Азбука свекрови. Я - просто Я

 
В этой, предпоследней главе книги, хочу поделиться с вами чем-то очень важным: письмом, которое написала мне наша невестка, Наташа. Письмо написано по моей просьбе и адресовано не столько мне, сколько себе в будущее, ибо нашей Наташеньке тоже суждено стать свекровью. Удивительная девочка: единственная дочь своих родителей, жившая до брака с нашим Мишей в Санкт-Петербурге, единственная внучка всех бабушек и дедушек, добрая, чуткая, любящая. у Наташи было всё: работа, родители,друзья, дедушки и бабушки, город, который она любила и любит всем сердцем, Родина. Но появился Миша и она всё это оставила, не задумываясь.

Я помню её первый приезд -  мы познакомились на нашем спектакле "Чужая жизнь". Помню второй приезд, на Новый год: Миша ушёл проводить корпоратив,  а Наташа осталась с нами. Когда все поздравляли друг друга с Новым годом и пили шампанское, Наташа встала и сказала, что хочет произнести тост. Мы удивились и восхитились: смелая девочка! И Наташа произнесла слова, которые мечтает услышать каждая мама, имеющая сына. «Я хочу, чтобы вы знали: я  очень люблю вашего Мишу». Так просто и сказала. Именно с этих слов началась наша дружба, не побоюсь этого слова.

Наташе ничего не стоит позвонить мне и сказать: можно к вам на кофеёк?
И я могу прийти в любое время: никогда, ни разу мне не отказали от дома. Но, самое главное: когда я прихожу, всегда чувствую, что меня там ждут, что мне искренне рады.
 
Наташа – наша первая и старшая невестка.
Анечка -  вторая и средняя невестка. Она прекрасная мама и замечательная дочь. Она – порядочная и верная своей семье молодая женщина. Анечка живёт интересами семьи и ценит хорошие, добрые отношения, которые сложились между нами. И мы с Женей ценим её отношение к нашему сыну.

Для своих невесток я стараюсь быть хорошей свекровью, но мне не всегда удаётся, потому что я много работаю. Другие невестки давно бы от меня отказались, потому что я, практически, не сижу с внуками и мало помогаю им по хозяйству. Но они меня терпят и спасибо им за это.

Итак, Я.
Я – дочь, жена, мама, бабушка, ученица,  учитель, гражданка, подруга, драматург, начинающий писатель, поклонница, соседка, знакомая, коллега, кухонный комбайн, человек...

Я – еврейская, любящая, любимая, добрая, злая, иногда страдающая из-за своего характера, заботящаяся, доверчивая, душевная, верящая,  не религиозная, поющая, пишущая, читающая, улыбчивая, не завистливая,  заботливая, страшно эмоциональная и взрывоопасная, отходчивая и прощающая, не очень хозяйственная...

Я – очень разная, как и любой другой человек. Характер у меня тот ещё. Мама когда-то сказала, что для того, чтобы со мной жить, меня нужно очень сильно любить. Моему мужу непросто, это правда. Сажусь писать – выпадаю дня на два. Выпадаю в прямом смысле: плюю на уборку, готовку и прочие, чисто женские, обязанности. Исключение – работа. Тут я чётко понимаю, что если дома простят и подождут, то школа и дети ждать не будут.

В отношении невесток могу сказать одно: я их люблю. Это главное. Мелкие неприятности, которые случаются в семьях, и у нас бывают, но очень и очень редко. Потому что есть главное – это семья, а есть второстепенное - моё внутреннее несогласие с тем, чего, иногда, не понимаю.
Я – обычный человек и не всё в этой жизни должна понимать.
Приближаясь к финалу написания моей книги, я каждый раз ловлю себя на том, что вся моя жизнь – это решение задач, которые ставит передо мной Всевышний. И эта книга - попытка разобраться, те ли ответы я даю на поставленные передо мной вопросы. Зато, когда будет жениться наш младший сын, я дам почитать невестке эту книгу, которая к тому времени, я надеюсь, будет издана. Пусть поймёт, что за «багаж» она получит в придачу к мужу.

А теперь о письме Наташи. Прошу вас, читайте его сердцем – самый лучший способ читать что либо. Наташа касается одной очень важной темы в своём письме: национальной принадлежности и вопроса принятия. В Еврейских семьях этот вопрос очень актуален был всегда. Но жизнь вносит свои коррективы. И мне неважно, какой национальности будут мои внуки – я буду любить их любых: в клеточку, в полосочку, в кружочек...

