Новый путь. 3 глава, 4 параграф

Это часть книги раздумий под названием "Новый путь или многогранность любви". 3 глава посвящена вопросам религии.

Посвящаю данный параграф Юлии Александровне Александровой, которая родилась в городе Мозырь, моей коллеге в Вилстрим.

Эпиграф:
По сути, Церковь не что иное, как божественная мастерская,
 в которой непрестанно омолаживаются,
освежаются и укрепляются человеческое ощущение и
сознание личного бессмертия и бесконечности.
Разве молитва не делает душу бесконечной, связывая её с Богом?
Не будем себя обманывать: всякая молитва понемногу побеждает
 в нас смерть, и всякая евангельская добродетель,
а все вкупе они созидают победу над смертью
 и обеспечивают жизнь вечную.
преподобный Иустин (Попович)

4 параграф. О церковной молитве.

Так как слово «церковь» имеет несколько значений, то необходимо внести ясность по тому, в каком значении я использую это слово. Часто церковью называют здание православного храма. Это допустимо, но не совсем точное понятие.

Есть краткое определение в брошюре: «Где истинная Церковь? Сведения о церквах и сектах». Цитирую: «Церковь – это единая духовная семья, несущая с апостольских времен истинное учение, одни таинства и непрерывное преемство благодати, переходящее от епископа к епископу».

Более полное определение Православной Церкви я нашла в небольшой книге "Православие для всех", изданной в 2000 году: "Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных православной верой, законом Божиим, Священноначалиями и Таинствами. Но Церковь включает не только живущих ныне людей: есть Церковь земная - ныне существующее сообщество верующих, и Церковь небесная - вневременное духовное единство Божией Матери, Ангелов и Святых. Глава Церкви есть Христос"

Можно сказать, что православные люди составляют огромную духовную семью, которая называется Церковью. И Святые, как часть Церкви небесной, молятся о нас. А нам необходимо молитвенно обращаться к ним, и благодарить, когда наши просьбы исполняются. Святые должны для нас стать небесными друзьями, чтобы потом мы смогли тоже стать частью Церкви небесной и с радостью увидеть их за порогом смерти.

В одной из песен Романа Тамберга есть такие слова: "Молят усопшие Бога о заплутавших живых..." Молить Бога удобно, когда ты близко к нему, скорее всего за нас будут молить и молятся умершие ранее благочестивые родственники и Святые.

Но перейду к теме параграфа. Что такое молитва в храме или общецерковная молитва?  "Молитва может быть общецерковной - во время Богослужения, когда молитвенные чувства верующих выражают гласы священнослужителей, пение церковного хора, и личной, когда верующий сам обращается со своей молитвой к Господу".

Если вы прочитаете внимательно текст Литургии или Всенощного бдения, то заметите, насколько мудрые и нужные просьбы заключены в молитвах, можно заметить красоту и поэтичность, глубокое содержание церковных молитв.

Например в третье прошение Великой Ектинии звучит так: "О мире всего мира, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех, Господу помолимся." На сайте Азбука Веры объясняется это прошение:
"мы молимся не только о согласной и дружной жизни между людьми на земле, не только о мире всей вселенной, но и мире, более широком и более глубоком, это: мир и согласие (гармония) во всем мире, в полноте всех Божиих творений (неба и земли, моря и «вся яже в них», ангелов и человек, живых и умерших).
Второй предмет прошения; благостояния, т.е. спокойствие и благополучие святых Божиих церквей или отдельных православных обществ.
Плодом и следствием процветания и благоденствия православных обществ на земле будет обширное нравственное единение: согласие, дружное возвещение славы Богу от всех стихий мира, от всех одушевленных существ, будет такое проникновение «всего» высшим религиозным содержанием, когда будет Бог «совершенно во всем»"

Глубочайший, мировой смысл, согласитесь? У внимательного читателя может возникнуть вопрос: что такое ектиния? Привожу определения с того же сайта: "Ектения; (от греч протяженное, сугубое моление) – название особой формы совместного моления на церковных богослужениях, когда диакон (или священник, если нет диакона) возглашает определенные молитвенные прошения, а хор, на каждое прошение, отвечает (поёт) «Господи, помилуй» или «Подай, Господи»."

