Выбор

Шел по большому городу человек. Был поздний летний вечер, после жаркого дня веяло приятной прохладой. Много света – фонари, реклама, музыка из окон, а человеку не радостно. Не то, чтоб что-то случилось – нет, все, как обычно, без событий… Хотя в этом-то все и дело. «Скучно, однообразно я живу», - эта мысль, как гвоздь,  сверлила голову Валерия. А ведь какие надежды подавал! Учитель рисования так и говорил всему классу: «Люблю я Валерку, ну, просто люблю! Какая точная рука, какие композиции, какие оттенки! Может, не Леонардо, но перед нами, ребята, будущий Репин!» А потом что-то произошло, и у него пропало желание рисовать. Не мог смотреть на кисти. Мольберт отнес в сарай.
 
Мать Валерия, видя, как талант на ее глазах засыхает, не в силах вернуть любовь к рисованию, решила пойти другим путем – благо, еще возраст позволял. И уговорила свою родственницу взять Валерку в музыкальную школу. Правда, скрипку и фортепьяно он уже пропустил, но на народные инструменты брали. Из предложенного списка маме почему-то очень нравилась мандолина. Она ассоциировала ее с Шекспиром, романсами под балконом и гондольерами. Самому Валерке было все равно, просто он не хотел быть ущербным (так мать называла тех детей, которые, кроме школы, никуда не ходили). Хотя в душе страшно завидовал их свободе.

Мандолина теперь звенела в квартире по утрам и вечерам, мама подпевала - почему-то только гласными - одной ей известные романсы, закатывая глаза. Казалось, все шло хорошо. Но однажды их класс повели на симфонический концерт. Ребята, зная, что Валерка играет, стали допытываться, где в оркестре мандолина. Ее не было. «Вот так инструмент, в оркестре его нет. Где же на нем играют? – смеялись одноклассники. Больше Валера инструмент в руки не взял, несмотря на уговоры и даже истерики со стороны матери.

«Что же я все растерял? Были же таланты!... А сейчас я кто – низший клерк в заштатной конторе. Ни денег, ни нормальной работы, ни женщины… Да кто на меня посмотрит…», - и унижение, словно удавка, душило горло.

Конечно, есть счастливчики, которые рождаются под счастливой звездой – им с рождения везет. Но ведь есть и такие, которые с детства из себя ничего не представляли, а потом вышли в люди. И в какие люди! Вот бы найти палочку волшебную или самого волшебника встретить… Он бы попросил сделать его Леонардо. Или Моцартом. И тогда – слава, деньги,  успешная жизнь!

Валерий так размечтался, что чуть не столкнулся с компанией, которая, выйдя из дорогих машин, шумной стаей направлялась в открытые двери ресторана. Женщины в длинных шелковых платьях, мужчины в смокингах, запах духов, громкая музыка… «Нефтепром! С юбилеем!...», - услышал Валерий. Как зачарованный, повернулся к огромным стеклянным окнам: красивая молодежь со вкусом и наслаждением отдыхала, пела и танцевала, пила дорогое вино, веселье просто выплескивалось наружу…

Валерий опустил глаза и в темной нижней части окна увидел себя, точнее, свою серую тень, одинокую и несчастную. «Почему, ну почему?... Вот если бы я был известным, талантливым – я бы тоже был среди них… Вечный праздник, веселье, беззаботность…».

Он полез в карман за сигаретами. Курил редко, ненавидел табачный дым, но когда становилось совсем противно – закуривал. Сигареты нашел, а вот зажигалки не было.

«Огонька? – услышал он рядом. Незнакомый человек протягивал ему зажигалку. Валерий закурил и поблагодарил. Незнакомец не торопился уходить. Стояли рядом и смотрели в ресторанные окна на чужой праздник.

«Я не ошибаюсь? Вы недавно хотели встретить волшебника?» - мягкий голос прозвучал, как в сказке. «Я продолжаю мечтать, - подумал Валерий. – Или сплю?».
 
 - Я могу помочь вам стать тем, кем вы хотели, - продолжал голос незнакомца.

- Откуда вы знаете, кем я хотел быть?

- Не хочу вдаваться в подробности, да они и не важны для вас. Главное – знаю.

