44 Отцы трагедии и комедии

       Из удовольствий наиболее приятные те, то случаются наиболее редко.
                (Демокрит)


- Андрей, как ты думаешь, что это такое?
- Какая-то большая медная пуговица.
- Не угадал! Это, говоря по-современному, билет в театр. Такой жетон называется обол.
- Значит, мы попадём в греческий театр! А почему у тебя в руках ещё и подушка? Там что, может стать так скучно,что захочется спать?
- Не принижай священного театрального искусства, Андрей! Подушечка нужна, чтобы сидеть. Ведь в древнем театре были каменные скамьи. А спать не захочется - мы познакомимся с лучшими пьесами.
- А зачем там нужна еда? Кормить актёров?
- Актёрам заплатит государство, а еда нужна нам - представление продлится очень долго.
1. Возникновение театра в Греции.
  В V веке до нашей эры у эллинов достигает расцвета искусство театра. Само это слово - греческое, оно означает "зрительское место".
Вопросы: Вспомните, на каких праздниках в Афинах появилась игра актёров. При каком правителе это было?
  Драматические представления стали вершиной самовыражения граждан Эллады в это время. Актёры перевоплощались в героев мифов, исторических или современных государственных деятелей, а зрители, переживая, думали вместе с ними о законах жизни. С началом классического века в Греции к одному актёру прибавился его собеседник. Они играли на скене(то есть сцене)- первоначально площадке у палатки для переодевания. На круглой орхестре перед ними пел хор. Вскоре в Афинах и других городах были построены деревянные, а затем и каменные ряды для зрителей, расположенные на склоне холма амфитеатром, имеющим вид полукруга.
Вопрос: Для чего так было сделано?
  Орхестру вымостили плитами, а скене превратилась в помост перед зданием с выходами для актёров, заменявшим декорацию. В Афинах театр Диониса расположился под стенами Акрополя.
  Представления на мифологическую, реже героико-историческую тему получили название трагедий("песнь козлов") - это название появилось ещё тогда, когда изображали в основном сказания о Дионисе с сатирами в козлиных шкурах. После трагедий смотрели комедии ("песнь весёлой толпы")- сценки из современной жизни, в которых вышучивали последние события и известных людей.
2."Школа для взрослых"
  Обычно театральные представления шли два или три дня весной,во время Великих Дионисий. Поэты-драматурги специально к ним писали новые пьесы и сами ставили их, набирая актёров, в то время - свободных людей. Устраивали представления специальные лица - хореги за счёт государственных средств.
  Представления проходили в театре с утра до вечера. Зрителями были все мужчины-граждане, рабы присутствовали только как прислуга. Иногда на представление уже известных трагедий допускались женщины, но комедии им воспрещалось смотреть, так как считалось неприличным, когда женщины смеются над мужчинами. Женские роли также играли мужчины. В первом ряду сидели должностные лица полиса, присуждавшие венки за победу лучшему драматургу.  Ставились статуи самых любимых народом авторов, их стихи, уже прозвучавшие на сценической площадке, заучивали наизусть. Недаром эллины называли театр "школой для взрослых".
Вопрос: Что общего в Греции было в порядке проведения спортивных игр и театральных представлений?
  В огромной чаше театра была прекрасная акустика, и каждое слово актёров и хора хорошо слышали даже в задних рядах. Для того, чтобы быть хорошо видимыми сзади, актёры носили обувь на высоких каблуках-котурнах. Пьесу играли в масках с прорезями для глаз и рта - актёр, по представлениям того времени, должен был полностью принять обличье другого человека, чтобы играть его роль, даже "сменить лицо". Комические маски напоминали весёлые шаржи.
3. Первый "отец трагедии" - Эсхил.
  Современники считали, что трагедию как театральный жанр,по существу, создал афинянин Эсхил(525-456 г.г. до н.э.).
Вопрос: О какой трагедии Эсхила уже говорилось в учебнике? Чему она посвящена?
  Кроме "Персов", посвящённых событиям, в которых автор участвовал, как воин, Эсхил написал много трагедий на сюжеты мифов. Их сюжеты разворачиваются степенно, с участием богов и полубогов, активно действует хор. Свой возвышенный слог определил сам драматург, назвавший свои произведения "крохой, упавшей с гомеровского стола". Особый успех выпал трилогии Эсхила "Орестея". Сохранилось полностью лишь семь его трагедий, в том числе "Прометей прикованный".
Задание: Попробуйте сами сказать, о чём эта трагедия.
  Герой - Прометей, благодетель людского рода, всё представление прикован к скале, неся наказание, присуждённое ему Зевсом. Хор нимф-Океанид сочувствует титану, но призывает его смириться перед властелином мира. Но Прометей непреклонен. Он хранит тайну возможного свержения власти Зевса и бросает в лицо его посланнику Гермесу:
                Ни казни нет, ни хитрости, какой
                Меня заставит Зевс сказать о тайне,
                Пока позорных уз не разрешит.
                Так пусть же молнией разит,
                Подземным громом пусть гремит,
                Смешает небо в белокрылую метель -
                И все до основанья уничтожит:
                Меня не сломит он, и не скажу я,
                От чьей руки он потеряет власть.
