Мой друг Джохар

Вот уже десять лет, как нет со мной моего верного друга Джохара. Но он навсегда остался жить в моей памяти. Порой кажется, что питомец идет рядом со мной, и это в трудные времена придает силы…

Собаку мы завели для охраны дачи. Маленького щенка я принес домой в авоське. Хозяин сказал, что мать его – сторожевая кавказская овчарка, а отец – не известен. Я назвал собаку Джохаром - в память о служебной пограничной овчарке. В ветеринарном паспорте в графе «порода» написали «дворняга». Но жизнь показала, что, как в песне поется, «тело дворняги, а сердце – чистейшей породы». Щенок вырос в крупного справного кобеля. Он был не таким мохнатым и злобным, как кавказец, но отличался мужским характером: был умен, не слишком ласков, стойко переносил боль, был предан семье. Своим хозяином Джо признавал только меня. Он плохо переносил одиночество, и на даче жил в основном летом, и когда я был в отъезде.

У Джо был роман с Бэлой - собакой из соседнего садового товарищества, которая иногда прибегала к нашему дому и сидела под окнами, высматривая его. Выводила его порой из равновесия и маленькая соседская собачка. В такие дни он особенно просился на улицу, и по ночам завывал как волк. Я жалел его и иногда как бы случайно отпускал погулять, хотя этого и не следовало делать. Джо убегал на несколько дней, приходил оголодавший, и с виноватым видом ложился у ног. Я его не бил (он бы и не позволил), а поругав для вида: «кобель ты и есть кобель» - накладывал ему полную миску. Питомец отъедался и отсыпался, жизнь налаживалась. Через некоторое время я видел в садах двух бегающих щенков, как две капли воды похожих на Джохара. Щенков быстро разобрали дачники.

Однажды, когда я выводил молодого Джохарку на прогулку, у подъезда на него неожиданно набросился бультерьер, который убежал от пожилой женщины. Завязалась драка, я тщетно пытался растащить псов. Джо был в наморднике и на поводке, что сковывало его движения, а буль бегал свободно. Джо отбрасывал боевого пса ударами лап, на тому удалось в прыжке вцепиться ему в горло. Он повис на Джохарке, все сильнее сжимая железные челюсти, подбираясь к сонной артерии. Оглушить буля не удалось. Передние лапы Джо стали подкашиваться, он захрипел. Оставалось последнее, чему нас учили когда-то. Я накинул связанную на поводке удавку на мощную шею буля и стал что было силы душить его. Не знаю, сколько времени прошло, но пес-гладиатор ослабил хватку, его удалось отбросить в сторону. Джохара пришлось лечить - накладывать швы, обрабатывать глубокие раны. Он стойко переносил боль, отлеживался поскуливая в моей комнате. Джохар всегда, когда ему было плохо, покидал свой угол в коридоре и приходил ко мне. Ему позволялось полежать на хозяйском диване, при этом он, как и хозяин, клал свою мохнатую голову на подушку. Того бультерьера я больше не видел. Немало он разорвал кошек и собак в округе, а хозяин пса был на очередной отсидке…

Весной и летом Джохара очень донимали клещи. Не всех насекомых удавалось найти в густой шерсти, некоторые успевали присосаться и раздувались как горошины. Однажды пришлось вести пса в ветеринарную клинику для снятия интоксикации. На соседнем столе под капельницей лежал другой крупный кобель, они не забывали порычать друг на друга. Однажды пес повредил лапу и стал хромать. Рентген в ветклинике не работал, пришлось вести его по договоренности в рентгенкабинет областной больницы. Как раз успели сделать снимок между двумя пациентами. Джохару сделали операцию на лапе. На прощание врач сказал – «Выздоравливайте», на что я ответил словами героя фильма «Ко мне, Мухтар» - «Он постарается». Когда у друга был сухой нос и пропадал аппетит, выручал проверенный армейский способ - я поил его молоком с добавлением водки. В драках с собаками особенно страдали его не купированные уши.

Воспитывая и обучая собаку, мне часто приходилось быть жестким, проявлять силу, чтобы подтверждать статус вожака. При этом он всегда оставался близким другом, по вечерам ложился у дивана, положив свою голову мне на ноги. Он чувствовал себя вторым в семье после хозяина. Однажды во время прогулки на нас набросилась стая одичавших злобных псов. Пришлось защищаться, Джо принял неравный бой и не подпустил ко мне ни одну собаку. Он был хорошим сторожем – ни один бомж не осмеливался подойти к садовому участку. Не раз мы обращали в бегство воров, бросавших наворованное имущество садоводов.

Лесная служба была связана с командировками, а в отпуска я уезжал в многодневные спортивные походы. В эти дни за собакой ухаживали мои родители, собаку отводили в вольер на даче. Конуру Джо игнорировал и спал только в яме, которую вырыл рядом. После моего отъезда он обычно дня три тосковал – выл и терял аппетит. Однажды я оказался в больнице. В это время Джо стал неуправляем, прибежал с дачи домой. Он лег у двери квартиры и никого не пускал – ни родителей, ни брата. Пришлось сбежать от врачей и приехать домой, пес успокоился и был водворен на место. Оказалось, что он без меня еще схватил за руку одного большого начальника, когда тот замахнулся на него. Приходил участковый, пришлось объясняться и показывать паспорт Джо с отметками о сделанных прививках.