- А за что мне такой подарок? – Валерий точно знал, что он не герой.

- Может, и не герой, но хорошее дело сделали.

Валерий стал напрягать память, но ничего подходящего в голову не приходило. Старушку через дорогу не переводил, взаймы никому не давал…

- Вы, наверное, меня с кем-то спутали.

- Нет, не спутали. Вы сегодня задержались на работе. Почему?

- Пришлось документы принять от курьера и оформить.

- Вот. Вы могли сказать, что рабочий день кончился, и уйти. Но не ушли. А знаете, что случилось бы, если бы вы не вернулись?

- Что?

- Курьер – молодой человек, находится на испытательном сроке. Если бы вы не взяли документы – его бы уволили. А у него семья – жена и маленький ребенок. И кредит. Без его зарплаты они не смогли бы оплатить кредит – банк отобрал бы квартиру. Жена ушла к матери, а бывший курьер – в общежитие, где связался бы с плохой компанией…

- Выходит, я спас целую семью… Непреднамеренно. Это даже смешно.

- Да, так бывает. Люди не отдают себе отчета, что каждый их поступок – даже самый незначительный – может перевернуть чью-то жизнь. А сегодня звезды сошлись очень редким образом: добрые дела отмечаются особо.

- Кем?

- Это вам знать не обязательно. Да ведь это и не главное.

- Значит, я заслужил… Ну и кем вы можете меня сделать?

- Леонардо да Винчи. Или Моцартом. Вы можете получить в дар талант. Или что-то другое. Одно любое ваше желание исполнится, как я и обещал. Так сошлись звезды.

Валерий внимательно посмотрел на мужчину. Ничего примечательного. Смотрит серьезно. Не шутит, это видно. Волшебник? Но я же взрослый, давно не верю ни в Деда Мороза, ни в домового. 

- Дело ваше – верить или не верить, - собеседник читал мысли. - Но, наверное, лучше попробовать воспользоваться моим предложением. Вы ведь ничего не потеряете. Если убедитесь, что ничего не произошло, – просто посмеетесь.
 
- В самом деле, если он меня дурачит – посмеюсь над ним, - подумал Валерий.

- Так кем вы хотите быть – художником, как Леонардо, или музыкантом, как Моцарт? Или?...

Валерий задумался. Представил, что достает из сарая мольберт, находит кисти. Вот он стоит перед картиной, весь в красках и растворителе… Раз он будет рисовать – значит, картины нужно продавать. А если не купят?...На что жить? Художники часто спиваются…

А если музыкантом? Ну, конечно, не на мандолине. Он сидит за фортепьяно, во фраке, концерт в огромном зале… Репетиции с утра до вечера, руки ломит, специальная гимнастика… Гастроли. Самолеты – поезда, разговоры о музыке, богема, скука…

Мысли героя отражались на лице незнакомца, он постепенно как бы худел, лицо его становилось все грустнее.
 
 - Вы не хотите? Не хотите изменить свою жизнь? Но ведь вы только об этом и мечтали!

- Да, мечтал. Я мечтал быть счастливым, а не рабом около мольберта или фортепьяно.
 
- Если для вас счастье – это успех, то ведь успех не возникает из ничего, он достигается трудом.

- А вот эти – они тоже достигли трудом? – Валерий кивнул в сторону ресторана. – Просто им повезло. С помощью родных – знакомых они попали в нужное место – и счастливы! Я тоже туда хочу! – выкрикнул Валерий. – Я не хочу быть гением – хочу счастливчиком!

Незнакомец совсем осунулся. После паузы сказал:
-  Ну что ж. Я выполню свое обещание.

И в ресторанном зале прибавилось еще на одного счастливого человека.

Ангел грустно вздохнул:
- Опять не гений. Уже в который раз… А ведь его имя могло остаться в веках, им гордились бы целые страны и народы… Но только через труд. Да, тяжкий. Но ведь цель того стоит. Или нет? Господь, вразуми меня. Мои поиски бесплодны? Это дьявол так изменил природу человека, что он больше не хочет трудиться, а мечтает только о наслаждениях?

И ответил себе:
- Нет, человек всегда был волен выбирать. Бог дал ему такую возможность. И он выбирает. Сам.    


Рецензии