Умар Хак - Американская антиутопия

Medium
30 мая  2020 г

Американская антиутопия
Викенд хаоса, ярости и отчаяния

 
Посмотрите внимательно на Америку.   Что вы видите?
Я вижу антиутопию.
Волнения по всей стране.  Города в огне. Сотня тысяч умерших. Президент, который завис между  халатностью, безответственностью, подстрекательством и безразличием.  Политический класс парализован.  Класс интеллектуалов, не справившийся со своей основной работой — предсказывать и предотвращать катастрофу. Народ,  в бедности, в отчаянии, в испуге.  Общее чувство безысходности, бессилия, ярости и пессимизма.
Остальной мир с ужасом наблюдает, как общество погружается в пропасть антиутопии.

Две недели назад,  прогуливая с вою собачку в парке,  слышу: “Умар,  ты это видел?”  Бен, знакомый лондонский полицейский,  протянул мне телефон.

Вокруг нас сгрудились  Клодин,  француженка-консультант,  Вольфганг,  немец консультант,  Хелен, менеджер.

Я  в ужасе отшатнулся.  Желудок сразу заныл.  Это было видео, на котором было показано хладнокровное убийство Ахмада Арбери во время его … бега трусцой.

“Боже,” вскрикнул Вольфганг.

“Боже милостивый,” – прошептала Хелен.

“Mon dieu,” – сказала Клодин.

Мы молча переглянулись.  Слова были бесполезны. Мы только что видели, как человек…умирал… убитый…ни за что.

“Что за чертовщина?” спросил Вольфганг.   В его голосе было отчаяние.

“Друг,” обратился ко мне Бен, “можешь объяснить  нам это?”

Что я мог сказать?

Через неделю, я снова пошел в парк. “Умар!  Посмотри.”   Что еще сегодня, подумал я.

Бен протянул мне свой мобильник.  Это была Эми Купер, вызывающая полицию  на афро-американца, который  в парке следил за птицами.

Все смеялись, в недоумении, в ужасе.

“Но почему она все время говорит…’Афро-американец’?”- спрашивает Вольфганг.

“Ну, потому что,” отвечает Клодин. “Она боится, что он черный.”

Бен покачал головой.  И снова тот же вопрос от Хелен.

“Что за чертовщина?”

Я смотрю на нее,  не знаю что сказать.

Через несколько дней, я опять зашел в парк.  Все уже собрались, притихли. “Ты еще не видел?” - кто-то спросил.

Бен протянул мне телефон. “Осторожно,” сказал он. “На это  трудно смотреть.”

Это было видео, на котором Джордж Флоуд  был задушен коленом, наступившем на его горло.

Я задохнулся. Во мне вскипело что-то. Потом  мне стало грустно.

“Разве полиция может так поступать?” – спросил Вольфганг.

“Конечно…конечно нет — “ я попытался возразить.

“Но они так поступают,” – твердо вставила Клодин.

“Друг,” сказал Бен. “Я коп.  И знаешь, что было бы здесь со всяким, кто так поступил?  Конец. Тюрьма.  Пожизненное.  Быстро. Без вопросов».

“Я не знаю — это просто — “ я искал слова, чтобы как-то объяснить этот ужас.  Но слов не было.

И затем снова были вопросы.

“Что за чертовщина происходит в Америке?”

Сегодня я опять пошел в парк.

Там был Имон, ирландский архитектор. “Ты уже видел?” - он спросил. Бен протянул телефон.

Одно видео за другим, города горели,  протесты по всей стране, народ восстал.

“Это хорошо, что они наконец стали протестовать,”- сказала Клодин.  Французы протестуют по каждому поводу, от багет до пенсий.

“Но посмотрите  в каком состоянии страна!” Бен был в ужасе. “Они поджигают собственные города.”

“Это изменит что-либо ?” спросил Вольфганг мрачно.

“Не знаю,” сказал я.

“Америка сегодня это антиутопия,” сказала Хелен.

“А разве она не была такой всегда?  заметил Вольфганг. “Для черных, индейцев, может быть, для женщин, для многих.”

