ТО Коготок, глава четвёртая

Глава четвёртая, в которой если круг знакомств мастера Олина и расширяется, то за счёт лиц нужной, но сомнительной профессии, осведомлённость которой в тёмных делишках явно недостойна истинного джентльмена.

Двумя несомненными преимуществами Каледонского подворья были близость к Белому Замку и реке, перегороженной Вратами - титаническим мостом, сооружённым по эльфийскому проекту и вполне способным пропускать под своими пролётами парусные корабли.
К сожалению, эти преимущества никак не перевешивали множества недостатков, несомненно, гораздо более мелких, чем близость персон королевской крови и величие архитектурных красот, нов  совокупности своей совершенно невыносимых.
К такому выводу Тэм пришёл после того, как его щегольская туфля в очередной раз окунулась в лужу липкой зловонной жижи неопределённого происхождения.
Ходить с промокшими ногами - дело само по себе неприятное, гораздо больше Олина беспокоило то, что зловоние это оставалось с ним, а это почти наверняка означало, что с башмаками и чулками не самой дешёвой работы придётся безжалостно расстаться, как только он доберётся до места, где можно было бы привести себя в порядок и обсушиться.
Надежд на это, впрочем, было немного. Об освещении на Каледонском подворье если и знали, то понаслышке; очевидно было также, что никакой вельможа не снимет в здешних местах дом, который, по старинному обычаю, можно было бы осветить факелами.
Могло бы показаться, что грязь и темнота эти давали место разгуляться лихому ночному люду, но Тэм встречал на удивление мало прохожих-людей. Прохожих, к людям не относящихся, овец, например, было гораздо больше; впрочем, спрашивать дорогу у них было тем более бесполезно.
Единственный абориген, на которого мастер Олин натолкнулся в итоге своих получасовых странствий - время удалось совершенно точно замерить благодаря перезвону колоколов на Часовой башне - кутался в шарф и мало походил на доброго самаритянина.
- Сыскная полиция, мистер? - обдал он Тэма зловонием из той клоаки, что заменяла ему рот. - Слыхом про такую не слыхивал. И не советую тебе поминать эти слова, косоглазый, пока ты в Лондинуме. Выскочка дал вам воли - да толко забыл, что прапрадед его за шашни с вашим племенем кончил на жаровне.
- Ты, я гляжу, и сам нездешний, - ответил Тэм, решив не развивать тему "косоглазого". - Или поджидаешь кого?
- А тебе-то что за дело до этого? - собеседник Тэма презрительно обежал фигуру Тэма глазами. Задержал свой взгляд на эфесе шпаги и чуть более примерительным тоном сообщил. - Бэкет я, из частных детективов. Лучше меня город знает разве что Уайлд. А этот каледонец, МакТирнан, он больше пыжится, чем делает.
- Сдаётся мне, что у мастера МакТирнана несколько другой спектр задач, нежели охота за уголовным людом. Кроме того, он корнуоллец...
- Как знать, - возразил Бэкет. - Только сдаётся мне, что хвалёный мастер Тэм родился исключительно в фантазии бумагомарателя Сеймура. Не верю я в то, что Туле есть до нас хоть какое-то дело.
- Туле, может, и нет, а вот Гарри-Претенденту - есть.
- А меня разборки этой золочёной сволочи не касаются. Я просто пытаюсь выжить.
- У вас довольно странный способ выживать - стоять на улице под дождём в такую собачью погоду.
- Мне за это и платят, мастер эльф. Уайлд платит мне целых шесть пенсов за ночь - а я слежу за конторой МакТирнана и сообщаю обо всех подозрительных лицах, которые посещают его ночью. Видишь ли, косоглазый, - есть у Уайлда основания считать, что Коготок и этот твой корнуоллец как-то повязаны.
- Сдаётся мне, все основания мастера Уайлда сводятся к громогласию, коим он потчует доверчивых слушателей.
- Может быть, - Бэкет подмигнул. - Но я получаю свои шесть пенсов, и отсыпаюсь днём.
- Чтож, держите шиллинг, мастер Бэкет, и можете требовать такую же плату у Уайлда. Сейчас в контору Корнуолльца войдёт крайне подозрительная личность, вне всяких сомнений, эльфийской национальности. Некто Тэм Олин. И, кстати, хотите совет?
- Э-э...да! - вырвалось у Бэкета, когда Тэм, разобрав наконец в темноте лестницу на второй этаж направился было к ней.
- Я сегодня с Уайлдом крупно поссорился. Возможно, вы сможете выбить у вашего работодателя целый фунт.
- Это вряд ли, - Бэкет явно уже обрёл своеобычное равновесие. - В лучшем случае, пару крон. А вы поосторожней, третья и седьмая ступени на этой лестнице вращающиеся - и, насколько я знаю МакТирнана, с него станется убрать из под ступенек подпорки на ночь.
Четвёртая ступенька, услужливо провернувшаяся под ногой Тэма, чуть было не отправила его на тот свет.


