История одного штрафа

Был месяц май. Как-то в субботу после обеда, осатанев от работы и интернета, я поехала в горы. На одном из поворотов горного серпантина между двумя деревнями мне попался на пути цветочный магазин, большая часть которого находится под открытым небом - что-то среднее между оранжереей, фермой и магазином. Там можно купить все, от фиалок и петуний до кипариса или цитрусовых.

Остановилась, набрала себе цветов и трав. Узнала, что карри - это растение, а не смесь специй. Меня познакомили со всеми местными котами и котятами, угостили белой шелковицей прямо с дерева (самообслуживание :)).

Пока я ее ела, хозяева сложили мои покупки в коробку. Хотела расплатиться, и тут оказалось, что карточки они не принимают, только наличные. Нонсенс для Кипра, и тем более сейчас, когда все стараются даже за бутылку воды расплатиться contactless.

Я сказала, что поеду на поиски банкомата, и пошла в свою машину. Владелец, такой колоритный деревенский житель с небесно-голубыми глазами, бронзовый от солнца, с копной диких кудрей - кажется, он не в курсе, что парикмахерские уже открылись - окликает меня:

- Эй, ты куда?

- Поеду поищу банкомат в деревне. Если не найду, заеду на неделе

- Забирай свои цветы

- Но я же не заплатила

- Завезешь деньги, когда сможешь

- Я из Никосии, тут нечасто бываю

- Говорю же, когда сможешь, привезешь

Ну, раз так, я забрала свои цветы и поехала дальше мародерствовать по деревням: черешня, шелковица двух видов, мушмулла, ежевика, розмарин, чабрец, базилик, мята...

На следующий день я снова поехала в горы - завезти 12 евро за вчерашние цветы.

Захожу во двор, он с работниками выгружает из большой машины коробки с растениями

- Привет, Ксениос- Привет. Ты чего?- Привезла деньги- Из-за этого ехала из Никосии? Я же сказал, когда сможешь- Я бы все это время думала, что вдруг ты подумаешь, что я не привезу- Вам там в Никосии больше делать нечего, слишком много думаете- Есть такое ))Прошли внутрь, отдаю ему купюру в 50 евро, он мне сдачи 40.- Я тебе 12 была должна- Все в порядке. Пусть цветы тебя радуют долго- Спасибо, Ксениос

Хотела добавить, что из-за таких людей, как он, я так люблю Кипр, но постеснялась.

Поехала дальше, от души набродилась по чудесной деревушке Какопетрия, сделала 100500 фоток, чуть было не получила булыжником по голове от дедульки с деменцией, благодаря этому познакомилась с его соседкой, чудесной бабулькой по имени Афинула, но это уже другая история ))

Еду домой, играет у меня что-то прекрасное в машине вроде "я готов целовать песок, по которому ты ходила", я пою вместе с Маркиным во весь голос, мне хорошо и радостно. И тут мой прекрасный вечер прерывает полицейский патруль с радаром. Что называется, подстрелили на взлете.

Оказывается, я проезжала по территории деревни (хотя дорога там не отличается от трассы). Максимальная скорость там - 50 км/ч (но до 65 не останавливают). Я ехала на скорости 85. Это больше 100 евро и 2 штрафных балла на 3 года. Мда, съездила отдать долг...

Пожилой полицейский в маске заносит в свой компьютер мои данные. ID? Адрес? Профессия?

- Есть штрафные баллы?

ААА как правильно ответить на этот вопрос? Скажу, что есть, он скажет: "Ага! Так ты Шумахер-рецидивист! Постоянно нарушаешь!".

Скажу, что нет, влепит мне, чтобы были.

Я честно сказала, что не помню.

- Имя отца?

- Михаил

- Имя матери?

- Римма

- Рим?

- Римма

- Ри?

- Ро, йота, ми, еще раз ми, альфа (спеллинг греческими буквами)

- Вы армяне?

- Да, а как вы поняли?

- По акценту

Мне впервые за последние 10 минут стало весело. Я знаю по-армянски слов 10 и молитву "Отче наш". Не думаю, что это как-то повлияло на мой прононс на всех остальных языках

- У тебя и фары не в порядке

- Я знаю, контакты отходят

- Отвези к электрику

-Я возила в прошлый четверг, сделали, а теперь, видно, опять отошли

- Пусть муж найдет другого

- У меня нет мужа

- А дети?

- Дети есть

- Сколько?

- Двое

- А семья твоя здесь?

- Нет, в России

- Так ты армянка или русская?

- Я армянка из России

- Я думал, из Греции. Хмм.. Слушай, ну ладно, я тебе напишу 20 евро, это нормально?

- Чего нормально?

- Ну, штраф, нормально 20 евро?

О_о

- А что, у меня есть выбор?

- Ну, у тебя выходило 105 евро, но я тебе написал меньше... Только ты больше так не гоняй. Штрафных баллов я тебе начислять не стану

ОМГ он вообще настоящий?

- Я даже не знаю, как вас благодарить...

- Ты, главное, почини свои фары и будь осторожна

- Да, конечно. А вы из этой деревни?

- Я из Кораку, а моя напарница, Анна, из Эвриху

- Ой, я там была вчера и сфоткала все, что можно, буду писать для своего СМИ. У вас там такая красота!