Имон сказал: “В Ирландии  идет постоянная борьба.  Но мы учимся заботиться друг о друге.  Американцы этого не делают — им просто  — “

“Все равно.” Бен закончил фразу. “Они просто  тупые.”

“Вы должны кое-что понять,” сказал  я. “Их так долго эксплуатировали, что они не знают другого способа. Бедные белые эксплуатировали черных. Средний класс эксплуатировал бедных белых и черных.  Богатые белые  эксплуатировали всех.  Это общество  стало — “

“Обусловленное, де-гуманизированное?”  спросила Клодин.  Это была чисто французская формулировка. И довольно точная.

“Правильно,” сказал я , подбирая слова. “Понимаете, становясь бедной,  Америка демонстрирует поразительное массовое падение доверия, ко всем и всему.  Люди не доверяют своим институтам.  Правительству.  Друг другу.  А без доверия общество не может предпринимать никаких коллективных действий.  Например, оказывать друг другу медицинскую помощь,  уход, даже защиту. Остается одна дорога:  ярость, восстание, протесты.”

“Восстания начинаются когда политика отказывает,” сказал Имон. “Мы ирландцы хорошо знаем свою историю. Американская политика совершенно забыла о людях,  разве нет?”

Бен кивнул. “Забыла.  Смотри, у нас этот идиот Борис занялся страной.  Но мы до сих пор пользуемся работающей системой NHS [общественная бесплатная медицина  - ВП]— и т.д.  Это держит нас вместе,  пока еще.   Америка не имеет и этого.”

“Но почему нет,”  спрашивает Клодин.

“Как общество может  иметь равные для всех условия — я имею в виду общественные фонды — если оно разделено, если это апартеид?”

“Но это же было давно?”  говорит Хелен.

“За несколько лет до моего рождения,” сказал я, “То, что называют ‘межрасовый брак’  был все еще незаконным в шт. Вирджиния,  где я рос.  Это было не так давно.  Я еще помню это хорошо.”

“Боже,” сказал Вольфганг.  Все были поражены услышанным.

“Поэтому они поместили тебя в тюрьму  — ор  Кэй?”  Пошутил Бен,  имея в виду мою до боли белую жену.

Я засмеялся. “Смотри.  Когда общество разделено на людей и нелюдей,  одно из очевидных следствий, это общество никогда не сможет иметь общественных фондов.  Вот почему в Америке не развилось то, что вы принимаете само собой разумеющимся — медицинскую систему,  пенсии, образование, достоинство, доходы,  все основные права человека,  собственность.”

“И безопасность это тоже общественный фонд,”- заметил Имон,  думая об Ирландии, возможно. “Черные могут быть убиты без всяких причин, потому что сама безопасность, неприкосновенность человеческого тела,  это предмет общественного фонда.   Американское общество  так никогда и не развилось.”  Да, разговоры в парке действительно стали серьезными. Мне это нравится.

“Все так,” заметил я грустно. “ Америка это антиутопия.  Вы все правы.  Мир так и не смог понять, откуда взялась эта антиутопия.  Из расизма и ненависти.  Из-за отсутствия общественных фондов.  Из-за сползания в бедность, вызванной отсутствием этих фондов.”

“Что ты имеешь в виду?” спросил Вольфганг, хмурясь.

“Ну, посмотри на Германию.  Вы не должны платить астрономические суммы за медицину.  За образование. За уход на пенсию.”

“Конечно нет,” - твердо сказал Вольфганг. “Это все основные права человека!”

“В этом все дело.  Этого никогда не было в Америке. И поскольку этого не было, сейчас американцы платят огромную цену.  Иметь ребенка стоит $50k. Сделать операцию $150k. Дать образование стоит  больше, чем дом.   В результате американцы оказали нищими.”

“Видишь”, сказал Бен. “Я говорил. Тупые.”

“Ах,” сказала Клодин, “Ты  имеешь в виду, что виноват расизм,  что они никогда не думали о правах человека для всех,  поэтому не строили  системы, подобные нашим в Европе,  а сейчас  оказались бедными, потому что ни у кого нет  ни медицинской системы, ни пенсий, ничего?”