«Здравствуйте, Майя!
В любви ты ослеплен, глуп, наивен. Действуешь без альтернатив и вариантов, только лишь по зову сердца. Нет развилок, нет дилемм на перекрёстке: тупо вперед, как танк, снося все преграды. Где-то позади слышен голос мамы, голос разума: «Очнись! Это не твой вариант, послушай, вы разные! Я это вижу и чувствую!» Но нет, надо дойти до конца, проверить и разбиться, чтобы восстать как птица Феникс, с опытом пережитых эмоций. Так было практически со всеми в юности: компас размагничен, путеводитель молчит, ты сбит с толку. Что дальше? Теперь я понимаю, что это был за внутренний голос разума – беспредельная и безвозмездная любовь и мудрость родителей.

Когда я встретила Мишу, меня как молнией пронзило. Я была в Москве, в шумной компании, но я нашла таки минутку, позвонила маме и сказала: «Мама, это Он! И он –еврей, мама!» Дальше события развивались стремительно: знакомство семей, свадьба, переезд, рождение детей…  До сих пор я иногда поражаюсь своей смелости, а самое главное той легкости перехода из родительского дома в «чужой». Удивительно то,  насколько меня передергивает от этого определения. «Чужая или новая» - все это абсолютно не подходит к той атмосфере любви, уверенности, надежности, нежности, трепету, которыми меня окружили новые родственники.

Я ни на долю секунды не лукавлю. Я действительно чувствую их заботу с первого дня знакомства. Что это? Удача? Я часто задаю себе этот вопрос: «Почему именно меня так наградила судьба?» Конечно, не бывает идеальных отношений, но когда любишь и чувствуешь взаимность, работаешь, наблюдаешь, иногда подстраиваешься, ищешь компромиссы, не обижаешь, – все сложности переживаются вместе и легче. И когда это видят родители мужа, думаю, они испытывают истинное удовлетворение и спокойствие за сына и его выбор. Это и есть крепость, построенная общими усилиями, где каждый камень – это вклад в нашу семью.

Я никогда не присматривалась к свекрови, я просто стала доверять, любить и прислушиваться. Это самая настоящая дружба, как мне кажется. Понимание дружбы на каком-то более высоком уровне. Может быть, это заложено нашими общими предками.. Значит моя мама всегда была права!

Я выросла в полноценной и любящей семье, как и мой муж – перед нашими глазами всегда был пример любви, уважения и взаимопомощи. Что еще можно желать? Мама и папа вместе и навсегда. Для ребёнка – это самый ценный урок в жизни. Модель. Почва и старт. Все начинается с детства. Любой психолог в своей беседе всегда переносит нас в прошлое. Почему? Да потому что именно там, в прекрасном «далеком, от чистого истока» мы на самом деле начинаем свой жизненный путь.
Какой он будет – во многом зависит от наших детских впечатлений, эмоций и от родительских поступков. Невозможно все знать, только потому, что мы уже взрослые.

Всегда бывают и взлеты, и падения. Есть лишь усовершенствованная модель поведения наших родителей, но я вижу, куда она привела меня и считаю ее во многом правильной и для своих детей. Поэтому я всегда буду доверять выбору своих детей и уважать их права и их чувства. Я могу лишь верить в то, что мы с Мишей не зря старались! Мне еще очень далеко до свекрови и тещи, но думаю, что все наши усилия будут вознаграждены.

Я бы очень хотела видеть своих детей счастливыми, здоровыми и разумными. Золотое правило – не навредить! Надеюсь, мне хватит ума и мудрости не навязывать им кого-то, а просто принять и поддержать. Создать такие условия для вторых половинок, чтобы меня не боялись, а полагались. Как? Отпустить и наблюдать. Быть рядом, когда позовут. Посоветовать, когда попросят. В общем, не вмешиваться, а стать свекровью и тёщей – дипломатом. Пока это только мысли, а как будет по-настоящему покажет время...»

Спасибо Наташенька, за искренность, за сына, за дружбу! Люблю и обнимаю!

Продолжение: http://proza.ru/2020/06/01/2073


Рецензии