В поисках типажа сюжета

                В ПОИСКАХ  ТИПАЖА  СЮЖЕТА
               
                ( Подслушаный разговор ).

В престижном и уютном районе курортной зоны пансионатов и санаториев г. Одессы, на Французском бульваре  под №33 находится Одесская киностудия художественных фильмов. Создана она была в 1919 году на базе частных кинопредприятий города. Первые камни в её создании заложил знаменитый одесский фотограф Мирон Осипович Гройссман, который в 1907 году основал киноателье "Мирограф", переросшее с годами в современную киностудию. Среди её лучших фильмов известны: "Арсенал" и "Ночной извозчик", "Весна на Заречной улице", "Белый пудель", “ Верность “, “ Городской роман “, “ Красные дипкурьеры “, “ Место встречи изменить нельзя “, “Военнополевой роман” и т. д.(см. СЭС 1988г.)
Раннее утро.
Спешат пересечь  проходную киностудии её сотрудники, артисты в павильоны съёмок или на кастинг кинопроб в планируемые для запуска фильмы. Бодрящая свежесть чистого воздуха, пейзажная красота бликов света от солнечных лучей сквозь зелень лиственных крон деревьев и тишина, нарушаемая лишь перекичкой пернатых – фон зарождающегося дня. Проехал мимо киностудии трамвай №5 в сторону Аркадии, оставив на платформе 3 грации в лёгких летних платьях.Ещё миг, и озорно, наперегонки, по балетному, как стайка испуганных птиц, они полетели через дорогу перед поливочной машиной, спасаясь как-бы от брызг фонтанирующего потока водяных струй. Грациозность их движений, напомнила мне лёгкость и
полёт балерин на сцене Одесского оперного театра. Синхронность их движений, с музыкальным  исполнением произведения совпадало, вызывая аплодисменты зрителей. 
Молодой парень , водитель машины, слегка её притормозил, поровнявшись с их стайкой на тротуаре, высунулся из кабины, просигналил, крикнул « Браво» и укатил дальше, вызвав взрыв их эмоций и веселья.
Смешение морского воздуха со степным, мягкий климат  Одессы, межнациональные браки людей проживающих здесь,вот так появляется, как при селекции растений, неповторимый по красоте облик молодых девушек, одесситок, которыми нельзя не восхищаться. Велик соблазн их обольщения для мужчин любого возраста.
К проходной киностудии подходят новые люди и экскурсионный автобус туристической базы Молодцова – Бадаева привёз группу для ознакомления с процессом рождения фильмов: съёмка павилионная, монтаж, озвучка, то есть, весь технологический цикл работ над фильмом. Подтягиваются к проходной и люди, для решения вопросов производственного характера различной направленности. Всё явственнее слышны приветствия вновь прибывших, шутки, смех и юмор по–одесски.Эта простота и калорийность произносимых безобидных подначек, у приезших, порой, вызывает недоумение в самой постановке вопроса и ответа на него.
А вот уже и первые перлы от встречи двух друзей, к диалогу которых  я рислушался.
- Шо ты сюда припёрся, - спрашивает он приятеля.
- Меня сюда пригласили для участия в съёмке какого-то эпизода и дали даже текст, чтобы я в кадре не был немой. Я, правда, его не очень помню.
- Тебе Олег, очевидно, пришла в голову мысль, но не застав тебя дома, ушла. Бывает. Склероз, дорогой, как говорила Фаинна Раневская – нельзя вылечить, но о нём можно забыть.  Не волнуйся! Съёмки сцены любого эпизода будут многократно повторяться и ты, я надеюсь, выучишь этот текст навсегда.
- А сколько, Игорь, они башляют за съёмке в эпизоде?
- Я ж, ведь, не их бухгалтер! Думаю, что тебе заплатят, наверно, всё же меньше, чем любимчику Одессы – Михаилу Водяному. Запомни, Олег, - джентельмены никогда не  должны говорить о деньгах. Они должны их иметь, и как можно больше! Меня сюда пригласили не на съёмки, а как слесаря-инструментальщика для производства каких-то работ.
- Слушай, Игорь, пока мы здесь «киснем», оцени такой анекдот о нашем фотоателье на Дерибасовской.
- Входит какой – то чувак вовнутрь помещения и спрашивает у заведующего :
- Почему в витрине вашего заведения все смеются? Нет ни одного серьёзного лица! У вас что там комната смеха?