Из прозрачного стакана гномьей работы в ноздри Тэма ударил резковатый аромат окуренной дымом бочки и желтоватой воды из торфяников.
По лицу его расплылась блаженная ухмылка.
- Настоящий потин. Давненько я не бывал в тех местах...
- И не советую возвращаться, - сварливо сказал Шон МакТирнан, сидевший в кресле напротив. - Все ведьмы Эрина и фении рассказывают о подвигах Тэма Олина вечерком у камелька - и нет такого рыжего мальчишки, которому бы не хотелось натянуть твою шкуру на барабан. Как там часовой у входа?
- Бэкет? Надо полагать, ушёл. Признаюсь, обвёл он меня таки вокруг пальца, - я чуть не сломал себе шею на этих чёртовых ступеньках.
МакТирнан хихикнул.
- Скажи спасибо, что я не подбиваю обратную сторону ступенек гвоздями - иначе бы ты сейчас выглядел точь в точь как после визита в Железную Деву. Кстати, он тебе, возможно, и не соврал. Третья и седьмая, верно?
-Да. Но в полёт меня отправила четвёртая.
- Тэм, ты давно знаешь меня, старого тигра. На этой лестнице двадцать ступенек разной высоты - и каждая из них вращается. Просто я каждый день меняю раскладку стопоров.
- Адова работёнка, наверное?
- А чем мне ещё заниматься? Каледонское подворье! Свинарник это, и ничего кроме этого! А ещё желают, чтобы я навёл порядок в Большом Лондинуме! Ха-ха! - в смехе старика-юриста послышалась горечь.
Тэм отхлебнул виски и вновь принялся рассматривать комнату, где поселилися главный конспиратор Авалона.
Вдоль пары стен стояли стеллажи, сплошь уставленные книгами - между новейшими, только что из под станка гутенберговыми фолиантами были воткнуты телячьи переплёты орденских манускриптов и футляры для свитков; поверх были плотно уложены пеналы с эльфийскими говорящими камнями.
Один из камней - с виду неотличимый от настоящего сапфира - был вставлен в держатель волшебного фонаря и весь потолок был усеян нечитаемыми разводами идеограмм.
- Современная огранка, - сообщил МакТирнан, перехватив взгляд Тэма. - Насилу выкупил камень у дурочки, оценившей его в двести фунтов, а выходит, что зря. Шестнадцать страниц "Повелений Тёмной войны" коту под хвост. Ну, может быть ещё расшифрую, всё-таки, на этом камушке две тысячи идеограмм.
Тэм посмотрел на противоположную стену. Там, на диванчике, рядом друг с другом, сидели посеревший от возраста Громила Дик и столь же седой Хват - эринский волкодав. На Тэма они смотрели с такой надеждой, что было ясно - дела у МакТирнана в Большом Лондинуме капитально не заладились.
- Большой Лондинум... Пока я жил в Каэр Нарфоне, моё имя гремело по всей стране. Ну ещё бы, ко мне выбирался всякий вельможа, пожелавший уладить одно из те делец, о которых не говорят. А когда я приехал сюда - за заслуги в деле восшествия на престол династии Орков, подумать только! - как был измерен, взвешен, подсчитан и поставлен на место. Каледонское подворье, ха! Тут останавливаются орочьи да гоблинские вожди, когда надумают спуститься со свои гор, а всё остальное время живут посудомойки с королевских кухонь.
А город! Чёрт знает что, а не город! Клоака! Здесь живёт, как уверяют,  - никто, естественно, не вёл перепись! - почти миллион человек, и каждый день припирается ещё два десятка фермеров, спасающихся от овец. Естественно, что приходят они со своими _собственными овцами! Эти зверюги скоро съедят весь город!
В городе живёт тысяча вельмож, которые заседают в Парламенте. Естественно, что каждый из них считает себя ровней королю - и уж, тем более он знатнее всех остальных! Тротуары то и дело усеиваются кусками ткани после драк ливрейных.
- Шон, на вас не похоже. Когда это вы уступали перед трудностями?
- С тех пор как постарел, Тэм. Но я не уступаю. - МакТирнан плеснул потин по стаканам, вылил остатки в кружку, подставленную Диком. - Король Ричард, многая ему лета, просто повелел мне наладить порядок на улицах города в течении полугода, а сам отправился усмирять какого-то вельможу, чья прабабка согрешила с двоюродным братом Генриха Непутёвого. Только в этом городке у меня веса меньше, чем у севшего на диету эльфа - и никто, естественно, и не подумал подчинить мне пару полков стражи.
