К антропологическому повороту

Ерошенкю Т.И. Ерошенко И.П.
К антропологическому повороту
 «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Матф.6:19–20).
В заметке «О верующих и атеистах» предметом обсуждения была не религия и научное знание, а отношения: между верующими различных конфессий и между верующими и атеистами. Эти отношения несмотря на то, что «мрачное средневековье» осталось позади, желают быть лучшими и на бытовом уровне и на государственном (достаточно вспомнить недавние «религиозно-церковные терзания» на Украине, затронувшие ряд православных церквей). Мы предлагали поразмышлять: стоит ли людям в ХХ1 веке ссориться из-за различий в отношении к вере или «безверию»?.   
     В структуре общественного сознания философы выделяют следующие формы: мифолого-религиозное сознание, искусство, мораль, философия, политико-правовое сознание, наука. Все формы общественного сознания связывает общее происхождение. При всех различиях в функциях каждой из  этих форм, всех их объединяет одна главная функция – они, каждая в  своём аспекте, предлагают человеку «знание». Знание не абсолютное, ограниченное способами познания. Даже наука, стремящаяся присоединить каждую форму общественного сознания к своему предмету, даёт знания не абсолютные, не окончательные, не исчерпывающие. Религия вообще придаёт своему знанию качество веры и тайны (таинства).  Предполагается, что знание необходимо человеку для того, чтобы сохранять свои человеческие качества и продолжать их совершенствовать и, благодаря, им развиваться, подниматься выше.   
     Единым историческим источником всех форм является мифолого-религиозное сознание. Мифолого-религиозное сознание формируется при выходе сложного общества из простого. В структуре же простого общества формируются элементы будущих религиозных систем:  табу ( как первые моральные нормы), тотемизм, магия   Конечно, данная модель структуры может признаваться не всеми философами, но она довольно убедительна и покрывает собой в основном то, что принято называть духовной сферой человечества, а процессы, которые в ней происходят - духовной жизнью человечества.
Эта сфера отличается в различных частях макросоциума и мирового социума. Будучи надстройкой над реальными социальными отношениями, духовная сфера отражает либо прогресс (развитие), либо регресс (деградацию) человека и/или отдельных частей социума (социальных групп и целых цивилизаций).
        История иллюстрирует: прогрессирование никогда не было тотальным. Отдельные части социума прогрессируют, некоторые останавливаются в своём развитии, некоторые деградируют (каким-то образом возвращаются в прошлое). Даже в условиях одной цивилизации и формации разные части социума развиваются, а другие деградируют: интеллектуальное развитие свободных (как правило, рабовладельцев) в Древних Греции и Риме реализовалось за счёт деградации рабов. В современных условиях относительное богатство  Севера обусловлено веками функционирующей системы ограбления его Югом.
    Формирование мирового рынка, стягивающего экономически части мирового социума (социально-антропологического пространства), не останавливает неравномерного развития его частей. Пандемия короновируса подтвердила формирование человечества как единой биологической популяции, но этнически, социально-экономически и духовно оно (человечество) продолжает оставаться неорганической целостностью. Его отдельные части (пазлы) не складываются в единую целостную картину (целостную социально-антропологическую систему). А прогресс, достигаемый за счёт регресса других частей человечества, не может считаться настоящим реальным его прогрессом. Не может человечество также совершенствоваться и за счёт деградации природы.
   Но вернёмся к структуре форм общественного сознания: каждая форма в том или ином современном развитом социуме имеет свои организации (религиозные, политические, правовые, научные и правовые..), реализующие институциональные  функции.  И только одна форма общественного сознания  лишена  такого обладания. Ею является мораль (полагаем, что социум в целом в совокупности всех его организаций всегда и есть институт и организация реализующая функции морали противоречиво и непрерывно). В сложном обществе единой морали никогда не было. Разные нравственно-моральные систем - зародыши или  реликты новых и старых систем. Сложное общество – всегда социальная борьба.   
     Конечно, традиционно функции института морали берут на себя религии, их организации. Они и сейчас служат интересам господствующих социальных групп,  но в связи с процессом секуляризации роль религий в выполнении функции нравственного воспитания слабеет. Она переходит к семье , школе, но и они переживают кризисные толчки. Тем не менее, доминирующие в социуме социальные группы продолжают навязывать управляемым свою мораль.  Теперь главными каналами пропаганды своей морали они делают, находящиеся в их руках СМИ и организации культуры,  контент которых они  заполняют низкопробными произведениями искусства, вымыслом, спамом. К истинным духовным ценностям пробиться простым людям в так называемом свободном западном обществе довольно сложно. Их (простых людей) духовная жизнь искусственно обедняется.  И это порождает тревожную антропологическую ситуацию: в человеческом бытии нарастает разрыв между орудийным (технологическим)  вооружением, (беспощадным бытийствованием вещей) и уровнем нравственно-морального развития человека. Попытки разрешения этой ситуации предпринимаются теми социумами, которые стремятся развиваться в направлении к социализму и в качестве приоритета выбирают доступное для всех членов общества духовное развитие в гармонии с природой.
Выводы: Да, социализму не удалось укрепиться на планете в качестве ведущего общественного строя, но и драма Советского Союза не стала безусловной победой капитализма. Эта «пиррова победа» обнажила с большей чёткостью духовную нищету мира господства частной собственности (наживы, капитала) безграничного бытийствования вещей, которые вытесняют подлинную человеческую жизнь. Налицо антропологический кризис. Этот кризис может быстро закончиться в горячей войне. Но тогда действительно наступит конец истории, или будет длиться долго-долго пока, наконец, человечество не выкарабкается из него (антропологического кризиса), вернувшись к социальным отношениям по принципам простого общества: «Все люди – братья».


Рецензии
Все люди - братья! и Всем сестрам по серьгам!

Михаил Гольдентул   03.06.2020 17:20     Заявить о нарушении
"Дак" сейчас и братья от серёжек на откажутся. Вот такая ирония. А вообще "Все люди - братья" первый лозунг коммунистов, который Маркс и Энгельс предложили заменить на "Пролетарии всех стран соединяйтесь". Это не значит, что коммунисты первый вариант отвергают. В Исторических условиях Х1Х века 2-й был актуальней. Сегодня историческая ситуация изменилась. Пролетариат, во всяком случае на Западе, не смог реализовать в себе потенциал класса гегемона. Перешедших на сторону пролетариата "буржуазных интеллигентов" оказалось недостаточно, пролетариев, перешедших на сторону буржуазии оказалось слишком много. Теперь, вероятно, самой буржуазии, той её части, которая сохраняет верность принципам демократии, придётся брать дело спасения человечества, а заодно и себя (не как эксплуататарский класс, а как часть человечества) в свои руки. И делать это им придётся во взаимодействии с оставшимся у власти коммунистами Востока. Но и пролетариат всё равно может играть важнейшую роль в обеспечении антропологического поворота. Спасибо за отзыв.

Игорь Ерошенко   03.06.2020 19:37   Заявить о нарушении