“Именно так,” - сказал я.

“Но почему они не думали об общественных фондах как основных правах человека — “ спрашивает она, все еще в недоумении.

“Потому что они расисты,” - говорит Вольфганг. “В этом все дело.  Расизм как -  проклятие . Американцы никогда не развили общественные системы, которые есть у нас в Европе, потому что считали, что черные и другие цветные не заслуживают медицины, пенсий и даже безопасности.  В результате все общество оказалось бедным.”

“Это ”,  говорит Хелен, менеджер, причина того, как бизнес также может  коллапсировать. Недоинвестиция.  Если я не буду инвестировать, то что я заработаю завтра?  Если я не обеспечу самым необходимым своих сотрудников,  т.е.  подготовкой, безопасностью или пенсиями, то какую компанию я построю?  Очень шаткую.”

“Правильно,”  говорит Имон. “Вы должны инвестировать. Мы учимся этому в Ирландии с трудом.  Американцы этого не понимают,  потому что расисты.”

“Я говорил”, –  Бен качает головой. “Тупые!”

“Ну, все сложнее,”  говорит Вольфганг.

“Нет,”  возражает Бен. “Американцы тупые. Расизм и фанатизм это тупость. Разве расизм это не тупость ?”

Вольфганг что-то бурчит. Клодин хлопает.  Бен победил в споре.

“Вы ребята спрашиваете,” говорю я , “Что происходит с Америкой?  Ответ прост, но он же и сложен.  Американцы никогда не видели в других человеческие существа. Просто предметы или -  может быть рабов.  Как из этого может получиться слаженное общество?  Первородный грех Америки приведет к ее коллапсу в конце концов. Общество, которое дегуманизирует  себя никогда не признает человеческих прав, общественных фондов, общественного договора.  Каждый окажется бедным в конце.  Отчаяние и страх ожидают общество в самом конце — даже для избранных.”

“И мы знаем, что происходит в этом случае,” говорит мрачно Вольфганг. “Фашизм.  Вы рассказываете нам историю Веймарской республики.  Люди становились все беднее,  они отчаялись,  пришли демагоги, нашедшие козлов отпущения, ответственных  за все проблемы.”

“Тупые,” сказал Бен.  И все засмеялись.  Нам нужно было расслабиться.

“Это именно моя история,”  я кивнул. “Америка сегодня очень напоминает Веймарскую германию.  Ненависные козлы отпущения не евреи — т.е. не только евреи, я думаю.  Но черные, которых убивают без причины.  Многие американцы думают, что они должны опять быть рабами, по большому счету.  Но они не понимают, что  — “

“Общество из рабов и хозяев не может быть справедливым,” говорит Бен.

“Вау, Бен,” говорит Клодин,  в восторге от его внезапно выраженной  элегантной мысли.   

Все засмеялись.

Мы стали друзьями здесь, стоя вместе каждый день, друг с другом,  на этом маленьком зеленом клочке парка, посреди великого старого города поэтов, королей и революционеров.  Подошел вечер.  Время идти домой ужинать.  Или остались еще вещи, которые надо сказать друг другу, узнать  от других?

Собаки бегали по кругу вокруг нас,  хвосты вилялись,  пасти радостно открывались. Снова весна.

И я подумал, что никогда, ни разу,  не  испытывал  в Америке такого странного, прекрасного, тихого чувства товарищества, равенства, свободы, красоты, мягкости, в  окружавших меня людях,  как в этом небольшом для выгула собак лондонском парке.   Америка была страной, которая никогда не понимала, что такое дружба. Никто и не хотел знать и понимать, не говоря уже о том, чтобы улучшить жизнь другим, мечту, измениться.  Дружба.  В самом глубоком и истинном и простейшем  смысле, существующим здесь на клочке зеленой травы,  между незнакомцами,  которые стали друзьями.    И неудивительно,  что мир сегодня замер, наблюдая как Америка спускается в массовую смерть, хаос, пожар, безумие, и ужас.

