Записка на тот свет

          Приближалось 6 июня 1937 года. Сейчас эта дата ничего никому не говорит.
          Начальник Управления Уполномоченного Совета народных комиссаров СССР по охране военных и государственных тайн в печати (проще говоря Главлит) Сергей Борисович Ингулов находился в размышлении. Человек он был по тем временам заслуженный, еще в годы гражданской войны возглавлял Одесский губком Коммунистической партии (большевиков), являлся членом коллегии Одесской ЧК. После окончания гражданской войны — на руководящей партийной работе. Был ответственным секретарем «Литературной газеты», «Учительской газеты», «Нового мира». Его учебное пособие «Политграмота» разошлось миллионными тиражами и до сих пор предлагается к покупке в Интернете. На всех занимаемых постах он оставался яростным пропагандистом новой власти, некоторые из литераторов того времени даже окрестили его «литературным палачом». Ни одна книга, ни одна газета не могла быть пропущена в печать без его дозволения.
          А проблема заключалась в следующем: возглавляемое им цензурное Ведомство было создано 6 июня 1922 года, то есть в этот день Конторе исполнялось ровно 15 лет, и в ее работе, по  мнению Ингулова, были определенные и немалые достижения. За это время удалось не допустить выхода в печать ряда как откровенно антисоветских материалов, так и вредных деструктивных брошюр. Чего стоит одна только направленная уже в набор книга в Сельхозиздате в 1933 году о необходимости и своевременности создания т. н. «трупных совхозов», то есть организации производства из человеческих тел мыла, моющих веществ и других промышленных товаров. Причем таких диких и  безумных трудов в ту эпоху хватало.
          Мысль пришла сама собой — подготовить  докладную записку в ЦК ВКП (б), в первой части показать все достижения возглавляемого им Ведомства, затем в качестве предложений  приложить  список руководящих сотрудников Главлита в числе 53 человек для награждения и 6 июня провести торжественное юбилейное мероприятий с праздничным банкетом для чего выделить из госказны 260000 рублей.               
          Все было так и сделано, записку С.Б.Ингулов официально направил в ЦК ВКП (б) и стал ждать результатов. До И.В. Сталина документ не дошел, но попал к Председателю Совнаркома того времени В.М.Молотову, который посчитал «такое мероприятие нецелесообразным и вредным».               
          Таким образом юбилей Главлита прошел тихо и незаметно, денег на праздничный банкет не выделили... Вместо этого вскоре в СНК и ЦК ВКП (б)  поступила уже другая записка «О положении в Главлите», где содержится крайне негативный отзыв о Ведомстве, которое засорено  «почти установленными шпионами» и прочими антисоветскими элементами. Это был конец...
          В конце 1937 года  выходит Постановление ЦК ВКП (б) о снятии Ингулова С.Б. с работы как «не оправдавшего политического доверия». Естественно, как было тогда принято, последовал и его арест, а список его связей из числа саботажников следователям и не надо было даже составлять, ведь можно было брать любого из  представленных к награждению. 3 сентября  1938 года Ингулова С.Б. расстреляли, а в 50-е годы его, как и многих других, реабилитировали (посмертно),  какой-либо вины за ним не нашли.               
          Что можно сказать по этому поводу: грустная история, каких в то время было тысячи. Хочется сказать, что здесь кажется подходящей крылатая фраза: «революция пожирает своих детей», но точнее все-таки будет другое «революция сожрала своего  пропагандиста».


Рецензии
Современные сталинисты мечтательно думают, что эта трагическая участь их не коснется... В этой слепой уверенности ждёт их крупное разочарование в тотальной закономерности... С уважением!

Владимир Пащенко 1   02.01.2021 11:01     Заявить о нарушении