- Так плохо?
- Тэм, гораздо хуже, чем ты думаешь. Нищета, голод - они кого хочешь толкнут на путь преступления; некоторый шайки насчитывают по триста человек, так называемый караул сам тащит всё, что плохо лежит, а лорды ничем не отличаются от преступников. В городе действует два десятка судов; я уже не говорю о том, что всякий преступник может воззвать к суду сюзерена, на землях которого жил он сам или его семья.
- В провинции обычно требуют суда короля.
- Здесь наоборот. Сюзерену выгоднее оправдать своего человека - хотя бы для того, чтобы утереть нос сопернику по парламентской скамье. Я уже не говорю о Драконе-Кэтсби. Он предан королю Ричарду, но таких союзников лучше передавать врагам - вреда от них больше, чем пользы.
Знаешь, до чего он додумался? Рубить голову за любое преступление! Украл ты корку хлеба на голодный желудок, убил человека - всё одно, голову с плеч. А это ожесточает людей - тот, кто раньше корку хлеба бы только украл, теперь за корку хлеба убьёт. Чтобы не оставлять свидетеля.
МакТирнан одним глотком допил виски и примолк, глядя на потрескивающее пламя камина.
Тэм в свою очередь покачал головой.
- А я то думал, что еду с ужасающими свидетельствами глубины падения нравов! - воскликнул он.
- Да, извини, Тэм, я сорвался. В городе уже несколько месяцев, и едва-едва стал вникать в местные проблемы... между тем, у тебя своих хватает. Добрался без приключений?
- Практически, хотя с Туле пришлось уносить ноги на клипере. Были кое-какие неприятности в порту... кстати, виделся с лордом Кэтсби и его подпевалой, Генеральным Тайным et cetera Джонатаном Уайлдом. Он действительно назначен на эту должность?
- Этот витчхантер? Скажем так, когда он себя так назвал, возразить ему было некому. Тэм, тут нет ничего похожего на систему сыска. Поверь, даже Инквизиция, пока её не разогнали, проявляла больший профессионализм. За голову любого преступника назначают вознаграждение - до пятидесяти фунтов и всё имущество обвиняемого. Это если преступник известен. А так - от шиллинга за воришку, пойманного с поличным на мелкой краже до нескольких фунтов за увечья. Весь Лондинум кишит охотниками за наградами; причём они ничем не отличаются от обыкновенных преступников.
МакТирнан покачал головой.
- Так что там у тебя случилось с Кэтсби?
- Он забрал мой патент, выданный Эдуардом Многоженцем. Так что мне потребуется поручитель.
- Ну, с этим проблем не возникнет. Лорд Консидайн здесь с дочерью, и, думаю, охотно согласится выступить поручителем твоей личности.
Тэм усмехнулся. Чтож, знатности лорда Консидайна хватило бы на то, чтобы отчитать как школьника любого Нимвегена, буде у него такое желание. Они ведь правили человеческими поселениями на Авалоне ещё до Конкисты.
- Это было бы неплохо, - признал Тэм. - Кстати, хотелось бы прояснить ещё одну вещь, раз уж на то пошло. Во время плавания в моём присутствии несколько человек открыто злоумышляли убить короля Ричарда.
- Это тоже проблема, Тэм, - вздохнул МакТирнан. - По всему Лондинуму расклеены афишки, назначившие за голову короля Ричарда десять тысяч талеров. Настоящая чума. Ты думаешь, это действительно может кого-то побудить к действиям?
Тэм повертел в пальцах стакан. У него складывалось ощущение, что он стоит у края водоворота, и бездна хаоса вот-вот поглотит его целиком, с потрохами. "Не более одного дела за раз" - напомнил он себе.
- Вряд ли, - покачал головой Олин. - Опасно то, что такое вознаграждение слишком переставляет акценты. Ричард - король; то, что за голову короля назначена награда ставит его в один ряд с такими вещами, как капуста и виды на урожай следующего года. Я бы напечатал хоть пару сотен афиш, где дал бы за голову Ричарда хотя бы миллион талеров.
- И что это даст?