Никто из моих друзей не горевал по поводу Америки. Они просто хотели понять, почему все случилось.  Понять, чтобы никогда не повторять таких  ошибок.


*  *  *

[Комментарий ВП.  Мне грустно было читать Умара. Я немного знаю парки Лондона, как там хорошо, спокойно, дорожки не асфальтированы,  покрыты мягким гравием.  Дети и собаки бегают по траве. Взрослые или читают, или загорают.  (Это было конечно, до пандемии).

Сегодня мир другой. Но я уверен, что лондонцы будут  держаться за свои парки (и собак) до конца.   В Америке я не был, и меня туда не тянет. Хотя там есть замечательные парки тоже. Но бездушных городов больше.
 
В российско-украинской официальной прессе  я наблюдаю за реакцией на «восстание масс».  Отношение скорее испуганное (как бы такое у нас не случилось), но по разным причинам.  В России (и в Украине), все еще надеются на контакты с Трампом, поэтому  боятся его ухода.

Восставшие характеризуются как «плебс», маргиналы,  и   прочая нечисть.  Один из  украинских комментаторов приводит в качестве примера «аналитику» расиста,  «интеллектуала-генерала» Джона Глабба, по-видимому, во всем соглашаясь с ним. По мнению этого расиста, Америка разваливается из-за (цитирую):
 
1) Притока иммигрантов.   (Когда такое было ?! Америка построена на иммигрантах !)
2) Моральной распущенности, отказе от базовых моральных ценностей, а именно

- признание нормой однополые браки,  распад классический семьи (А что другие семьи не распадаются ?)
- обучение сексуальной культуре в школах (Совершенно недопустимая вещь)
- героями общества становятся не воины, ученые, инженеры или подвижники, а шоумены, артисты, спортсмены, порноактрисы.  (То есть, белая мачо-культура уже не в почете)
-  культивируется показная сексуальность  (Что это такое не ясно)
- дурь феминизма (Хамское определение среди мужчин-шовинистов)
- резкое усиление влияние женщин во всех сферах общественной жизни и в первую очередь в политике. Джон Глабб аргументировано описывает пагубное влияние женщин на политику. (В чем пагубное влияние проявляется, не говорится)
- постоянный удельный рост числа людей страдающих алкоголизмом, наркоманией, половыми болезнями (каждый третий взрослый), расстройствами психики и т.д.  (А как у нас с этим ?)
-  широкие и экономически неоправданные (!) социальные программы. Джон Глабб называл это "блажью" богатых империй  США погрязли (?!) в своих многочисленных программах помощи разного рода меньшинствам, иммигрантам, бедным и т.д. По сути, сейчас США ускоренно двигаются к социализму с его бесплатными услугами на медицину, образование и т.д. ( это, наверное очень плохо, по мнению украинского
комментатора) которые не знают куда девать деньги. 

Компания дезинформации по поводу выступлений Движения BLM в Америке против насилия ведется с размахом в России, Поразительно, что украинский комментатор подхватывает дезинформацию у своего  политического врага.

Украина, после 2014 г.,  фактически имитировала  американскую политику и экономическую модель с подачи американских друзей.  Это находится в вопиющем противоречии с первоначально декларируемой ориентацией на Европу. Порошенко и те, кто поставил его, плохо представляли изначально, что собой представляют "европейские ценности",  а именно, то,  что Европа основывается на принципах народовластия, а не на горстке олигархов, подчинивших себе государство.  Война с Россией, отход от демократических принципов,  ожесточили страну и вызвали рост насилия, немыслимый в прошлые годы.  Преступления со стороны полицейских, не сходят со страниц новостей. Но население, так активно проявившее себя против ненавистного Януковича, сегодня со всем смирилось.  И ни слова жалости или негодования  по поводу смерти какого-то там  негра. Где-то там в Америке. ]


*  *  *

Umair Hague
America is a Dystopia

https://eand.co/america-is-a-dystopia-278e9cbacc79


Рецензии