Суд и казнь Орлеанской девы

Главным обвинителем на процессе против Жанны выступил епископ Бове Пьер Кошон, давно и люто ее ненавидевший.


Девушке вменялось колдовство, ложные пророчества, ересь, пособничество дьяволу, кощунство, обольщение короля, ношение мужского платья, самовольное сношение с духами и неподчинение Церкви.


Основным пунктом в обвинении значились «голоса», которые, слышала Жанна и которые ей указывали, что следует делать. Инквизиторы не верили в ее ангелов. Они предписывали эти речи демонам и феям, к тому же все знали, что ее родина, деревня Домрери известна своими древними кельтскими святилищами.

Так что не ничего удивительного в том, что Орлеанскую деву спрашивали о местных феях, об обрядах деревни, о магических знаниях, которые могла получить по наследству. Версия о ведовстве Жанны была проработана намного тщательней, нежели в ереси, но потом ушла на второй план исчезла из обвинения.

Как ни удивительно, но во время процесса Жанна сумела сохранить удивительную твердость духа. Ее ответы были прямы, остроумны и глубоки.

Однако суд, заведомо уверенный в ее виновности, пошел на прямой подлог. Жанну привели на место казни и дали документ, в котором якобы значилось, что она принимает власть церкви. В случае подписания, было обещано, что девушку переведут из военной тюрьмы, где она содержалась под постоянным надзором солдат, в церковную темницу. Обещалось, что там за ней будут присматривать женщины. Хроники утверждают, ей подсунули полное признание вины, а она в виду свое неграмотности, все подписала.

Лично для меня тут имеется много непонятного. Доподлинно установлено, что Жанна была обучена грамоте… Вопрос напрашивается сам собой — как могла подписать или кто-то явно слукавил?

Но как бы там ни было, ее оставили в прежней тюрьме, правда, дали женское платье. Она переодеваться не стала, якобы не пожелала возбуждать стражников. Судьи тут же отметили, что узница упорствует в своей ереси А раз так, то не может рассчитывать на прощение…

30 мая 1431 года на площади Старого рынка в Руане был оглашен окончательный приговор. Спасительницу нации объявили вероотступницей и еретичкой, отлучили от Церкви и предали светскому суду.

На голову Жанны надели бумажную митру с надписью «Еретик, вероотступница, идолопоклонница» и повели на костер. «Епископ, я умираю из-за вас. Я вызываю вас на Божий суд!» — с высоты костра крикнула Жанна и попросила дать ей крест.

Палач протянул ей две скрещенные хворостины. И когда огонь охватил ее тело, она крикнула несколько раз: «Иисус!». Почти все плакали от жалости. Ее пепел был рассеян над Сеной, а останки выброшены в Сену.

Сейчас в музее города Шинон их любят показывать, однако ученые утверждают - эти мощи не принадлежат Жанне.

Если верить легенде,  палач, проводивший казнь, в тот же день исповедовался священнику и сказал, что сердце Девы не сгорело. Последнее явно свидетельствовало об  ее святости.

Уже через четыре года Франция возобновила войну. В 1453 году англичане были изгнаны с французской земли. И тут неожиданно для всех Карл вспомнил о Жанне и приказал провести еще один судебный процесс. В итоге, ее реабилитируют и признают «возлюбленнейшей дочерью Церкви и Франции».

Семья Жанны получила дворянство, герб – на синем поле лук и три стрелы – и фамилию де Лис, а также щедрые подарки и должности. Уже в XX веке Жанна д’Арк была канонизирована. Указ об этом огласил 9 мая 1920 года папа Бенедикт XV.


Рецензии