- Отвечаю, говорит заведующий,  если бы вы, увидели нашего фотографа и ощутили на себе его мимику, смех и зевоту при этом  процессе, вы бы тоже рассмеялись. Экзотика и эксклюзив, в одном флаконе.
- Нормально, Олег! Отвечаю двумя байками.
- Разговорились две соседки.
- Маня, что ты загрустила?
-  Молодость вспомнила. Когда первый раз выходила замуж – ногу сломала. Такая неприятность. Гром – баба я была.
- А жених? Убежал?
- Куда ж он убежит с поломаной ногой и повреждённой его
плотью?
- Класс!, а второй?
На приеме у врача.
Врач, взглянув на вошедшего, спрашивает:
- Пьете?
Пациент (заинтересованно):
- А разве есть?
- Не фонтан, но тоже ничего.
- О! Кажется начали впускать. Пошли заре на встречу!...
Я пересёк проходную, а мой друг, Вадим, по какой-то
причине пока опаздывает. Придётся подождать.
В кинематограф, как любил говорить Вадим, нас не затянула нужда в деньгах, а открытие таинства рождения фильма и, конечно, хоть ”шапочное”, но знакомство с творческими людьми, которые своим нелёгким трудом материализуют идею автора в искусство подачи материала зрителям киноленты.
Мы были студентами на вечернем отделении Одесского политехнического института, днём были заняты на производстве , ещё не обзавелись семьями, и в этой, быстро текущей жизни в нашем молодом возрасте, старались познать жизнь во всём её многообразии.
Времени на гулянки не было, да и средств, но мы тем-не менее не пропускали посещения хороших театральных постановок, кино, встреч с творческими людьми в доме учёных, филармонии, окружном Доме офицеров, участвовали в шахматных турнирах в парке им.Шевченко, ходили на футбол и т.д.
Огромное количество выдающихся артистов Союза прошло через пробы – кастинги для участия в съёмках лент фильмов отечественного кинематографа на Одесской киностудии.
Повезло и нам с Вадимом.
Совершенно неожиданно, из-за болезни одного из преподавателей  института, у нас возник свободный вечер, и мы решили пойти на встречу с заслуженным артистом театра и кино Юрием Яковлевым в Дом офицеров Одесского военного округа.
Во-первых, это было вообще рядом  с нашим Вузом, куда  мы частенько захаживали после лекций в его уютный кинозал, где практически никогда не было очередей в билетную кассу. Во-вторых,  по линии общества ” Знание” здесь проводились встречи с выдающимися деятелями науки и техники, артистами и военными обозревателями, работали различные курсы и проводились тацевальные вечера.
И надо же такому вдруг случиться, что буквально с нашим культовым местом, шёл киносъёмочный процесс какой-то массовки и нас пригласили в нём поучаствовать.
Дальше началось...
То ли сыгранный эпизод массовки удался, то ли оператору и съёмочной группе понравился Вадим – высокий и красивый парень с голубыми очень выразительными глазами, русыми длинными волосами, обворожительной улыбкой и природной
застенчивостью, но их стали приглашать, нечасто, правда, на съёмки в эпизодах с участием небольшого количества лиц.
Возросла соответсвенно и оплата труда, но главное – это участие в съёмках со знаменитыми артистами, которые не стремились выделиться в отношениях между участниками  единого процесса творчества.
Сложный и многоплановый путь рождения фильма, увлёк нас динамикой его развития.
Бывает же такое, во что трудно даже поверить!
Интересно, а что нам предложат сегодня? – подумал я.
Мы же ведь не артисты, и зачем нас вызвали сюда в такую рань?
-“Ну, хорошо, что хоть за работу сверхурочную, у меня накопились отгулы, а как дела у Вадима, мне вообще не ясно”.
Неожиданно я обратил внимание на встречу знакомого мне оператора киностудии, с молодым человеком примерно лет 28-30, спортивного типа, чуть выше среднего роста, в модных джинсах, в рубашке с закатанными слегка рукавами и сумочкой-рюкзачком на правом его плече.
  - Здоров, бродяга! И из каких краёв ты теперича вернулся, не заблудившись как я погляжу? - приветствовал его, мой знакомый оператор, Николай.
  - Может перекурим, перед свершением дел великих?
