Таты-армяне, ираноязычные армяне

07.11.2007, автор Bigoss

Проверить информацию не удалось!

                ТАТЫ-АРМЯНЕ, ИРАНОЯЗЫЧНЫЕ АРМЯНЕ

На протяжении сотен лет Римская империя, Армения, Персия, скифы, сарматы путем периодических набегов, религиозной и культурно-мировоззренческой экспансии активно влияли на дальнейшие этноконфессиональные развития как на локальном (Кавказ и окрестности), так и на глобальном уровне (Ближний Восток, Средняя Азия).

Руководствуясь политикой "мягкого" умиротворения кавказских провинций, где проживали различные кавказские народы, Сасаниды Персии, а затем и иранские Сефевиды вели продолжительную политику иранизации региона, путем постепенного заселения Кавказа или персидскими народностями, или же тюркоязычными шиитами, что в конечном итоге стало основой для формирования нынешней этнополитической карты Кавказского региона.

После периодических освободительных восстаний иберских, албанских и армянских народов против иранского владычества в V, VI, а также в XVI и в XVII веках, руководство иранского государства начало активное заселение т.н. иранскими народами повстанческих регионов.

Примечательным фактом является то, что многие историки в изменении демографической карты исторической Кавказской Албании, расположенной к северу от реки Кура и простирающейся до Апшеронского полуострова, основным виновником считают Шаха Аббаса I (1571 - 1629 гг.), однако это не так.

Дело в том, что целенаправленные демографические изменения в регионе начались еще со времен правления Сасанидских царей.

Так, в VI веке правитель Ануширван из иранской династии Сасанидов северо-восточные территории Кавказской Албании, а впоследствии и Ширвана, где до Апшеронского полуострова компактно проживали лезгиноязычные народы, начал постепенно заселять ираноязычным населением из глубин страны (1), которые впоследствии начали именоваться как таты.

Что касается этнонима этого народа, отметим, что "татами" тюркские кочевые племена, которые вторглись в Персию, а затем и на Кавказ из Средней Азии, называли всех оседлых представителей ираноязычных народов региона.

В дальнейшем, в период правления пятого шаха династии Сефевидов - Шаха Аббаса I (1571 - 1629 гг.), численность татов в Ширване увеличилась, не только путем переселения, но и массового выселения лезгиноязычных народов из региона.

Кроме того, во время своего знаменитого похода в Кахетию, Шах Аббас частично уничтожил и выселил представителей всех горских народов (сунниты), из Шеки до Кварелии и заселил опустошенный регион лояльными в то время тюркоязычными шиитами.

Сефевидский шах также является автором депортации армянского населения из северных берегов Аракса в глубь Персии, что впоследствии приняло массовый характер и распространилось по всей территории Восточной Армении, включая Арцах, Сюник и Утик.

Таким образом, тюркоязычные шииты (впоследствии азербайджанцы) и таты появились на Кавказе и значительно расширили ареал своего обитания.

Татский язык принадлежит к индо-иранской группе языков и разделяется на 3 говора. Северный говор распространен в Кубинском, Дявичинском и Исмаиллинском районах Азербайджана, на нем говорит около 60% татов республики, а также основная часть татов Южного Дагестана.

На так называемом "центральном" говоре татского языка говорят лишь в 3-х татских селениях Сиазаньского района республики - в селах Арискюш, Дегкушчю и Яныхалаяз. Южный говор, который на сегодняшний день находится в стадии вымирания из-за ассимиляционной политики Азербайджана, распространен в Хызыском, Сиазаньском и на Апшероне.

Письменность татов на протяжении десятков лет была на кириллице. На сегодняшний день в Дагестане, в отличие от Азербайджана она сохранилась. В Азербайджане же действуют единичные начальные школы татов.

Таты-монофизиты, или как называли азербайджанские чиновники в 50-х, 60-х гг., "армяно-таты" составляли меньшинство в регионе, проживая лишь в 3-х небольших селениях. На сегодняшний день полностью не ясно, каким образом в "море" мусульманской религии в Ширване появились островки Армянской Григорианской церкви.

По мнению ряда ученных, в селе Кильвар, где до 1989 г., проживали таты-монофизиты, в конце XIX в начале XX веков проходили интересные этнокультурные процессы.

Есть мнение, что в эти селения добрались беженцы-армяне, которые в период совместного проживания с татами потеряли свой этнический облик, но и таты в качестве привлекательной религии предпочли христианство армянского типа.

Армянские таты компактно населяли ряд деревень (в начале XIX века - несколько десятков) на Апшеронском полуострове (нынешняя Азербайджанская республика) - в основном селения Кильвар, Мадраса и Хачмас.

Что касается татов-армян, им, как и боша, свойственны все характеристики армянства - ономастикон, григорианское вероисповедание, армянское самосознание и т.д.

Одновременно с этим таты сохраняют свой язык и чувство собственной самобытности, хотя и на чисто бытовом уровне.
На уровне же общественных отношений практически все грани и отличительные черты стираются.

Таты-армяне говорят на особом языке, являющимся одним из северо-западных иранских диалектов; они называют его фарси, т.е. "персидский" (Persian).

Теперь уже этим языком владеют, к сожалению, только люди в возрасте старше 50 лет.

В настоящее время в Армении армяне-таты компактно проживают в селе Новая Мадраса близ города Аштарак.

Деревня основана переселенцами из Азербайджана, где с началом Арцах(карабах)ского конфликта деревни армян-татов подверглись погромам, а их обитатели были вынуждены эмигрировать в Россию и Армению.

--------------------
"Если мы потеряем Арцах, то закроем последнюю страницу истории Армении ! "
Монтэ Мелконян.
-----------•

26.1.2008, Magister Из: Ростов-на-Дону

“Армяно-таты” - лишь конвенциональный термин для обозначения части армянского народа, и кильварцы и матрасинцы имели/имеют четкую армянскую идентификацию.
-----------•
26.1.2008, Bigoss

Под этнонимом «тат» в настоящее время фигурируют несколько этнических групп, которые следует различать: таты-христиане, таты-мусульмане, таты-иудеи Азербайджана и горские евреи Северного Кавказа.


Рецензии