О чем мы просим еще? молимся за всех ходящих в храм, за всех священников, о примирении с Богом, об избавлении от скорби, гнева, всяческого горя, оставления грехов, всего полезного для души, а в шестом прошений великой ектинии о Богохранимей стране нашей (Российстей), властех и воинстве. 7 прошение звучит так: "О граде сем, (или о веси сей) всяком граде, стране, и верою живущих в них, Господу помолимся." Думаю, и без толкования ясно, что это очень нужная просьба и скорее всего совпадет с нашей просьбой к Богу.

8 прошение - "О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных, Господу помолимся." Тут нужно пояснение, что мы просим "Господа даровать нам хлеб насущный, то есть все необходимое для нашей земной жизни. Просим благоприятной погоды для произрастания хлебов, а также мирного времени."
Мы можем попросить себе за Богослужением хорошего урожая, хорошей погоды и мира. По-моему, это здорово. Сколько люди твердят: лишь бы не было войны. Вот об этом надо просить Бога, у него максимум полномочий.

Достаточно вслушаться в эти прошения, чтобы понемногу начать понимать и всю Литургию. Если человек Богослужение не слышит и не понимает, значит он не вслушивается в слова и не изучает эту тему. Полезно читать текст Церковной службы, сверяться с текстом во время Литургии или Всенощного бдения. Этот совет я слышала от разных священников, в том числе видновского благочинного, отца Михаила. При исполнении совета я оценила, насколько лучше при этом понимаешь текст Богослужения и жалею, что раньше уделяла данному способу мало внимания.

Еще мне нравится, что наша Церковь думает и о самых уязвимых людях, например в 9 прошении просит: "О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных, и о спасении их, Господу помолимся." Расшифровка: "В этом прошении Св. Церковь приглашает нас молиться не только о присутствующих, но и об отсутствующих: 1) находящихся в дороге (плавающих, путешествующих), 2) болящих, недугующих (то есть хворых и слабых по телу вообще) и страждущих (то есть прикованных к одру опасной болезнью) и 3) о находящихся в плену." Да, этим людям особенно нужна Божья помощь и я охотно молюсь за них.

Польза есть даже от мысленной молитвы при просмотре Богослужения онлайн, если вникать в слова, прилагать к ним и сердечное устремление к Богу. Это актуально во время эпидемии.

Радостны общее пение в храме молитв Отче Наш и Символа веры, праздничные молитвы, пасхальные возгласы, например, "Христос Воскресе!"

Все слова Богослужений и Треб отличаются глубочайших смыслом и красотой, я акцентировала внимание на тех, которые особенно трогают меня с самых первых дней моего воцерковления, то есть регулярного посещения храма и участия в Таинствах, участия в Церковной жизни. Надеюсь, и вам они будут близки и понятны, захочется лучше изучить данную тему.

О смысле и важном значении церковных Таинств я планирую делиться размышлениями в следующем параграфе.

Источник для цитат: https://azbyka.ru/ekteniya

Цитаты на тему Религия.
«Но кто почитает в себе самом образ Божий, тот будет ценить его и в других. Кто чувствует, какое величие, какое богатство и в то же время какое убожество и беспомощность связываются с понятием быть человеком, а особенно кто чувствует в себе внутреннюю потребность избавиться от греха и бедствий, под тяжестью которых томятся и воздыхают все твари, кто почувствует потребность любви, долготерпения, прощения, тот конечно, будет сочувствовать людям, будет стараться о том, чтобы в точном смысле исполнить слово Господне: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Евангелие от Матфея, гл 7, ст 12)»
«Как жить по Евангелию?», книга 1905 года, из записок афонского старца иеромонаха Арсения, переиздание 1998 года

Что такое христианство? Во всяком человеке увидеть доброе, увидеть образ Христа и любить его за это, отбрасывая все остальное, как шелуху.
Священник Константин Пархоменко

«Воздавай почтение ближнему как образу Божию — почтение в душе твоей, невидимое для других, явное лишь для совести твоей. Деятельность твоя да будет таинственно сообразна твоему душевному настроению. Воздавай почтение ближнему, не различая возраста, пола, сословия, — и постепенно начнет являться в сердце твоем святая любовь. Причина этой святой любви — не плоть и кровь, не влечение чувств, — Бог», — говорит святитель Игнатий (Брянчанинов).


Рецензии