  - Это можно. Только ты свой чадящий самосад  убери. Болгарскими я тебя попотчую, хорошо?, - ответил он ему.
Закурили, отошли в сторонку от так называемой беговой дорожки в павильоны съёмок.    
  - Из далёких краёв, Колян, почти зарубежных, для меня и Оли. Ей дали на работе отпуск, ну и я подсуетился маленько.
При поддержке шефа, пообещавшего руководству, что мы не выйдем из графика съёмок, всё для меня сложилось нормально.
Мы подкинули наше  чадо Олиным родителям и рванули сначала к её родне в Западную Украину, а затем в Прибалтику и Питер.
   - Ого! Нехило ты существуешь как я погляжу Игорёк, продолжил Николай.
  -  Это ж деньжишь ведь немеряно надо на перемещения,гостиницы, еду и культурную программу. Мы б с моей Настей просто обанкротились бы.
  -  Колян!- отетил Игорь. Один раз же ведь живём, да и  мир состоит, иногда не без добрых людей. Тесть подсобил. Полковники более нас с тобой получают.
  - Ну, и каковы у тебя впечатления от увиденного, дорогой ты наш?
  - Ну, давай я открою тебе простую истину. Отдыхать лучше, чем работать. Согласен? А теперь конкретнее :
  - Очаровывает красота природы Яремчи: лесистые горы, жи- вописная река Прут, красивые и ухоженные дома жителей этих мест, а воздух, какой-то особенный, которым не можешь просто надышаться.
Это место превратилось в туристическую Мекку мирового  уровня обслуживания отдыхающих.
Полдень. Я говорю Оле:
  - Давай зайдём в местную корчму–шашлычную и поедим.
А она мне в ответ:
  - Ты посмотри  на эту очередь туристов в тюбетейках, очевидно, из Средней Азии. Потеряем массу времени.
  - Ну, ничего, дорогая, обещаю я ей, очередь сейчас станет короче.
  - Слушай Оль, начинаю громко по-одесски говорить: может ты хоть сегодня  не будешь, надеюсь, кормить меня их изысканным блюдом в ввиде шашлыка из старой поросятины под названиеем “кнур”?
  - Разве ж это нормальная еда?
  - Противно ж , ей Богу! Выбери хоть что- нибудь другое.
Очередь навострила уши, в толпе начались перешёптывания и
вдруг я слышу, как впереди меня стоящий мужчина говорит другому:
  - Слушай! Пойдём отсюда. Здесь чушку плохую дают.
Это высказывание передалось по цепочке впереди стоящим и вмиг очереди не стало.
Подходит ко мне такой разбитной мужик, видно из заполярья
северного по цвету загара лица, с дамой и спрашивает:
  - Отчего они все, вдруг отсюда рванули?
  - Да с корчмы – “говорю я” -  предупредили, чтобы за мной пока больше никто не занимал очередь, а они подумали раз они группа, то им всё можно. Нельзя, дорогой.
  - Ну, а нас, за выставленное мною пивко вперёд себя пропустишь, браток, а?
  - Чего ж не пропустить людей хороших, говорю я, становись.
Зашли, хорошо с ними посидели, пивка попили.
  - Розыгрыш по-одесски сработал нормально.
Стоимость блюд их так называемого  общепита, оказывается не отличается от наших городских цен.
В Яремче у людей просто другой уклад жизни, им не интересны чьи-либо мнения об их нравах и обычаях, к которым они привыкли и они не стремятся к тому, чтобы кто-то следовал за ними.
Затем мы заехали к Олиным родственникам в город Мукачево и город Львов.
Мукачево – небольшой провинциальный городишко с насением около 80 тысяч человек, но с хорошо развитой промышленностью: станкозавод, известная мебельная фабрика, приборостроительный завод.
Река Латорица прекрасно вписывается в его облик.
Мукачево в состав СССР вошёл лишь в 1945 году, пребывая ранее в составе Венгрии, Австро – Венгрии и Чехословакии.
В нём интересно всё: замок и готическая часовня 14 века, западный стиль архитектуры и планировка города, но главная его достопримечательность многоязычие диалектов в общении местного населения. Там украинский язык наслух воспринимается как-то иначе, чем в Одессе.
