Оттепель

  - Скажи, ты любишь меня? – спросила женщина, глядя мне в глаза.
  Ну вот опять. Опять я чувствую, что очередной этап эстафеты с препятствиями подходит к концу. Опять эти разговоры, решения, неизвестность. За окном почти пустого кафе с приглушенным светом, был зимний вечер. Время от времени, по тихой улице с накатывающим шумом, проплывали автомобили. Утром началась оттепель. К вечеру все окончательно размякло. Прекрасный белый снег, живописными хлопьями застлавший землю последние несколько дней, превратился в кучи грязно-серой водянистой массы. Мысли блуждали в голове, и ничего внятного на ум не приходило.
  - Все ясно, - не дождавшись моего ответа, продолжила женщина, - ты меня не любишь! Я давно это поняла.
  Всему, однажды начавшемуся, суждено завершиться. Встречи оканчиваются расставаниями; за смехом следуют слезы; всякая жизнь оборачивается смертью.  Я смотрю в глаза женщине, сидящей напротив, и думаю, как объяснить эту конечность любых человеческих начал. Пытаюсь подобрать верные слова, дабы не скатиться к глупым и пустым претензиям, ибо любая претензия является, в конечном счете, претензией лишь к самому себе. Мы вместе смотрели как, проходя по кругу, уходит наше время. И вот оно ушло.
  - Хоть что-нибудь ты мне скажешь?
  - Для начала я спрошу тебя, женщина. Мне интересно твое мнение. Что же такое любовь? Как ты считаешь? – предварительно вздохнув, я вступил в этот диалог.
  - В смысле «что такое любовь»?
  - В прямом смысле. Объясни мне, пожалуйста, как ты понимаешь это слово, и какими характеристиками оно для тебя наделено?
  Где-то со стороны стойки бара регулярно раздавался шум пущенной из под крана воды, звенело стекло. В другом конце зала был слышен смех. Пространство вечернего кафе заполнялось негромкой музыкой. Женщине не нравятся сложные вопросы, но кто подскажет, как начать разговор иначе?
  - Что за идиотские вопросы? – нервно ответила женщина, явно считая, что этот диалог должен проходить по её плану.
  - Почему же идиотские? Ты ведь спрашиваешь, люблю ли я тебя? Вот я и решил узнать, что ты вообще понимаешь под этим словом?
  - Бред какой-то… Любовь – это… ну, не знаю… Любовь – это когда мужчина обеспечивает женщине комфортную жизнь,  на охоте убивает мамонта, приносит домой мясо, а женщина ждет его, поддерживая в доме тепло очага.
  - Так вот как ты думаешь,… но ведь я никогда не обещал тебе комфорта и мамонтов?
  - Да не в мамонтах дело. Ты всем своим отношением показываешь, что нам не по пути. 
  - Подожди, послушай, не торопись с претензиями и требованиями. Мы встретились для того, чтобы поговорить, а не обвинять друг друга. Я никогда не обещал тебе завалить твой путь трупами мамонтов. Я иду куда-то через чащу, свой собственный лабиринт, и мне нечего перед тобой скрывать и стыдиться. Я всегда делал все, что было в моих силах. 
  - Ты меня не уважаешь и не хочешь быть со мной!
  - Вот как? И как же ты это выяснила?
  - Я это чувствую. Для того чтобы это выяснить, достаточно просто смотреть на твои поступки.  Тебе же все равно! Думаешь только о себе! Заботишься только о себе! Я искренне разочарована в твоем отношении ко мне.
  - Послушай, женщина. Если ты разочарована в моем отношении, не думаешь ли ты, что тебе стоит внимательно приглядеться к своему разочарованию? Или к своим мыслям? Неужели ты действительно винишь меня в своем разочаровании? Знаешь, я помню, когда…
  - Вам нужно что-нибудь еще? – разговор прервал, подошедший, к занимаемому нами столу, официант.
  - Нет, спасибо – я попытался выдавить из себя благожелательную улыбку, но, видимо, получилось не очень. Это было ясно по его ответной, такой же нелепо натянутой на лицо, улыбке.
  - Когда что? – женщина не унималась, и как только официант отошел на безопасную дистанцию продолжила, - Ну, говори?!
  - Нет-нет. Я договорился сам с собой, что не скачусь к банальным претензиям.
  - Давай, продолжай, скажи мне, в чем я перед тобой виновата?
  Ей всегда нравилось быть жертвой. Это очень удобно. Если разговор идет не по ее плану, если я перетягиваю канат инициативы на свою сторону, значит надо срочно занять позицию жертвы.
  - Ты ни в чем передо мной не виновата. Отношения – это два человека. В них не может быть виноват один. Либо виноваты оба, либо никто. Второй вариант мне нравится больше.
  - Тогда в чем дело? Ты меня разлюбил?
  - Я люблю тебя.
  - Я тебе не верю!