  Последние годы жизни прославленный драматург прожил в Сицилии. Легенда связала его смерть с "Прометеем": в его голову будто бы клюнул орёл, приняв лысину за панцирь черепахи. Так будто бы Зевс "отомстил" Эсхилу.
Вопрос: Как вы думаете, возможно ли такое по своим мыслям произведение, как "Прометей" было во времена Гомера или Гесиода? А почему оно стало возможно в V веке до н.э.?
4. Человек и рок в трагедиях Софокла.
  Когда умирал Эсхил, славу первого драматурга Афин уже принял Софокл(496-406 г.г. до н.э.). Как вы знаете, он был близок к Периклу; Софокл выполнял ряд государственных поручений, даже возглавлял морскую экспедицию. До нас также дошло лишь семь его трагедий. Их героем во времена наибольшего процветания Афин стал гармонический человек, верный высшим моральным принципам. Такова Антигона, нарушающая запрет царя Креонта хоронить одного из своих погибших братьев, потому что он был врагом государства. Она говорит царю, приказавшему её арестовать:
Казни меня - иль большего ты хочешь?
Но есть ли для меня превыше слава,
Чем погребенье брата моего?
Один закон Аида - для обоих.
Я рождена любить - не ненавидеть.
  Креонта не поколебал даже его сын, жених Антигоны Гемон. Тогда старый прорицатель решительно осуждает действия царя и грозит ему возмездием за нечестивость и произвол. Креонт спешит освободить Антигону, но поздно: она умерла от горя в темнице, покончил с собой Гемон, не смогла жить, услышав об этом, и его мать, жена царя. Креонт с горя обезумел.
  В жизнь человека у Софокла вмешиваются уже не боги, а рок - судьба:герой другой знаменитой трагедии, отец Антигоны подкидыш Эдип, будучи правителем Фив, узнаёт во время эпидемии чумы, что несчастье на город навлёк он сам, не зная о том, что убил отца и женился на матери.  Эдип, ещё в начале пьесы самонадеянный, ослепляет себя и добровольно оставляет власть.
Вопрос: Трагедия "Эдип-царь" поставлена в 429 г. до н.э. Намёки на какие события видели в ней афиняне?
5. "Трагичнейший из трагиков".
  Младшим современником Софокла был третий из великих трагиков - Еврипид, или Эврипид(484-406 г.г. до н.э.). Предание связывало всех троих драматургов: Эсхил сражался в Саламинской битве, Софокл пел в хоре, приветствовавшем победителей, а Еврипид в тот день родился на Саламине(на самом деле на четыре года старше).
  Аристотель через много лет писал:"Софокл изображал людей такими, какими они должны быть, а Еврипид - такими, какие они есть". Расцвет его творчества пришёлся на годы войны Афин со Спартой, и это наложило отпечаток на тревожные настроения Еврипида. Мифологический сюжет для него - лишь обрамление для показа жизни обычных людей, включая женщин, детей и рабов. Хор почти не вмешивается в действие с тремя-четырьмя актёрами одновременно. На сцене Еврипид впервые показал болезнь, сон, смерть. Часто он не в силах разрешить драматические столкновения персонажей, и тогда сверху спускается "бог из машины".
Вопрос: Как вы могли бы назвать Еврипида как драматурга?
  В поздние времена особенно оценили трагичность, в полном понимании этого слова, пьес Еврипида, остроту характеров героев, жизненную достоверность действия. Уцелело целых 18 его произведений. При жизни же многие в Афинах не признавали именно этих сторон его творчества, говоря, что он портит людей, и Еврипид незадолго до смерти уехал в Македонию - царство севернее Греции, где был открыт театр в подражание эллинской культуре.
  Страдающие, мучающиеся, мятущиеся персонажи трагедий Еврипида - Медея, Федра, Андромаха, Ион, Ифигения и позднее воплощались на  сцене в театральных произведениях.
6. Комедии Аристофана.
  От греческой комедии V века до н.э. до нас дошли только 11 пьес Аристофана(446-387 г.г. до н.э.). Комедиограф откликался на всё, что волновало его земляков-афинян: войну со Спартой, подкуп народа выборными лицами, споры философов и поэтов. Простой крестьянин летит на навозном жуке, чтобы освободить богиню мира, так нужного земледельцам(комедия "Мир"). Два демагога - "вождя народа" распинаются в обещаниях благополучия для Аттики, а сам Демос - народ изображён как безвольный старик("Всадники").
Вопрос: Как повлияла эта комедия на современное значение слова "демагог"?
  Рассказывают, что во время представления "Всадников" военачальник Клеон, высмеянный на сцене, встал. Все замерли, и вдруг Клеон...захлопал, что вызвало всеобщий восторг.
Вопрос: Объясните на этом примере, чему учились эллины в "школе для взрослых".
  В комедии "Птицы" хор изображает птиц, строящих под руководством хитрого афинянина Пифетера город между небом и землёй. Птицы перехватывают дым от священных жертв богам, и сам Зевс вынужден заключить договор с Пифетером, отдав за него замуж дочь - прекрасную Басилею. Хот радостно поёт:
Венок побед, венок тебе,
Победителю богов!
  В комедии "Плутос"("Богатство") Зевс и другие боги и вовсе нанимаются в услужение к богачу, влияние которого оказывается сильнее власти обитателей Олимпа. Сами боги у Аристофана символизируют людские пороки: обжорство, глупость, жадность. Впрочем, комедия в Афинах вышучивала всё и вся: и Сократа, открывшего "мыслильню", и  важно выговаривающего свои стихи Еврипида.
Вопросы: Почему именно в Афинах достиг своей вершины театр? А возможен ли был театр, например, в Персидском царстве? Назовите то, что пришло в современный театр из древнегреческого.