Купили Оле великолепную по красоте украинскую вышиванку, а мне – свитер ручной вязки, на местном рынке у венгерского красавца – цыгана: высокого, волосы, как смоль, орлинный нос, золотая серьга огромная в одном ухе, модные туфли
на высоких каблуках.
  - Я торговался с ним, Колян, ради прикола, а он так завёлся,что где-то после пятого ко мне подхода, назвал стоимость его даже ниже мною заявленной.
  - Даю ему деньги и, вдруг, слышу:
  - Давай ещё поторгуемся чуток, - говорит он. Мне это интересно.
  - Каково, а? Его, оказывается, заинтересовал процесс сделки.
  - Второго такого свитера в Одессе по красоте и сочности орнамента, уверен, что ни у кого не будет.
Ну, и затем мы посетили город Львов.
  - Колян! Чистый Запад. Красивая архитектура зданий, узенькие улочки и скверики, соседствуют рядом с широкими
проспектами и площадями, много всяких кафешек и вкусностей в них, чистота кругом идеальная. Их оперный театрточная копия нашему, правда , в чуть уменьшеном масштабе, католические костёлы, православные церкви, синагоги-здесь всё представлено. При разговоре на улице слышна украинская речь, но с местным колоритом его произношения.
Просто клёво наблюдать за переходами в разговоре на укра-инском языке, и затем продолжение разговора уже на польском, венгерском или румынском.
Я столько отснял! Обязательно тебе покажу.
  - Ну, а чем ты восхитился в Прибалтике? – продолжил  Николай.
  - Если общим мазком охарактеризовать наши прибалтийские
Республики – европейский уклад жизни при ностальгических нотках о былом величии, например, Литовского Государства в сравнительно недалёком историческом прошлом.
По-своему интересны: утопающий в зелени город Каунас , особенно то место, где сливаются реки Неман и Нярис, столица Литвы – город Вильнюс, с его роскошными магазинами и деликатесами в виде копчёного угоря, курортное местечко Литвы- Паланга, с дорогими магазинами, ресторанами и мелководным пляжем с холодной и бесцветной водой Балтийского моря.
  - Вид же людей, ищущих янтарь вдоль всего пляжа, по-мое-му, сопоставим с поиском пищи птицами фламинго.
  - В охотничьем ресторанчике , расположенном как-бы на возвышенности слияния рек в городе Каунассе имел место пренеприятнейший  инциндент, - продолжил Игорь.    
  - Примерно человек 30 сразу приглашают в зал ресторана с великолепным интерьером внутреннего убранства под стиль охотничьего домика со шкурами животных и  всякой дичи.
Все сидят за одним длинным столом, где уже в кувшинах налита бражка в ввиде медовухи, как при подаче в трактире. Суздаля на туристическом маршруте по известному Золотому  Кольцу. Закуска – по выбору заказчика.      
Рядом со мной сел мужчина лет 60-65,хорошо и со вкусом одетый, который заказал охотничьи сосиски.
Их подают в горячем виде с какими – то подливочками и на горящем спирту. Выглядит это очень эффектно.
  - Что-то заказали и мы с Олей. Выпили, закусили и разговорились, траванул ему одесский анекдот о научном открытии:
  - Украинские вегетарианцы доказали, что сало- это растение.
Поржали немного и я ему говорю, что город нам понравился. В любом кафе обязательно есть весь сервисный набор для еды: вилочки, ложечки, ножи и даже бумажные салфетки.
Люди приветливы, кругом мы слышим "лаба дена", и в тоже время люди ж знали о Каунасском гетто , где было физически уничтожено свыше 100 тысячь людей, в основном лиц еврейской национальности, и способствовали посуществу этим действиям коренные жители города и сёл Литвы.
Немцев, ведь, было мало в городе, и они не занимались поисками повсюду евреев, коммунистов, раненых военных. Их  выявляли и сдавали немцам сами местные жители.
  - Как это можно понять и объяснить пынешному поколению литовцев? И он мне спокойно отвечает :
  - Ничего объяснять и никому нет необходимости. Время было другое, и к тому же они не были литовцами. Вот и всё.
  - Знаешь Николай, у кого-то для прыжков в высоту левая нога бывает толчковой. Я же, как ты знаешь занимался боксом и моя правая ударная чуть не сработала по его сытой челюсти. Если бы не мгновенная реакция моей жены, которая буквально повисла на мне и не дала встать, хипишь, уверяю, тебя, получился бы ещё тот.