  - Я не собираюсь ни в чем тебя убеждать или разубеждать. Мне кажется, что дело в том, чего ты хочешь. Ты хочешь, чтобы с утра до ночи, я думал только о том, как бы сделать твою жизнь лучше. Это должно быть единственной мыслью, поднимающей меня с кровати. Помню, ты мне рассказывала, что у нас должна быть общая цель? Что ты имела в виду? Твое материальное благо?
  Обиды, которые накипели за последние пару лет, моменты откровенных разговоров, живо встали перед глазами. «Успокойся, дыши ровно, - заговорил внутренний голос, - не опускайся в этот темный подвал, там правды нет».
  Я вновь посмотрел на женщину. Она отвела глаза, в них стояли слезы. Мыслями я опять вернулся к конечности всего, что когда-либо появилось на свет. Раньше, в этом помещении, было другое кафе, на этих местах сидели другие люди – радовались и расставались, любили и ненавидели. Но все это – давно прошло. Как и наши отношения с этой женщиной. Я люблю тебя, мне нечего скрывать. Я не врал тебе, и всегда старался по отношению к тебе поступать честно и искренне. Но моя любовь изменилась. Пропасть между нами становится все больше и больше с каждым днем. Поделать с этим я ничего не могу. Я пытался…
  - Значит, ты хочешь уйти от меня? – дрожащим голосом спросила женщина.
  - На мой взгляд, ты подбираешь не совсем корректные формулировки. Я не хочу жить так, как есть сейчас. Если мы больше не можем ничего дать друг другу – значит лучше отпустить.
  После сказанного, наступило тяжелое молчание. Музыка успела смениться. Бармен продолжал натирать стаканы, проверяя их на свет. Усевшись на барном стуле и упершись локтями в стойку, официант устало смотрел в потолок. Посетители из другого угла заведения, продолжали обсуждение своих жизненных поворотов. В другой стороне от стойки, появилась еще одна пара. «Когда они вошли? Надо быть внимательней. Ничего вокруг не замечаю».
  Оглядев вечернее кафе, я вернулся взглядом к женщине:
  - Я думаю, что время, отведенное нам – завершается. Я старался делать все, что мог. С некоторых пор, мы уже не в силах ничего дать друг другу. Зачем же терзать и мучить?
  - Я так и знала, что рано или поздно, ты меня бросишь!
  - Помнишь, однажды, в один из сложных моментов наших отношений, когда тебе казалось, что можно поступать как угодно по отношению ко мне, я читал тебе стихотворение «с любимыми не расставайтесь». Я читал его тебе, в надежде, что ты сможешь почувствовать, о чем эти прекрасные строки и с какой целью я тебе их озвучиваю, но ты только ухмылялась в ответ. До меня, если ты еще это помнишь, у тебя был муж, с которым ты прожила 8 лет своей жизни. Немалый срок! Ты изменяла и врала этому мужчине (и далеко не единожды), и сама рассказывала, что видела, как он тонет, как его бизнес разваливается, а его партнеры кидают его на дно, и не помогла ему. «Неудачник» - резюмировала ты. Разве так можно жить? Осознавая это? Не чувствуешь ли ты своей ответственности, в том, что человек рядом с тобой тонул? Ответственен ли за смерть тот, кто мог помочь, но прошел мимо? Конечно, я многого не знаю о ваших отношениях, и, думаю, что не хочу расширять свои знания, но мне всегда это было непонятно. Порой мне казалось, что в тебе совершенно нет сострадания и сердце твое жестоко. Внешне ты всегда успешно создавала вокруг себя ореол вселенского  великодушия и милосердия. Теперь я ясно понимаю, что попался на него, как и все подпадающие под твои чары. Ты хочешь, чтобы весь мир крутился только вокруг тебя, чтобы волны перед тобой расступались, и птицы на небе выписывали крыльями твое имя. Но при чем тут я?   
  - Что за бред ты говоришь? Я тебя не понимаю! Мои отношения с бывшим мужем – это не твое дело! Ты вечно пел мне песни о великой любви до гроба, а теперь я стала тебе не нужна! Вот и все! Ты не любишь меня, и, часто мне кажется, никогда по-настоящему и не любил. Ты уже нашел себе кого-то? Так?! А сейчас придумываешь какие-то отговорки, чтобы бросить меня. Ты заранее это все придумал? Скажи!?
  Официант, прикрывая кулаком, разрывающийся зевотой рот, бросил ленивый взгляд на нас. Эти ребята, в своей церкви великих грешников и вечно сомневающихся, каждый день видят, как миры соединяются и рушатся. Сегодня руки влюбленных переплетены, а откровенные и слепые взгляды нацелены прямо в душу и безоблачное будущее. Назавтра вчерашние влюбленные печальны и прежнее щебетанье никак не складывается в приятный диалог. Фразы обрывисты и наполнены разочарованием. Прежнее обожание превратилось в отчуждение, любовь в застоявшиеся обиды. Да… эти ребята у стойки, и за ней, повидали много коллапсирующих галактик и миров. Благодать со всеми вами, братья и сестры. Аминь.   
