Зачем нам нужны слова?

Не стоило бы и размышлять на эту тему, если бы слова не влияли на наше эмоциональное состояние, на наше мышление и поведение, на судьбу общества и на ход мировой истории.
В информационных войнах слова, - это оружие массового поражения.

Человек, не ведающий о роли слов в процессе мышления, - это потенциальная жертва тех, кто со злым умыслом манипулирует общественным сознанием.
Все мошенники, в том числе и политические авантюристы, используют свои ораторские способности для одурманивания добропорядочных людей.

Необходимость в этом разговоре назрела ещё и потому, что с появлением Интернета, появились и те, кто испражняется в соцсетях поносом слов; в зловонии их мыслей кто-то копается, ищет здравый смысл, которого нет и быть не может.

Нам предстоит поразмышлять о негативном влиянии нецензурных слов на судьбу не только того человека, который беспрерывно использует эти слова в своей речи, но и на историческую судьбу народа.
Надеюсь, этот разговор станет настоящим откровением даже для тех, кто честно зарабатывает свой хлеб мастерским владением слов.

Казалось бы, в словах нет никакой особой тайны.
Они так просто устроены, что и философствовать тут не о чем.
Однако на мой вопрос (Зачем нам нужны слова?) пока ещё ни разу не приходилось услышать правильный ответ.
Обычно отвечают так: мол, слова нужны, чтобы люди могли обмениваться информацией.

В представлении обывателя слова переносят на себе информацию, как конь несёт на себе всадника.
Что же тут неправильного?!
Давайте кое-что уточним...

Где, в каком укромном местечке и в каком виде информация находится в словах, когда они срываются с языка говорящего и находятся в полёте на пути к ушам слушающего?

Один мой оппонент отреагировал на этот вопрос так:
"Информация прячется в звуках, которые вызывают определённые электрические сигналы. Дальше бином Ньютона. Задача на сочетание и размещение.
Вариантов в мозгах, практически, бесчисленное множество.
Могу и дальше продолжить, но не стоит...".

Как говорится, слава Богу, что оппонент вовремя остановился и не стал развивать эту тему в ложном направлении.

А как быть с печатным словом?
В этом случае объяснение, что "информация прячется в звуках, которые вызывают определённые электрические сигналы в нашем мозгу..." ничего не объясняет. Читаемое слово воздействует на нас беззвучно.

И ещё...
Я могу вслушиваться в речь иноземца и не догадываться, о чем он говорит.
Его слова я слышу, а смысла в них не нахожу.
Рядом со мной стоит человек, который понимает о чём идёт речь.
Но ведь мы оба слышим одни и те же слова!
Если слова являются транспортным средством для передачи информации от человека к человеку, то почему русское слово «берш» кому-то приносит весть, что это такое, а рядом стоящий россиянин понятия не имеет, что это слово обозначает.

В переносе информации от человека к человеку (с помощью слов) есть какой-то секрет, и мы должны его разгадать.
Слова мы слышим, произносим, пишем, видим...
Вот с уст говорящего слетели слова:
"И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом".

Слово «КОТ» состоит из трех букв, - "К", "О" и "Т".
Ни в одной из этих букв мы не найдем ничего такого, что намекало бы нам на некую связь, например, буквы "К" с животным.
Мы вправе по этому поводу записать: кошачьего смысла в букве К = 0.
И в букве "О" этого смысла не больше (О = 0).
И в оценке буквы "Т" мы получим тот же результат (Т = 0).
Слово, состоящее из букв лишённых смысловой нагрузки, не должно содержать в себе никакой информации.
Но стоит нам услышать (или прочитать) слово "КОТ", и в нашем воображении возникнет ОБРАЗ животного.

Эффект от слова «кот» будет таким, как если бы само слово принесло в наш мозг ОБРАЗ кота.
И не важно, что у кого-то в воображении возникнет образ серого, рыжего, чёрного кота; и не важно какой породы будет этот воображаемый кот.
Важно другое: информация (которая способна влиять на наше эмоциональное состояние, на наше мышление и поведение) существует не в самом слове, а в воображаемом виде.

Теперь нам необходимо понять, как образ кота оказался в нашей голове, в тот момент, когда мы услышали (или прочитали) слово "кот".
Бесполезно искать этот образ в буквах, в звуках из которых образовано слово «кот».

Что произойдёт, если эти же три буквы в слове «кот» переставить местами?!
КОТ - животное.
ТОК - электрический или тетеревиный, в зависимости от контекста.
КТО - вопросительное слово.
ОТК - аббревиатура ("отдел технического контроля"), часто используемая нами в разговорной речи, как самостоятельное слово.
ТКО - в таком сочетании эти же три буквы ничего не могут нам сообщить, в них нет смысла.

В каждой отдельно взятой букве смысла нет!
А в словах, состоящих из этих же самых букв, смысл то появляется, то вдруг существенно изменяется (при перестановке букв местами), а то и вовсе исчезает.
И ещё одна непонятка ...
Как слова превращаются в мысль?