Он это чётко осознал и быстро покинул зал.
Наступила вдруг гробовая тишина, и как это тебе ни покажется странным, мне принесли извинения за его высказывания молодые литовцы и хозяин этого заведения.
30 лет прошло после окончания войны, а бацила нацизма ещё жалит.
  - В  Риге мы жили в шикарной и недорогой гостинице в самом центре города,продолжил свой рассказ Игорь.
Те же уютные для проживания дома и коттеджи, узенькие улочки с бесчисленным количеством мелких магазинчиков и всякой всячиной в них.
Купили для себя и для родни конечно наборы конфет и бальзам рижский, женскую косметику.
  - Душок национализма местного розлива ощущается завуалированно и здесь, несмотря на то, что в Латвии одну треть населения составляют русские, украинцы и другие этносы.
  - Таллин, в отличие от Вильнюса и Риги, скроен как-то компактно, а его жители резко отличаются от своих соседей не
только тягучестью произносимых слов, самобытной певческой культурой, органом в Домском соборе, исполнение музыкальных произведений на котором, поражает какой-то космической глубиной его звучания, но и спаянностью народа,- подчеркнул Игорь.
  - Может быть, это от того, что их менее 2х миллионов человек коренного населения и боятся, естественно, потерять свою самобытность?
  - При гостинице, в которой мы жили, было вечернее кабаре с атрибутами ресторанных столиков, маленькой танцплощадкой и прекрасным ансамблем музыкантов и певцов.
  - Ну, и, наконец , продолжил Игорь, мы прибыли в Питер.
  - Это, Николай, не город, а музейный храм архитектурного
творчества одарённых в прошлом личностей. Жили мы не в центре города, но в сравнительно недорогой интуристовской гостинице” Карелия-2”. Что нам там с Олей
нравилось, так это современный в фойе гостиницы грильбар. Прямо при тебе здесь могут приготовить стейк или курицу на гриле. В большом ассортименте пиво, мороженное знаменитое Ленинградское, выпечка, коктейли, кофе и т.д.
Как-то в один из вечеров, мы, страшно усталые от посещения Эрмитажа, добрались до гостиницы и пошли поужинать в гриль-бар.
Рядом с нами заняли столик четверо мужчин, хорошо одетых, из Швеции, судя по их диалекту разговора. Сделали заказ и вдруг Оля мне тихонько говорит: – смотри, один из них начал записывать разговор двух наших парней, которые , очевидно,
изрядно накачавшись пивом с копчёной корюшкой и чёрными солёнными сухариками, делились друг с другом чем-то сокровенным.
  - Наверное, - говорит Оля, - они за ними следят.
Ребята поели и слегка пошатываясь, ушли из бара. И вот здесь произошло самое интересное. Тот, кто записывал диалог наших ребят, довольно сносно
по- русски начал читать с этого листочка в своём блокноте:
   -  Наверно надо было всё же начистить репу этим двум перцам и постучать, как следует по тыкве, одному из этих хреноватых алеутов.
   - Как это надо понимать, а? – обратился он к ним.
В ответ, они лишь пожали плечами.
  - Люди, Колян, ” поботали” по лёгкой “ фене”, а иностранцы сдулись, как лопнувшие шарики.
Великий мы народ, коль умеем так шифровать свои высказывания.
  - Ну, и об чём гудит сейчас "Соборка"?,- задал уже Николаю вопрос Игорь.
  - Всем нашим ведь известо, что ты там один из  её "авторитетов".
  - Введи хоть маленько в курс животрепещащих тем её.
  - А разве ж не почётно осозновать, Игорёк , что к моему мнению, стали прислушиваься?, - ответил он.
Одесский "Гайд–парк" свободы слова, как и в Лондоне, даёт право каждому выступающему донести  до слушателей его мнение по любой тематике, с эмоциями или без, при ” разборе полётов” игр чемпионата страны по футболу и участие в нём
клубов ’’ Черноморец “ и “ СКА “ из Одессы.
А как народ Одессы может обойтись без циркуляции слухов из "достоверных", конечно, источников, о грядущих переменах в городе? Да никак!
  - "Cоборка", - это наша фишка города, - дорогой, как памятник Дюку Ришелье, Оперный театр или Потёмкинская лестница.
