным миром имеет непосредственную; те, кому нет необходимости посредством длительной практики  раскрывать и укреплять свои способности. У большинства людей они скрыты, у гения – открыты. Но ранняя практика  связи с миром невидимым опасна потому, что только богатый жизненный опыт позволяет верно отнестись к своим возможностям и не попасть во власть духа гордыни. Этот дух не позволяет человеку установить связь с Господом сил. Только она обеспечивает возвышение нас в высшие сферы духа творчества, позволяющему нести людям свет Истины и Красоты.
                ***
Нет никакой тайны в том, что люди совершают преступления. Это следствие  отсутствие страха Божьего, что является безусловной причиной одержимости тёмными силами.
                ***
Правда о нашем несовершенстве становится несомненной ложью, когда не  обеспечивает проявления нами воли к преображению.
                ***
Указывает на наличие у нас силы  способность сохранять в душе мир.
                ***
Если к нам обратились за помощью, то вне зависимости от успеха наших усилий мы должны попытаться её оказать. Иначе мы понизим уровень своего человеческого достоинства, следовательно, понизим и уровень наших возможностей.
                ***
Господь всегда сохраняет тех, кто способен преподать другим какой-либо урок.
                ***
Настоящие проблемы у нас возникают тогда, когда мы не обращаем внимания на  предупреждения.
                ***    
Истина одна, но у каждого из нас на неё свой взгляд. Мудрость заключается в признании права другого на своё мнение.  Глупость же присваивает право на обладание истиной себе.
                ***
Ставит  нас в недостойное положение лжеца, хвастуна, клятвопреступника наша самоуверенность; мнение о том, что мы способны исполнить свои обязательства. Взгляд наш на происходящее прямо сейчас всегда узок. Мы не имеем верного  представления о том, что происходит вокруг нас на самом деле. Тем более нам неведомо то, что произойдёт в будущем. И то, что нам кажется, именно кажется задачей лёгкой и исполнимой «сегодня»  «завтра» по причине неизбежно меняющихся обстоятельств может оказаться неразрешимой.
                ***
Настоящее дело то, которое мы способны исполнять при любых обстоятельствах.
                ***
Не пробуждая пустых надежд своими обещаниями,  мы сохраняем добрые отношения с другими.
                ***
Если есть что сказать  из того, на что могут опереться люди,  нельзя молчать.
                ***
Обещания – сродни похвале или дерзости.
                ***
Проявляемая слабость всегда может быть использована  как немедленный повод для укрепления силы.
                ***
Счастье в том, когда внешнее не угнетает внутреннее.   
                ***
 
Прежде чем приступить к чему-либо в начале дня, прежде начала взаимодействия с близкими, мы должны достичь доброго расположения духа.  Иначе всё не заладится. Общий характер  настроения определяет  и характер тех энергий, которые получит наша душа, следовательно, и того, что получат от нас люди, с которыми взаимодействуем.
                ***
В слабостях, проявляемых нашими близкими  всегда, как одной их причин, а может быть, и самой главной, является проявляемая нами слабость.               
                ***
Самое благодатное время для нас то, которое мы используем для оказания помощи тем, кто к нам обращается. Реальное содействие часто не имеет никакого отношения к материальному. Люди, чаще всего нуждаются в нашем внимании, понимании, сочувствии, в добром совете. Многие, пытаясь выйти из тяжело сложившихся обстоятельств, нуждаются только в точке опоры. А если мы  не желаем уделить время  ближнему, тогда упускаем возможность укрепить основания и своей личной жизни.
                ***
Обида относится к тем чувствам, которые слабого делают ещё слабее.  Трезво оценивающий себя, то есть видящий  не только  свои достоинства, но и недостатки; осознающий то, что наши слова, дела, намерения не всегда чисты,  ставит  заслоны  для возникновения чувства обиды.  Даже когда кажется,  что отношение к нам кого-либо несправедливо, надо просто честно заглянуть в свою душу, и  обязательно обнаружим то, за что нас можно укорить, осудить. Зрелость, мудрость то есть знание, опыт,  соединённые  с силой духа указывают нам на то, что когда нас видят не в свете наших достоинств, или глазами, ослеплёнными  завистью, ненавистью, пренебрежением, нам следует не позволять поселиться в сердце духу раздражения, понимая то, что и наши недруги – враги всегда отчасти правы. Только понимание того, что необходимость личного преображения, исправления ошибок не покинет нас  до конца жизни,  придаёт ей силу и смысл.   
                ***
Если мы обретаем желаемое и всё идёт в соответствии с нашими планами – это не означает то, что мы получим в результате необходимое. И напротив, когда обстоятельства складываются, как нам кажется, против нас,  они в конечном итоге часто  приносят  пользу.  Поэтому радость по поводу успехов должна быть осторожной, умеренной  с тем, чтобы бдительность и рассудительность наши были сохранены. А печаль, проникающая в нашу душу из-за недобрых событий не переросла в уныние. Именно в этом случае мы  теряем возможность  видеть  лучшее, в том, что кажется худшим. 
       Неверное отношение к происходящему, возникающее на основании видения только внешней стороны жизни, не позволяет нам вовремя обнаружить то, что может победу обратить в поражение, а неудачу – в успех. В жизни неизменно действует правило перехода одного состояния в другое. А с тем,  что бы радость ни обращалась в уныние, следует всегда опираться на свою совесть. Ибо получаемое  путём нарушения её требований немедленно и непременно отражается на состоянии духа, то есть на его силе.
                ***
Представление о том, что с совестью можно договориться при достижении целей, требующих нарушения норм морали, нравственности, граничит со слабоумием.  Ибо то, что достигнуто  за счёт других «по праву сильного», или путём обмана неизбежно  сказывается самым недобрым образом во внутреннем круге жизни всякого нечестивца. Но мы за внешним фасадом его существования  не видим истины. И это – полбеды. Проблемы для нас  неизбежно возникают тогда, когда  начинаем завидовать  неправедно получившим «блага».  Ибо мы, таким образом,  ставим себя на себя на соответствующий уровень морального разложения. Говорят «деньги не пахнут». Да они не пахнут, они смердят у всякого вора. Они отравляют жизнь самых близких. Любое неправедное дело, совершаемое нами, неизбежно подрывает внутренние основания жизни тех, кто с нами близко связан; тех, кого любим; тех, о ком заботимся. Поэтому, тех, кого мы  относим по внешним признакам в разряд благополучных, часто нуждаются только в сочувствии. Завидовать им, стремиться им подражать  - прямая дорога к утрате истинного смысла жизни.
                ***
      


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.