- Десять тысяч талеров - очень много, но такую сумму можно себе примыслить. Миллион талеров - сумма уже непредставимая. Я бы сказал, что голову короля требуется оценить по-королевски.
- Тэм, это слишком тонко. Слишком долго ты пробыл в Туле, привык, знаешь ли, к интеллигентным противникам. Это Большой Лондинум, тут всё проще. Слишком уж проще.
- Ну... мне кажется, у меня хороший план.
- Тэм, это ахинея. В Туле - может быть и идеальный план. Здесь - скотская чушь. Тут народ сильно попроще. Они и два с двумя сложить обычно затрудняются. Я вообще в последнее время склоняюсь к тому мнению, что сыск политический надо отделить от сыска уголовного... и уж, тем более, от задач наведения порядка на улицах.
Тэм по-новому оценил беспорядок фолиантов на полках. Похоже было, что юрист снова взялся за своё Великое Делание.
- Возможно, это так и есть, - склонил голову Тэм. - Но я, пожалуй, ещё поговорю о сыске политическом.
- Собственно, для этого ты тут и сидишь, - в голосе МакТирнана вновь прорезалась сварливость. - То, что сейчас происходит в Лондинуме, конечно, интересно. Но последние новости с Туле будут мне совсем нелишними. Как поживает наш Гарри-Претендент? Собрал армию, или Тайный Круг по-прежнему жилит деньги?
- Как сказать... - Тэм решительно отставил стакан в сторону. - Держу пари, мастер МакТирнан, что вы ни за что не догадаетесь, кто вёл сюда клипер! Сам Ильвар Буреглаз, Адмирал Флота Открытого моря и одновременно глава Тайной Канцелярии.
- Кстати, меня всегда удивляло это, - принял участие в разговоре Громила Дик, - Адмирал, командующий флотом не кораблей, но шпионов.
- Ну, не стоит забывать того, что Туле - остров, - разъяснил Тэм. - И зависит прежде всего от флота. Даже для скучной, традиционной сухопутной войны тулийским эльфам приходится пересекать море... так кому же там ещё заниматься разведкой?...
Тэм помолчал.
- Впрочем, вести, которые я привёз, тревожат меня куда больше. Шон, известно ли вам, что эльфийские пряности вызывают привыкание? Что-то вроде заклинания, только постепенного и незаметного?
- Ну, сами-то заклинательные зелья стары как мир, - нахмурился МакТирнан. - Известны и троллям, и эльфам ещё до Конкисты. Привыкаем же мы к выпивке. И любителей заложить за воротник сейчас  тоже хватает.
- Я не могу доказать эту теорию... но мне кажется, что речь идёт о гораздо более сильных воздействиях на организм, - осторожно сказал Тэм. - Я видел, как ведут себя те, кто нюхает "пепел"... к счастью, эльфы со своими ядами знакомы лучше. Но люди - не эльфы; во всяком случае, с точки зрения состава внутренних жидкостей. Эти зелья вызывают привыкание на двух уровнях. Человеку кажется, что они лучше выпивки, потому что нет таких эффектов, как от похмелья; но физиологически... эта настойка быстро становится необходимостью, без которой нельзя жить.
- Настойка? Что-то новое.
- Да, и она сильно хуже "пепла" - хотя и "пепел" не подарок. Сначала человеку хочется новую порцию, любой ценой, даже убийства, потом начинает разрушаться организм. Человек становится живым мертвецом... как зомби из старых книг.
- Тэм, я тебе верю, конечно... но пребывание среди эльфов, похоже, не пошло тебе на пользу. Выражаешься ты столь же туманно. Нищета в Лондинуме, конечно, огромная, случается, убивают и за выпивку, так что ничего нового я не услышал.
- Шон, речь идёт о том, что за порцию этого зелья будет убивать каждый. Поверьте, я знаю, о чём говорю - на Заокраинном Западе таким образом уничтожались целые племена...
Тэм порыскал глазами по столу.
- Я вижу, у вас на столе стоит табакерка.
- Да, курительные палочки из Туле... - МакТирнан потёр подбородок. - Зелье будут подмешивать в них?
Тэм взял табакерку со стола, взял одну из палочек, разломил.
- Зелья здесь нет... Шон, попробуй отказаться от них на несколько дней, ладно?
- Если это развеет твои сомнения, то с удовольствием... Хотя, по моему мнению, ты всё же преувеличиваешь.
В этот момент в дверь конторы кто-то заколотил кулаком.