Вчера “ гудели “ за дриблинг Лобановского и подачу им углового мастерского  мимо всех игроков и вратаря, прямо в створ ворот “ Днепра” из Днепропетровска и упущенных возможностях увеличить счёт, с пробитого 11 метрового удара.
  - Насчёт мастерства Лобановского согласен, - заметил Игорь.
А ты помнишь, как наш, ” Дубина ” – Двоенков, пробивал 11
метровый?
Вратарь уходил из ворот и стоял у правой их стойки, надеясь на то, что пушечный его удар, пусть уж лучше попадёт в его ворота, чем в него.
Он мог получить тяжёлую травму и , как не странно это выглядело со стороны, его никто за это не осуждал.
  - Обсуждали на ” Соборке” и результаты сеанса одновременной игры в шахматы с гроссмейстером Ефимом Геллером в парке Шевченко перед спуском на пляж ”Ланжерон”.
 - Ты, Игорь, врядли поверишь, но наш с тобой общий знакомый Фима Шмулер и певоразрядник по шахматам Сергей Наконечный, сыграли с ним две ничьих.
  - Вот видишь, у Фимы имеется какой –то скрытый талант, а он слесарит. Это ж многие умеют, пусть не так хорошо, как он делает свою работу.
  - Удивил, - ответил Игорь. Возьми, например, Вальку Блиндера, катающего мячик за "СКА". Он ведь толковый малый.
Среднюю школу на Ярмарочной площади окончил с серебряной медалью, имеет офицерское звание и занимается в аспирантуре на кандидата наук.
  - А мы с тобой, Колян, что такие уж узкие специалисты , что на большее не в состоянии вытянуть, даже в своём деле? Пусть другие до нас ещё допрыгнут!
Просто жизненная коллея у нас с тобой сейчас такая: детей поднять надо, улучшить хоть  на чуток жилищные условия,приобрести для нормальной жизни то, да сё.
  - А что новенького произошло в моё отсутствие здесь? Не понесло ли “ высокое” искусство, каких- либо невосполнимых потерь? Да, было у нас всякое, -  продолжил Николай.
  - Закончили съёмки эпизода в Воронцовском переулке и, как всегда, балагурили с известным артистом Алексеем Смирновым из культового фильма ’’Операция Ы и другие приключения Шурика”. Собрали после съёмок аппаратуру и реквизит. Ждём из киностудии машину на углу Воронцовского переулка и площади К. Маркса. Я побежал через дорогу купить воды, ну и что-то пожевать.
Люди проходят мимо Смирнова, говорят ему добрые слова за его творчество.
Я возвращаюсь, вскоре, с покупками и вижу как резко изменился его облик.
- Что произошло?,- спрашиваю его.
- Дай лучше попить водички.
- Есть ничего не буду. Пропал аппетит.
- Сопляк меня один расстроил. Его девушке я на книжке распписался и он суёт мне свою руку, чтобы получить мою подпись под гнусной татуировкой со слоганом: ”клейми вот здесь!”
- Я,  естественно, отказался от такой подписи и сказал ему, что я воевал и видел на руках детей женщин клеймения войны.
- Сейчас же извинись, Сергей!, покраснев, вдруг, она ему говорит.
- Ты перегрелся, очевидно, на солнышке, оскорбив такого человека.
- От меня, слышь,- теперь отвали навечно!
Вот это, поступок!
- Согласись, что когда люди просят твой автограф – это и есть мерило нашей работы в кино
- А то, какой-то ” чудик ” из массовки, играя пьяненького купчишку в эпизоде ареста революционера в районе Потёминской лестницы, вошёл буквально в роль и рухнул на ступени , повредив себе серьёзно нос.
  - В твоё отсуствие,- продолжил Николай,- я со своим помощником получаю задание от шефа на съёмку розыгрыша основных призов сезона на Одесском ипподроме.
Скачки и бега, должен тебе сказать, весьма захватывающее
зрелище, если идёт, конечно, честное и бескомпромисное соревнование мастеров – наездников на подготовленных ими лошадях.
О страстях на трибунах, сказ особый. Там своих Гройсманов,как на Одесском стадионе в парке Шевченко, предостаточно.
Навьюченные нелёгким киносъёмочным грузом, приходим с ним на остановку трамвая №18 у Куликового поля и загружаемся в трамвай типа ” антик “,-  варианта поставки таких вагонов в Одессу бельгийской фирмой.
