Петя, Николенька и новое направление всему русском

Похоже, что самый главный зверь - и это один единственный всеобщий враг всех - он в каждом и сидит... Не в Путине, не в Трампе, не в боярях и не в согражданах...

Главную мысль "Войны и мира" Толстой почему-то постеснялся нам сказать от себя, а всунул Пьеру. Я ещё подумаю как-нибудь, почему Льву Николаевичу, как я чувствую, стыдно было за эту мысль... Но он выразил её через наивного Пьера. Пьер у него ещё и приговаривает "Ведь так просто":

"Вся моя мысль в том, что ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое. Ведь так просто".

Толстой, похоже, знает, что вовсе это не просто... Знает или подозревает...

Я вот недостаточно всего читал, но знаю, что и все читали всего недостаточно. Иначе ГЛАВНЫЙ ВОПРОС (примерно он так выглядит: "как-что сделать, чтоб было хорошо и не было плохо") был бы уже как-то решён в мире. Вон сколько их - людей, которые в мильон раз больше моего читали, а и они не просекли, не пересекли границу, точнее сказать. И они остаются перед чертой... Один Быков чего стоит - вон какой и так начитанный и всё время читающий... Но и он ПЕРЕД чертой. И в нём потому что живёт всё тот же, один у нас на всех, враг... Интересно, он где-то говорил ли, Быков-то, что враг один единственный и он таится в нас во всех? Вряд ли...

Кстати, эта фраза Пьера, она у Толстого сидит там в неком контексте. Ох, неправильно это - контекстом пренебрегать...

"Они замолчали на несколько секунд. Потом вдруг в одно и то же время повернулись друг к другу и начали что-то говорить. Пьер начал с самодовольствием и увлечением; Наташа — с тихой, счастливой улыбкой. Столкнувшись, они оба остановились, давая друг другу дорогу.
— Нет, ты что? говори, говори.
— Нет, ты скажи, я так, глупости, — сказала Наташа.
Пьер сказал то, что он начал. Это было продолжение его самодовольных рассуждений об его успехе в Петербурге. Ему казалось в эту минуту, что он был призван дать новое направление всему русскому обществу и всему миру.
— Я хотел сказать только, что все мысли, которые имеют огромные последствия, — всегда просты. Вся моя мысль в том, что ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое. Ведь так просто.
— Да.
— А ты что хотела сказать?
— Я так, глупости.
— Нет, все-таки.
— Да ничего, пустяки, — сказала Наташа, еще светлее просияв улыбкой, — я только хотела сказать про Петю: нынче няня подходит взять его от меня, он засмеялся, зажмурился и прижался ко мне — верно, думал, что спрятался. Ужасно мил. Вот он кричит. Ну, прощай! — И она пошла из комнаты."

Это ещё не всё, там дальше самое важное - про Николеньку, но пока мне хватит и этого. Что значит Петя стал прятаться от няни у мамы? Няня - это символ воспитания... Безобидная вроде бы няня... Петя, смеясь, прячется от няни у мамы... Играет. наверное, они раньше так играли, значит... Он закрыл глаза - думал, что спрятался... Где-то здесь должна быть разгадка. Не может быть у Толстого просто так написано, он выверял свои структуры.
Тем более дальнейший текст - про Николеньку... но он большой. И няни у Николеньки нет, а есть Десаль с его этими le fil de la Vierge - нитями Богородицы... которые Николенька (с Пьером?) порвал... Николенька порвал нити Богородицы... Нити, связывающие с матерью? С уютом детства? С матриархатом?
Николенька собирается идти далее вопреки ещё и патриархату ("Впереди была слава, такая же, как и эти нити, но только несколько плотнее."), на страже которого дядя Николай Ильич и Аракчеев...
"Отец! Отец! Да, я сделаю то, чем бы даже ОН был доволен..."
"Он" у Толстого курсивом...

Матриархально-патриархальный дьявол эдакий получается... Тут мне про его двойную природу объСЕМУ РУССКОМУ ОБЩЕСТВУ И ВСЕМУ МИРУяснили - про тормоз-паралич этот наш тотально всеобщий...


Рецензии