От матроса до капитана

Перефразируя известную поговорку, скажем так:
- Плох тот матрос, который не желает стать капитаном!
Но как достичь капитанских погон на флоте? Об этом и будет речь.
Надеюсь, что данный рассказ будет полезен и другим людям, не связанным с флотом.

Надо сказать, что успешная карьера возможна для умного и трудолюбивого человека, в каком бы начальном звании он ни начинал свою работу на флоте. Карьера очень проблематична для пьяниц, лодырей, людей с тяжелым характером.

Начнем с того, что работа любого  члена экипажа  всегда на виду у капитана и всего экипажа, а капитан ценит хороших работников, и ему нужны умные и путные помощники, на которых он может положиться, которым можно доверять.

Мой родственник Антон, закончив речное училище по штурманской специальности с дипломом, позволяющим работать на судах река-море плавания,  работал сначала на речных судах и достиг должности 2-го штурмана. Антон неоднократно навещал отделы кадров загранфлота с просьбами взять его на работу, но в ответ слышал одно и тоже:
- Мы в кадрах не нуждаемся!
Большая часть из того контингента, который поставляют отделы кадров загранфлота на свои суда, хватает с избытком блатных и родственников влиятельных людей. Однако кадры из этого контингента, скажем честно, редко имеют хорошие характеристики. Пристраивая блатных для работы на корабле, отдел кадров угождает очень нужному человеку, а отделу кадров с ними не работать, пусть капитаны разбираются.
.
На вопрос Антона, как попасть на суда загранфлота, я посоветовал Антону не терять драгоценного времени и готовить себя заранее для работы штурманом на судах загранфлота. Нужно хорошо владеть компьютером, научиться печатать тексты на русском и английском языках, усердно изучать разговорный английский язык, научиться работать с морскими картами, освоить все электро-навигационные приборы и работу с ними.

Не секрет, что в отделах кадров загранфлота сидят непростые люди, они стараются поиметь что-то с этого места, как бы что ни говорил.
Учитывая все это, совет Антону был таков:
- Каждый раз, приходя в кадры, улыбайся этим людям, как старым знакомым и приноси с собой коробочку конфет, а в дальнейшем и с хорошим коньячком. Глядишь, может и найдется местечко!

Этот вариант разговора с кадрами успешно сработал, и через три месяца Антона временно назначили на корабль загранплавания матросом. Антон уже был прилично подготовлен по той программе и получил перед отъездом на корабль новые наставления:
- Пока ты матрос, изучай все дела, которые ведут 3-й и 2-й штурмана, делай себе записи. Научись, как следует, работать с морскими картами, со всеми штурманскими приборами.
Заведи дружбу с 3-м штурманом, помогай ему в работе. Не отказывайся ни от каких поручений капитана и старпома.

Все это Антон исполнил в точности. В результате после окончания контракта у 3-го штурмана, капитан, по согласованию с отделом кадров, настоял на назначении 3-м штурманом Антона, и был очень доволен им. Отдел кадров тоже остался доволен тем, что Антон себя отлично зарекомендовал.

Теперь рекомендации Антону были следующие:
- Старайся на своей должности, и изучай детально работу 2-го штурмана, твоей будущей ступени.
На следующий год капитан взял Антона на корабль 2-м штурманом. Антон опять отлично справился с новой должностью, будучи хорошо подготовленным к ней. Он каждый раз получал от капитана прекрасные характеристики по работе.
Естественно и дальше рекомендации Антону были изучать работу старпома и капитана, и помогать им. Они очень загружены работой и рады будут твоей помощи.

Так, очень быстро, насколько позволял плавательский ценз, который было необходимо наплавать для повышения в новую должность, Антон стал капитаном судов загранфлота, несмотря на молодой возраст.

Не только Антону, но и другим молодым и способным ребятам помогла эта методика стать капитанами судов. Но не всегда было все просто. Не раз молодые выпускники мореходных и речных училищ оказывались перед проблемой – не могли устроиться на работу в хорошую компанию, где их не брали из-за отсутствия стажа работы. Что делать?

Нужно идти на работу в ту компанию, где берут на должность без опыта работы. Да, там задерживают зарплату, не лучшие условия работы, но в трудовой книжке появляется драгоценная запись: столько-то работал на такой-то должности, а это стаж и опыт работы.
После этого ты всегда желанный гость в хорошей компании, там, где ты хочешь работать.
Но насколько хватит терпения для работы в первой компании, нужно там вырасти до 2-го штурмана, или старпома. Старпомы везде на вес золота, да и 2-е штурмана с опытом работы. И, конечно, советы по карьере, как Антону.

И еще, на эту тему – сделайте маленький подарок своему отделу кадров после контракта. Это вернется к вам хорошим отношением с их стороны и пригодится в дальнейшем.

В чем же секрет успешной карьеры Антона? В том, что человек серьезно работал над собой до прихода в загранфлот, и изучал каждую следующую должность до того, как был утвержден на нее, совершенствовал свои навыки, и, конечно, старался проявить себя с хорошей стороны. И это все очень ценно.

Многие молодые люди, пришедшие работать на корабль, подолгу остаются сырым материалом, из которого очень сложно что-то вылепить, которые, практически не имеют представления о своей работе, а некоторые вообще сначала не пригодны к работе в своей должности, хотя их и присылают кадры.
Вот какая разница между этими двумя примерами.

Достигнув капитанских погон, многие капитаны считают, что карьера завершена и можно почивать на лаврах. Пусть другие добиваются капитанского звания, я уже всего достиг. Только мои решения правильные, и никто не имеет права их оспаривать.
Большая ошибка! Лишь немногие капитаны способны сбросить с себя манию величия и продолжать трудиться, как ни в чем не бывало, пополняя непрерывно свои знания, создавая хороший, работоспособный коллектив, с которым, возможно, придется работать не один год.

Хороший коллектив – отличная работа корабля. Совершенствуй английский язык, изучай другие языки тех стран, куда заходит корабль. Цени свой коллектив, в котором работаешь.
Однако многие капитаны ведут себя обособленно, не видя в своем коллективе достойных его внимания людей. Лишь портовые власти считаются, в какой-то мере, ровней себе. Можно покрикивать на подчиненных, многое чего можно позволить себе, если захотеть.
Назовем это своим именем – испытание властью.
Только серьезный просчет в своей деятельности отрезвляет капитана, напоминая ему, что он такой же человек, как и все, только наделен сравнительно большими полномочиями.

Антон, к сожалению, не стал исключением. Сначала работал хорошо, а потом зазнался, стал любить вино, вел обособленный образ жизни на корабле. В результате, после очередного запоя, он попал в одну, очень неприятную для него историю, после которой он едва удержался в своей должности, хотя компания уже готова была расстаться с ним и ограничилась серьезным предупреждением.

Один старый капитан как то сказал мне много лет назад:
- Нужно вести себя капитану так, как будто ничего не произошло, получив власть и погоны. Лишь своим добросовестным трудом нужно постоянно заслуживать это право – оставаться капитаном на корабле. Каждый из подчиненных должен иметь доступ для общения с капитаном. Может быть, именно этот человек хочет предупредить капитана о какой-нибудь опасности, или проблеме для корабля. К надутому индюку, или крикуну,  никто не придет и не скажет об этой проблеме, которую он заметил.
Капитан не потеряет своей драгоценной чести от общения с экипажем, наоборот выиграет непременно.


Рецензии