Писатель Лев Успенский в своей замечательной книге "Слово о словах" упомянул один эпизод из жизни Максима Горького.
Как-то Горький взялся обучить грамоте своего старшего приятеля, которого звали Изот.
"Изот жадно допытывался у своего учителя: объясни ты мне, брат, как же это выходит все-таки?
Глядит человек на эти буковки, а они складываются в слова, и я знаю их - слова живые, наши!
Как я это знаю?
Никто мне их не шепчет.
Ежели бы это картинки были, ну, тогда понятно.
А здесь как будто самые мысли напечатаны, - как это?".

С виноватым огорчением Горький вспоминает: "Что я мог ответить ему?
Если бы вы сами попробовали поразмыслить над изотовым вопросом, вы убедились бы, что ответ на него дать вовсе не легко".

Когда б Максим Горький знал о некоторых функциональных особенностях человеческого мозга, вопрос Изота не поставил бы великого пролетарского писателя в затруднительное положение.

Мозг человека мыслит, когда два его полушария, левое и правое, ассоциативно взаимодействуют.
Левое полушарие мозга Изота воспринимало печатное слово, а его правое полушарие откликалось на слова чувственно-образными представлениями.
Под воздействием слов в воображении Изота возникали картинки: дуб зелёный, златая цепь на дубе том, и кот...

Интуитивно Изот был близок к познанию ответа на свой вопрос:
«Ежели бы это картинки были, ну, тогда понятно.
А здесь как будто самые мысли напечатаны, - как это?".

Когда слова срываются с языка говорящего и летят к ушам слушающего, в этот промежуток времени никакой информации СЛОВА на себе не переносят, ибо у слов иное предназначение.
Какое?

Слова нам нужны, чтобы с их помощью активизировать в подсознании (в правом пм), чувственные ОБРАЗЫ тех объектов, которые когда-то оказывались в поле нашего чувственного мировосприятия.
Стало быть, СЛОВО выполняет ту же функцию, что и уникальный адрес документа в Интернете (URL).
Благодаря URL мы находим во Всемирной паутине именно ту информацию, которая нам необходима.
Случается, мы видим на сайте ссылку (URL), активизируем её и получаем отказ в доступе к информации.
И такое же явление мы наблюдаем, когда наше правое пм не откликается на СЛОВА воображаемым природным объектом, или явлением.
В этом случае человек слышит слова (иноземца или соотечественника), а смысла в них не находит.

Встречал людей, которые услышав слово "манго", не могли представить, что это такое.
И слово "ахименес" многим непонятно.
Искать смысл слова в самом слове, - значит, заниматься словоблудием (любимое занятие участников политических ток-шоу).

Владеет словом наше речевое левое полушарие мозга, а то, что эти слово обозначает (его смысл) находится в другом месте, - в правом полушарии мозга.

В русском языке есть слово «берш».
Это слово не имеет смысла, когда правое пм человека не откликается на это слово чувственно-образным представлением того, что это слово обозначает.
Что же оно обозначает?

Словесный портрет необычного речного обитателя мы находим в книге Леонида Павловича Сабанеева "Рыбы России".
"Берш - это чисто русская рыба, встречающаяся только в реках Черного и Каспийского морей.
Берш представляет значительное сходство с судаком, но вместе с тем несколько приближается к окуню, так что прежде даже считался за помесь этих двух рыб".
Слово, слетевшее с языка говорящего, не несёт на себе информацию, но участвует в сотворении мыслей человека.
Слово и его смысл территориально обособлены.
Слова находится в речевом левом полушарии мозга, а смысл слова - это чувственный ОБРАЗ (в правом пм).
Слова, без отклика на них правого пм, не имеют смысла.

В эпоху средневековья на Руси были бродячие торговцы, которых в народе называли офенями; они были преимущественно греками, выходцами из Афин.

Используя традиционно русскую лексику, офени создали язык для общения друг с другом "не для чужих ушей".
Впоследствии этот способ обмена мыслями был перенят уголовной средой и стал воровским жаргоном.
Придавать словам двусмысленность, - распространённое явление в социальной сфере.
Путём сговора люди могут перепрограммировать ассоциативную связь слова со своим чувственным образом; у слова появляется второй смысл.
Для кого-то слово "капуста" - это овощ, а у некоторых людей это же слово ассоциируется с деньгами.
Кто-то слово "шнурки" воспринимает, как атрибут обуви, а на молодёжном сленге - это синоним слова "родители".

Получается так, что одно и то же слово в разных головах ассоциируется с разными чувственными образами, соответственно и смысл слова меняется.
Перенос ударения с одного слога на другой так же в состоянии изменить смысл слова ("зА’мок» и «замО’к").