На полях:

       Песня хора старейшин из трагедии Софокла "Антигона"
  Эта песня - гимн человеку, могущество которого может быть ограничено лишь неправильным поведением, о чём, с намёком на Креонта, говорится в конце песни. Хор называет себя в единственном числе, потому что он воспринимался как единый персонаж трагедии.

Строфа I
В мире много сил великих,
Но сильнее человека
Нет в природе ничего.
Мчится он, непобедимый,
По волнам седого моря,
Сквозь ревущий ураган.
Плугом взрывает он борозды
Вместе с работницей;лошадью,
Вечно терзая Праматери,
Неутомимо рождающей,
Лоно богини Земли.
Антистрофа I
Зверя хищного в дубраве,
Быстрых птиц и рыб, свободных
Обитательниц морей,
Силой мысли побеждая,
Уловляет он, раскинув
Им невидимую сеть.
Горного зверя и дикого
Порабощает он хитростью,
И на коня густогривого,
И на быка непокорного
Он возлагает ярмо.
Строфа II
Создал речь и вольной мыслью
Овладел, подобной ветру,
И законы начертал,
И нашел приют под кровлей
От губительных морозов,
Бурь осенних и дождей.
Злой недуг он побеждает
И грядущее предвидит,
Многоумный человек.
Только не спасется,
Только не избегнет
Смерти никогда.
Антистрофа II
И, гордясь умом и знаньем,
Не умеет он порою
Отличить добро от зла.
Человеческую правду
И небесные законы
Ниспровергнуть он готов.
Но и царь непобедимый,
Если нет в нем правды вечной,
На погибель обречен:
Я ни чувств, ни мыслей,
Ни огня, ни кровли
С ним не разделю!

 
                Из трагедий Еврипида
               Фрагмент из трагедии "Беллерофонт"
На небе боги есть... Так говорят!
Нет! Нет! Их нет! И у кого крупица
Хотя бы есть ума, не станет верить
Сказаньям старым. Чтоб моих вам слов
Не принимать на веру, докажу вам.
Тиран людей без счёта убивает
И грабит их добро; клятвопреступник
подчас опустошает целый город,
Злодействуя, - и всё ж живёт счастливей
Безгрешного, покоем наслаждаясь
И без заботы проводя свой век.
Богобоязненных, но очень слабых
Немало мне известно городов:
Они дрожат, подавленные силой
Других держав - могучих, но безбожных.
       Фрагмент из трагедии "Умоляющие"("Просительницы")
                Уверенность слепая,
                Вздымая дух, сгубила не один
                Уже народ.
                Когда в собранье люди
                Решают, быть войне или не быть,
                Никто себя не чает мертвым, вражьи
                Лишь грезятся нам трупы. Если б смерть
                В собраньях появлялась, так Эллада
                Не гибла бы, быть может, как теперь,
                В безумной жажде браней.
                Всякий знает,
                Что хорошо, что дурно. Кто б из двух
                Вещей не выбрал лучшей? Отчего же
                Упрямо в толк никак мы не возьмем,
                Насколько мир войны прекрасней, музам
                Любезный мир и ненавистный ада
                Исчадиям; и златом и детьми
                Богатый мир. А мы заводим войны,
                Порабощаем слабого, мужи -
                Мужей и города - друг друга.

                Куплеты из комедии Аристофана "Птицы"


Рецензии