Примечания

* Джонатана Уайлда как прототип можете загуглить ))

* Сам МакТирнан из Каледонии родом, но, понятно, из Нижней. Причем с рождения в Корнуолле (Стенорожье, то бишь)). Ну а как он завис на Каледонском подворье, так Каледонец он теперь куда больше, чем Корнуоллец, однако кличка сия путается - что ещё составит головной боли будущим биографам.

* Тэм ЧЕТВЕРТЬэльф.Но волнуют подобные тонкости разве что его одного, да и то не всегда.

*эльфийскими говорящими камнями.
Один из камней - с виду неотличимый от настоящего сапфира - был вставлен в держатель волшебного фонаря и весь потолок был усеян нечитаемыми разводами идеограмм.

старая эльфийская письменность иероглифична. Издавна эльфы размещали информацию на поверхностях драгоценных камней, которые сами же и выращивали - послойно. Нечто вроде диафильмов, короче, считывание светом с кристалла )))
Люди эти камушки почитали за драгоценности и вставляли в оправы. Правда, огранка часто уничтожала информацию.

*два десятка фермеров, спасающихся от овец
- "огораживания". Гугль.

*Похоже было, что юрист снова взялся за своё Великое Делание.
-опять же, пока непонятно вне цикла: МакТирнан всё пытается написать учебник сыскного ремесла. Уже лет двадцать как...

*люди - не эльфы; во всяком случае, с точки зрения состава внутренних жидкостей
- ну не придумали пока биохимию. Не придумали ) Но явление есть, и называть его иначе как гуморальным обменом - не получится ))


Рецензии