  - Ну что ты такое говоришь, женщина? Никого я себе не нашел, да никогда и не старался искать. Просто жить так больше я не могу. Видишь ли ты перспективу в наших отношениях? Когда ты последний раз вообще интересовалась как у меня дела? Последний год, если не больше, я на этот вопрос, который ставится все реже и реже передо мной, я отвечаю: «нормально», так как вижу, что тебе это совершенно неинтересно. Заставлять тебя интересоваться моей жизнью? Это уже чересчур. Принуждение в отношениях, короткий поводок – это не по мне. А жить без интереса – простите, не могу. Такое ощущение, что ты специально хочешь подавить во мне стремление к жизни, и это пугает. И этот алкоголь… это же невыносимо! Сколько можно? Жить каждый день для того, чтобы вечером выпить бутылку вина.
  - При чем тут вообще вино?
  - Очень при многом. Совсем недавно услышал идиому про слона в комнате. Как вы, спрашивается, не заметили  слона в комнате? Он же всегда там был… Действительно! Он же всегда там был!
  - Это ты о чем? Не понимаю…
  - Ладно, проехали. Это я о том, что все это, в любом случае, больше невыносимо. Одно дело принимать людей такими, какие они есть, и совершенно другое – терпеть то, что кажется неприемлемым. Ты понимаешь, что я говорю?
  - Да, я все понимаю… ты разлюбил меня и просто ищешь повода для расставания… Я была уверена, что однажды это произойдет. Мне давно кажется, что старость мне придется встретить одной. Найму себе служанок и слуг, пусть топят печки, и заправляют мне кровать.
  - Думаю, стоит сказать еще одну важную вещь. Пожалуй, для меня это самое важное. Любая ложь – относительна. Но эта рана кровоточит и пульсирует. Когда я стал проявлять творческую активность, ты посмела сказать вслух, что не веришь в меня. Признаться честно, у меня тогда круги перед глазами поплыли. Я смог только выдавить из себя бестолковое: «но почему?». «А с чего я должна в тебя верить?!» - прозвучал контрольный выстрел в ответ.  Это был настоящий расстрел. С тех пор, смотрю в твои глаза и слышу эту фразу. Ничего с этим не могу поделать….
  - Я никогда этого не говорила.
  - Да-да… если сказано в состоянии опьянения – тогда не считается. Так ведь?
  - Я никогда этого не говорила! Я всегда все делала, чтобы тебе было хорошо! Все, что я делала – было сделано для тебя.
  - Вот даже так?! Это, конечно, неожиданно. Хорошо, буду иметь в виду. Но можешь ли ты уточнить? Сказать какое-нибудь конкретное действие, привести пример? Мне вот, неблагодарному, ничего в голову не приходит.
  - Все и всегда. А что для меня сделал ты?
  - Ну, разумеется ничего. Я даже не хочу проверять, куда приведет нас эта тропинка. Зря я это все начал… зря…
  - Ну что ты? Я так много о себе узнала? Как тебе удалось так долго это скрывать?
  - Так, достаточно… Послушай, я за все тебе благодарен, за каждое мгновение, проведенное вместе. Но наши отношения, с некоторых пор, кажутся мне бесцельными и бессмысленными. Чего ты хочешь от меня?
  - Ничего… я просто хочу, чтобы ты меня любил.
  - Прости, я больше не могу тебе этого дать.
  Ну что же… Вот и все. И на сердце от этого – хорошо. Все это так давно просилось наружу. Невыносимо жить среди недосказанного и полуправды, среди скрытых обид и постоянных противоречий. В этой прекрасной стране, что любовью зовется, происходят множество превращений, и, зачастую, приходится преодолевать тысячи препятствий. В этой постоянной беготне, еще одна эстафета с препятствиями подошла к концу. Без аплодисментов, лавровых венков, церемонии награждения и чувственной слезы, стремящейся к губам, которые шепчут звуки гимна. Просто так… завершилась и все… возможность чуть перевести дыхание и двигаться вперед, а что там за поворотом? То неизвестно мне, да и ни к чему эти знания.   
  Я отвел глаза от женщины. Кафе совсем опустело. Пары ушли. Обслуживающего персонала видно не было - служители исповедальни закончили очередную службу. Спокойная музыка заполняла пространство. За время тягостного, и в то же время освобождающего, разговора, на улице вновь пошел снег. Он опускался на растаявшее за день месиво, прикрывая его своей заботливой белизной. Свежий воздух заманчиво звал вперед в зимнюю ночь. Пройтись, подышать. Посмотреть на контраст белого снега на фоне темноты улицы. Немного помесить деятельность оттепели ногами перед сном. Любая оттепель – шаг в будущую весну. Совсем скоро Солнце начнет топить снег и радовать глаз. День будет становиться все длинней, улыбки на лицах людей - шире. Весна, и все вокруг оживет, начнет дышать и жить. Весна…  Я знаю, она уже близко. Весна… Я чувствую ее приход. Весна… Я так давно ее жду…    
 



Февраль 2018.


Рецензии