Вагон выглядит просто шикарно для экскурсионного варианта обслуживания многочисленных гостей нашего города. Он открыт всем ветрам, т.е. в нём нет окон вообще, но дизайн внутреннего убранства, да, пожалуй, и внешнего, - интересен.
Едем до 4 станции Большого Фонтана и, вдруг, я замечаю, что впереди меня сидит женщина необыкновенной красоты.
  - Игорь, ну просто невозможно от неё оторвать свой взгляд. Поверь мне,гораздо красивее Лувровской “ Моны Лизы”, или портрета “Неизвестной”, кисти великого русского художника И.Н. Крамского.
Мы с Лёшой сходим там же, где и она. Встречает её такая же красивая женщина, лет 50.
Лето. Жара, Все женщины уже перешли на летний фасон одежды: короткие и лёгкие платья, юпочки, маечки, короткие шортики, открытые босоножки.
А эти обе, идут в длинных, лёгких, недорогих, но красиво пошитых платьях, модных туфельках, с великолепными  причёсками, стройные, выше среднего роста, и интеллигентность их облика, как хороший магнит, приковывает к ним внимание
людей. Очарованы и мы.
Перед началом работы подходим к пожилой женщине, торгующей на остановке хорошо прожаренными семечками, покупаем их и слышим её рассуждения :
  - Смотрю я и вижу, что и Вас шибануло от их красот. Местные они. Живут в конце улицы Кленовой в одном из домов, где проживают семьи офицеров военного округа.
В житейском обиходе – простые, ходят часто в магазин, стоят как все в очередях, общительные. Мать работает зав. библиотекой, а дочь преподаёт в каком–то Вузе.
При возвращении  со съёмок бегов ипподромовских, продолжил Николай, докладываю шефу о виденном нами типаже, или сходстве с тем образом женщины, которую ты ищешь на  роль судьбоносной встречи её в качестве гида – переводчика с зарубежным бизнесменом.
Она естественна и красива, как богиня.
  - И, что из этого следует?, - говорит режисёр.
  - Я вполне допускаю, что она красивая и быть может умная. Но поверь моему опыту, - она не сможет передать всю гамму чувств и переживаний от внезапно возникшей взаимной влюблёности.
  - При такой красоте – это её унизит. Класс не тот и, вообще, ребята:-пусть поисками типажного сходства на эту роль, занимаются женщины нашей группы.
Они лучше нас, мужиков, понимают все тонкости чувств героини эпизода, а то , к сожалению, может произойти так, как уже было.
  - Если забыли или не помните, то папоминаю, что нам необ- ходим был типаж на роль главаря  банды, одной преступной группировки, которая участвовала в рейдерском захвате чужой собственности.
Искали долго, обращались за помощью даже в милицию, а на пробах – кастингах, даже известные артисты выглядели как-то неубедительно. Помог случай.
Нашли наши Шерлок  Холмсы подобный типаж в группе посещения киностудии частниками семинара, проводимого для них, совпартшколой Обкома партии.
Ничего ему не объясняя, его представили режисёру, к счастью не мне, и ознакомили с предлагамой ролью бандита в эпизоде фильма.
  - Что было потом?
  - Грандиозный скандал, так как он оказался крупным партийным функционером.
Начались проверки киностудии.
- Я думаю, что этим мы сыты по горло до сих пор,- закончил свои рассуждения наш режисёр.
Прошло какое–то время, и его помощница Кира, проведя мно-го времени в районе проходной, где мы сейчас с тобой беседуем, как коршун и  вдруг выхватывает симпатичную женщину из группы посещения киностудии, и приводит её к шефу.
  - Ты посмотри на её рост, красивое и молодое лицо, осанку, естественность, при полном отсутствии макияжа, курносость её филейной части,- тараторила она.
  - Я думаю, что попала в точку подобия заявленного тобою типажа индивидуума для съёмки эпизода фильма.
И наш режисёр фильма, Игорь, предполагая, что Кира уже ей объяснила цель её представления задаёт ей вопрос:
  - Не желает ли она поучаствовать в съёмках на пробах–кастингах эпизода фильма в роли гида–переводчицы из Интуриста для бизнесмена из Франции, на контрактной основе выполняющий деловой  визит в нашу страну?