Полицейский расцвел - это было заметно даже под маской

- Анна! Иди сюда! Тут у нас журналист, напишет про наши деревни!

Подошла Анна, милая кудрявая женщина примерно моего возраста. Они наперебой начали мне рассказывать про свои деревни, этимологию местных топонимов, всякие интересные места, церкви...

Позвонили мухтарисам - так называется глава деревенской общины, происходит от турецкого слова "мухтар" - наверное, означает что-то вроде "главный", точно не знаю, у меня ассоциация с собачьей кличкой).

Мухтары начали мне рассказывать про их чудесные деревни, колодцы, мельницы, музеи, приглашать в гости...

Оказывается, Анна учила русский в полицейской академии, мы немного поговорили с ней по-русски.

Пока я с ней общалась, ее коллега отловил и привел владельца супермаркета, по совместительству крупнейшего феодала в округе.

Феодал рассказал, что в среду к ним приедут журналисты кипрского телеканала Omega снимать передачу о долине Солеас, где находятся все эти милые деревушки.Пригласили меня принять участие в пресс-туре с заездом на винодельни и потом традиционный обед (напомню, все началось с штрафа за превышение скорости).*

Проговорили минут 40-50. К нам подтягивались все новые селяне. В их небогатой событиями жизни каждый новый человек - целое приключение.

- Ты из Никосии?

- Ага

- Хорошо у вас там! Кинотеатры, Икея

- Я в Икею хожу раз в год, вы, наверное, и то чаще выбираетесь. А кино можно смотреть дома.. Зато у вас тут тишина, природа, воздух...

- И тоска!

- Ах, вы не понимаете своего счастья. У вас тут настоящая жизнь, а у нас жара и интернет. Вы дышите чистейшим горным воздухом, у вас тут реки, форель, фрукты-овощи, травы, нет этой безумной жары. Сады свои, апельсины прямо к ногам падают... Виды на заснеженный Троодос зимой и тут же море! Эх, шоб я так жил!

Селяне смотрели на меня с изумлением: наверное, на их памяти я была первым человеком, который страдает в столице и хочет жить в деревне.

Я почувствовала себя Форестом Гампом, совершающим переворот в сознании масс.

Пока мы мило общались, мимо на неплохой такой скорости проносились другие нарушители, которым повезло больше, чем мне )))

Я бы с удовольствием потусила с ними еще, но пришлось откланяться, потому что я просто околела, ночью в горах градусов 10, а я была в футболке и тонкой hoodie. Провожали меня всей деревней.

Полицейский еще раз извинился за штраф.

Я очень хотела сказать им с Анной, что благодаря таким людям, как они, я так сильно люблю Кипр, но опять-таки подумала, что будет звучать пафосно.

Просто от души их поблагодарила за все и поехала домой.

Ехала тихо, как мышь. Еще одна встреча с полицией, даже такой клевой, была бы уже немного слишком, на этот день свой план по public relations с жителями горных районов я выполнила.

...Это было через несколько дней после убийства Джорджа Флойда, и я в те дни постоянно была на связи с подругой из Миннесоты, у них начались погромы, она боялась спать. Мы обсуждали происходящее (тогда еще только у них). И на фоне этого - наша провинциальная кипрская милота и добряк - полицейский.

Конечно, качество жизни в Америке и в нашей глухомани - это две большие разницы, даже сравнивать нельзя. Но, по большому счету, что важнее: уровень развития, цивилизация, доходы, карьера, перспективы для детей, образование итп, или наш местами откровенно бедный, милый добродушный немного раздолбайский безалаберный уклад, где люди прежде всего - люди?

*Забегая вперед, скажу, что поездка состоялась, я побывала в кипрской деревне Темврия, о которой раньше даже не слышала. В деревне около 500 жителей, самым молодым из них около 50 лет -  новое поколение не хочет тут жить, уезжает в Никосию, Лимассол или за границу. Сказать по правде, если вы не фермер, делать тут особо нечего и работы никакой нет...

В этой деревне живут чудесные, простые, добрые и очень гостеприимные люди. Бабушка Нина в свои 94 года и резво бегает по горам и холмам, и к нашему приезду приготовила горячие пирожки с сыром. Ее ровесник дедушка Михалис, бывший плотник - первый парень на деревне, его анекдоты приезжают послушать люди из других деревень.

Местный Страдивари-самоучка, который своими руками с нуля делает скрипки и играет на них. Он  создал главную достропримечательность деревни - Дракона у источника. Расскажу (и покажу фотки) в одном из следующих постов 

Священник-футболист, который во время карантина вел для своих прихожан прямые трансляции церковной службы у себя на фейсбуке. Прогресс дошел и до этой сферы жизни ))

Получилась такая многосерийная история с продолжением.

Главное не забыть оплатить штраф )))))

Еще из этой же серии:

Записки островитянки. Холодный сок в жаркий день
Записки островитянки. Кипр и киприоты
Если вам интересно читать мои истории, приходите ко мне на Facebook

На фото - кипрская деревня Какопетрия (ударение на "я")

Фотограф Demetris Vetsikas


Рецензии