Манипулировать смыслом слова можно по-разному, например, в каждом конкретном случае, окрашивая его разными интонациями голоса.
Изменяя ударение в слове, окрашивая слово различными интонациями, мы тем самым задаём новый поисковый адрес чувственного ОБРАЗА, хранящегося в нашем подсознании (в правом полушарии мозга). И в уникальном поисковом адресе документа в Интернете (URL) всё имеет значение: точка, пробел, шрифт, и его размер…

Люди могут общаться и без слов.
Тот, кому мы посылаем воздушный поцелуй, воспринимает это послание как наше признание в тёплом, в дружеском к нему отношении.
А покажите человеку кулак с торчащим средним пальцем, и он поймёт смысл этого неприличного жеста.

В царской России, революционеры предупреждали сотоварищей о провале явочной квартиры, поставив на подоконнике какой-либо предмет, например, цветок герани.
Цветок ассоциировался со словом "Атас!".
И вот тут мы приходим к выводу: СЛОВО - это всего лишь частный случай активизации чувственных образов, которыми владеет правое пм человека.

Существует много способов проникновения человека в своё или чужое подсознание, но почему из всего этого многообразия СЛОВО оказалось вне конкуренции?
Почему?

Слова мы слышим ушами.
Как общаются глухонемые?
У них глаза становятся главным органом восприятия речи собеседника.
Способ общения глухонемых жестовый (кинетический язык).
Общение происходит так, что собеседники должны находиться в непосредственной близости, в поле зрения друг друга, что не всегда возможно.

Благодаря словесному общению, даже живущие на разных континентах люди могут общаться. Более того, одно поколение рода человеческого способно письменным словом воздействовать на подсознание потомков.

У слов есть другое предназначение, о чём многие даже не догадываются.
Слова нам нужны ещё и для того, чтобы окружающий нас овеществлённый мир мог использовать наше речевое левое полушарие мозга для общения с нами на том же самом языке на котором люди общаются друг с другом.

В это трудно поверить: неодушевлённые вещи используют слова из нашего лексикона, чтобы рассказать нам что-то о себе.
У человека, созерцающего природное явление в правом полушарии мозга возникает зеркальное отображение этого явления и возникает острое желание поведать людям о своём особом мироощущении.
Речевое левое пм поэта откликается словами на то, что созерцает (ощущает) его правое пм.
Рука поэта тянется к перу, перо - к бумаге...

"Дохнул осенний хлад - дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницей ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей..."

В основание разумной жизни ПРИРОДА заложила себя.
Только потому, что природа уже успела создать и у других людей (в их правом пм) одухотворенные файлы осеннего пейзажа, каждое слово поэта находит в нашем правом полушарии мозга отклик, в виде соответствующих чувственно-образных представлений.
Благодаря этому отклику, мысли Александра Сергеевича Пушкина становятся нашими мыслями.

Подлинный автор осени - Природа.
Это она создала у людей (в их правом полушарии мозга) одинаковые чувственные образы осени, и она же помогла поэту отыскать в его речевом левом полушарии мозга соответствующие слова для активизации этих образов осеннего пейзажа.
Стихотворение "Осень" создавалось матушкой-природой, а человек стал её соавтором.
Социум восхваляет поэта, а роль природы в таинстве мыслеобразования мы все считаем чем-то само собой разумеющимся, не заслуживающим особого внимания.

Чтобы сделать научное открытие, естествоиспытатели проводят различные опыты с природными телами.
Галилей без устали экспериментировал с телами свободно падающими, брошенными под углом к горизонту, движущимися по наклонной плоскости.
Зачем он это делал?
А затем, чтобы САМА МАТУШКА-ПРИРОДА отыскала в лексиконе Галилея (в его речевом левом полушарии мозгам) СЛОВА, говорящие человеку о существовании законов земной и небесной механики.

Чтобы мы начали понимать то, что наша кормилица, мать-природа, нам сообщает, она должна сама создать своё зеркальное отображение в нашем правом полушарии мозга, а наше речевое левое полушарие начинает откликается словами на эту природную информацию.
Увы!

Левое пм может и промолчать, когда в нашем лексиконе нет подходящих слов для комментариев того, что ощущает правое пм.
Либо комментарий происходит с использованием нецензурных слов с использованием слов паразитов.
В этом случае Мир Природы, не сможет сообщить человеку нечто важное о себе.
Чем больше у людей знаний об интимной жизни овеществлённого мира, тем более щедрыми плодами откликается наша мать-кормилица (природа) на эти наши знания.

От знания или незнания законов, по которым живёт Мир Природы зависит качество и продолжительность жизни всех людей, проживающих на нашей планете.
Сегодня в российских школах ученики мыслят и разговаривают, используя нецензурные слова и жаргонные словечки.
Если наши детки с детсадовского и школьного возраста усваивают такой словарный багаж (а им придётся идти с ним по жизни), то понятно почему у нас плохие политики, плохие дороги, а российские товары не выдерживают конкуренции на внешнем рынке.
В российском обществе взрослые и дети матерятся по любому поводу.


Рецензии