Если  Вас интересует сюжетная линия их делового сотрудничества, то она отражена в пунктах контракта – участие в качестве переводчицы на деловых его встречах, и выполнении роли гида при посещении им театров, музеев и ознакомлении с историей города. Категорически запрещено гидам–переводчикам посещение их гостиничных аппартаментов.
Главная же идея эпизода фильма заключается в том, что их деловое сотрудничество, совершенно неожиданно оказывается на грани выхода за рамки допустимого контракта сторон.
Их обоих посетило чувство любви в зрелом возрасте.
Ей уже 28 лет, но она не была замужем. Причин тому много. Бизнесмен, с которым она начала работать, старше её лишь на пару лет. Он свободен в данный момент, образован, красив, успешен в жизни, с деловой хваткой и главное, как женщина
она чувствует, что он серьёзно увлечён ею. Да и у неё к нему, вдруг, проявились теже чувства. И что им делать теперь?  Отдаться чувствам?
А какие последствия будут у неё в следствии этого на работе? Ведь  не секретом является то, что её  работа контролируется скрытно и не навязчиво со стороны КГБ страны. В миг можно потерять всё, к чему она шла долгие годы своей жизни.
   - Ваша задача, - объяснил ей режисёр, сыграть в данном эпизоде конкретной жизни женщины, всю гамму тонких чувств соблазнения мужчины без поцелуев, раздевания и постельных сцен.
  - Вы должны всё время выдерживать дистанционную грань вашей близости с ним. В этом заложена изюминка сюжета.
  - Скажу вам сразу, что в вашем партнёре вы не разочаруетесь. Он рофессиональный актёр, красивый, молодой и уже достаточно известный в театральной среде.
  - Я понимаю, что у вас сразу возникает вопрос, а почему бы в таком случае не подобрать на эту роль профессиональную актрису?
  - Отвечаю сразу, - получится игра двух актёров, в естественность их взаимоотношений реальный зритель врядли поверит.
У меня, за моими плечами, есть опыт таких умозаключений.
  - Подумайте о моём вам предложении. Я вас не тороплю и не даю вам гарантий, что вы будете успешнее других в конкурсных пробах на эту роль других соискателей.
И получает, Игорь, наш режисёр от неё , продолжил Николай, такой ответ:
  - Спасибо вам за приглашение на очень интересную лично мне характерную роль женщины в эпизоде фильма.
  - Я смогла бы попробовать себя в этой роли, так как всегда кальную школу по классу фортепианно, неплохо пою и вы не поверите наверное в то, что я чуть не стала гидом–переводчиком окончив курсы иностранных языков профессора С.О.Аппатова на ул. Чкалова. Не было свободных мест.
  - Я жена моряка загранплавания, воспитываю дочь и препо-даю в Вузе и военном училище скучный для многих предметвысшую математику.
Проходила не раз и не два через периоды влюблённости, и смогла бы, наверное, неплохо сыграть эту роль, однако, публичность образа героини, обрушит в одночасье мою жизнь.
Вульгарность выражения вашей помощницы в отношении моей внешности, я опускаю.
  - Курносость имеет лишь один орган человека – нос, милочка, правда, не у всех людей.
  - Спасибо ещё раз за приглашение, но я не могу себе это позволить.
  - Выбор типажа или портретного сходства индивидуума в ки-но, Игорь, дело не простое.
  - Кино – это живопись времени, - подытожил своё повествование, Николай.
Они докурили сигареты и отправились по своим работам. Вскоре подошёл и задержавшийся Вадим.
И уже здесь, в Америке, вспоминая эпизод происшедшего без-хитросного диалога двух кинооператоров с Одесской киностудии, я понял глубокий смысл режисёрского поиска в выборе типажа подобия для сюжета по взаимному притяжению двух сердец.
Как будто бы кальку на развитие этого поиска наложил поэт
Эдуард Асадов в своём стихотворном шедевре на все времена:
   Как много тех, с кем можно лечь в постель,
   Как мало тех, с кем хочется проснуться...
   И, утром расставаясь, обернуться,
   И помахать рукой и улыбнуться,
   И целый день, волнуясь, ждать вестей...

   Мы выбираем сердцем – по уму...
   Порой боимся на улыбку – улыбнуться,
   Но душу открываем лишь тому,
   С которым и захочется проснуться.


Рецензии