Серьезные проблемы начались, когда ушли из жизни родители – вначале отец, а за ним мать. За псом некому стало ухаживать, а командировок стало еще больше. На станцию передержки не всегда можно было срочно пристроить друга. Надо было что-то делать. Хозяин состарившейся Джуны - матери Джохара – как раз искал новую сторожевую собаку. Он охотно согласился взять обратно молодого обученного пса, оборудовал ему прочный просторный вольер. Все же не в чужие руки отдаю. Условия содержания были хорошие, кормили собак досыта. С болью в сердце я привел Джохарку туда, где он родился, оставил там его миски, поводок, коврик и любимую игрушку – литой мячик. Ушел незаметно, с болью слыша его лай за спиной. Дома меня ждала гнетущая тишина и одиночество. А через пару дней мне на работу позвонила соседка и сообщила, что Джохарка вернулся. Растерянный пес поджидал меня у двери квартиры. Дома он не нашел на привычном месте ни коврика, ни мисок, только вопросительно смотрел на меня. Джохар пробежал полгорода по шумным улицам и перекресткам, чтобы вернуться к предавшему его хозяину. Один клык он сломал, выбираясь из чужого вольера. Тот хозяин не мог поверить, что Джохар смог выбраться из него. А Джо простил меня, нам суждено было жить вместе до конца его жизни…

В доме появилась женщина, которая привязалась к Джохарке и ухаживала за ним. И повзрослевший сын стал чаще навещать нас. У Джо была хорошая память – он помнил всех моих друзей и радовался, когда они приходили, подавал им лапу и приносил тапки (иногда мои туфли). А как он искренне радовался мне, когда я забирал его после разлуки на станции передержки! Всю жизнь мой четвероногий друг ждал: придет хозяин, выведет, накормит, потреплет за ухом. Он безошибочно угадывал мои шаги в подъезде, и уже стоял у входной двери с поводком в зубах.

Однажды поздней осенью я принес домой из сада бездомного замерзающего кота, который вышел ко мне из леса. Увы, с Джохаркой они не смогли ужиться. Джо ревновал меня к коту, а тот не подпускал добродушного пса, прятался по углам и был к тому же вороватым. Пришлось отдать откормленного Кузю знакомой бабушке в частный дом, где он успешно охотился на мышей. Кот узнавал меня, и при встрече прыгал мне на колени.

Джохарка чувствовал мое настроение, и даже по-своему старался развеселить, затевая игру в мяч, любил бегать за палкой, обожал купаться. Иногда он приходил спать ко мне в комнату, распахнув дверь ударом лапы. Во сне он часто начинал перебирать лапами и взлаивать. Что ему снилось? Когда ушли из жизни родители, Джо подолгу лежал, вздыхая, в их комнате.
Помню, Джохара выводили из себя звуки выстрелов, салюты и фейерверки. Под Новый год его даже приходилось закрывать в ванной. Еще он рычал на работающий пылесос, с лаем бросался к входной двери, когда слышался за ней шум.

Лето 2010 года выдалось тяжелым – стояла жара. Лесной охране прибавляли работы лесные пожары и ветровалы. Джо, которому уже исполнилось 12 лет, тяжело переносил жару. Я старался чаще водить страдающего пса купаться в Берендеевку – это давало ему хоть временное облегчение. Джохарка стал худеть, у него пропадал аппетит. В ветеринарной клинике ему сделали УЗИ и поставили страшный диагноз – злокачественная опухоль. Предложили усыпить, но я отказался, привел его домой. Джо с каждым днем все тяжелее поднимался по ступенькам подъезда, задние лапы его отказывали. По ночам он стал ложиться у двери моей комнаты, тяжело падая на бок. Отдавал последний долг, хотел быть ближе к хозяину? Мы отвели питомца на дачу, чтобы он пожил на природе, поел нужной травы – это всегда ему помогало. Через день пошли проведать, я приготовил лопату… К нашей радости, Джохар стал чувствовать себя лучше, обрадовался нам. Забросив лопату, мы увели его домой. А на следующий день он уже почти не вставал. Вечером я отвез его на тачке на дачу и сгрузил на его любимое место, поставив рядом корм и таз с водой. Пес еще пытался сипло лаять, когда услышал шорох за забором. Рано утром я поспешил на участок. Джохара нигде не было. Я нашел его бездыханное легкое тело, плавающее в небольшом пруде под ивами. Хотел укрыться или попить холодной воды и не мог выбраться на берег, звал хозяина на помощь? Мы все горевали. Я сам не свой ходил на работу. В это же время умерла в другом городе моя родная тетя, а я, грешным делом, скорбел по собаке.

Вот уже десять лет, как нет со мной моего верного друга Джохара. Остались на память его поводок и помятый жетон. Сохранился и небольшой могильный холмик в лесу, к которому иногда прихожу. Прощай, Джо, и прости меня за все. Вся твоя короткая жизнь прошла в ожидании хозяина. Другой собаки у меня не будет. Мы еще встретимся, хотя… Думаю, если и есть на том свете рай – там обретают вечный покой только чистые души наших домашних питомцев, покинувших нас.

01.06. 2020 г.


Рецензии