Лики Красоты

«Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…»
Ф. Тютчев

Три мира

Сразу предупреждаю - это не реклама салонов красоты и парикмахерских с таким названием… Правда, я сильно сомневаюсь, что в этих салонах человеческое лицо с помощью косметических средств могут превратить в лик… Невозможная это задача. Лики -  у праведников и святых… На них красота особого рода: она в особом небесном сиянии глаз, парикмахерам и стилистам создание такой Красоты не под силу.

Вы можете стать художником своей жизни, превратив её в праздник каждодневного творчества…  Появление человека на Земле породило огромное количество проблем. Будучи изгнанными из Рая Адам и Ева со всеми их бесчисленными потомками потеряли прямую связь с Богом.  Потеря божественного руководства и свобода воли людей дали им возможности для самостоятельного творчества и не раз приводили их к трагическим последствиям… Чувство Бога и нескончаемые попытки постигнуть Божественную мудрость - это для верующего и мыслящего  человека  на первом месте, но и об отца-основателях нельзя забывать: они постоянно протягивают нам руку помощи, предвидя наши проблемы и пытаясь оттуда, из глубин своего времени помочь нам в лечении наших болячек… Низкий им поклон! С немецкими философами у нас всегда были особые отношения.

Оказавшись перед лицом дикой природы (по Канту - «мир жестокости и зла», Имммануил Кант, 1724-1804, основоположник классической немецкой философии и эстетики) и осознав невозможность жизни по её законам, человек начал создавать для себя культурное пространство, в котором он мог бы чувствовать себя защищенным и свободным в достижении своих целей. Для этого потребовалось создание  не только облегчающих жизнь средств материальной культуры, но и правил общественной жизни людей, создания соответствующих норм морали и права.. Этот мир, противостоящий природе, Кант называет  миром свободы (миром культуры и морали). Свободу он определяет по-немецки конкретно: как способность ставить любые цели.
У культуры два направления воздействия на людей: одно через право регулирует их внешнее поведение, прагматичным образом обеспечивая им свободу в достижении поставленных целей, второе - обеспечивает моральное развитие личности. Во втором плане культуры человек выступает как существо морально полноценное, абсолютно свободное, возделывающее самого себя. Мораль регулирует внутреннюю сторону человеческого поведения, она определяет мотивы поступков и строй мыслей. Идея моральности индивида и общества становится у него высшим проявлением культуры. Смысл культуры по Канту в замене деспотизма природы «деспотизмом разума». Здесь я самонадеянно вижу разрушительный изъян в философских рассуждениях Канта, т.к. моральные принципы поведения создаются людьми и изменяются со временем. Потом немецкий философ стал говорить о нравственном законе, который по мере эволюции, особенно с появлением христианства, стал проявляться в человеке, - это давало более надёжную опору для его духовного развития и эволюции.
   
Но оказалось, что для гармоничного сосуществования мира природы и созданного людьми новообразования (мира культуры и морали)  необходим ещё своеобразный третий мир - мир красоты. Его существование было вызвано необходимостью развития сознания, нравственного совершенствования и творческой деятельности людей.  Для раскрытия и понимания сущности и форм существования красоты как источника  духовного развития человека появилась эстетика. На этих трёх китах Кант строит свою философию, а Ф Шиллер принимает его понимание мира красоты и эстетики для создания принципов эстетического воспитания целостного гармоничного человека. Оказалось, что красота связывает нас с дикой природой и способна будить чувства и мысль творчески одарённых людей,  заставляет человека одухотворять окружающий мир и запускать в действие  механизм эволюции человечества… И соловьи и их трели и воспевающие их поэты в этом магическом действе тоже участвуют…

Спасительные нити Красоты во все времена связывали человека с Творцом - он всегда чувствовал красоту окружающего  мира как поддержку свыше, как спасательный круг, как  путеводную нить..  Для этого человеку была дарована возможность чувствовать прекрасное в окружающих мирах.. Не всем было даровано и сейчас даруется это волшебное чувство. Кто-то был лишён его вовсе, для того чтобы он мог спокойно и безропотно нести тяготы жизни, другим отчасти как приятное волнение в утешение и для отдыха души, а наиболее одарённым и  духовно продвинутым, обладающим интуицией - для творчества. Последним, видящим и чувствующим красоту, и обладающим талантом её воспроизвести,  мы обязаны появлением всех видов искусства, от наскальной живописи до музыки и поэзии. Через искусство приобщиться к тайнам природы и красоте мира могут и все остальные, не обладающие способностью воспринимать их непосредственно. Так они становятся сотворцами, соавторами произведений художников.
Важнейшую черту воздействия красоты на сознание человека отметил и сам основоположник классической эстетики. И. Кант: при осмыслении эмоционального возбуждения вызванного созерцанием прекрасного человек приходит к нравственному строю мыслей, и именно это делает эстетику инструментом нравственного воспитания людей. Сам Кант дал ярчайший пример такого воздействия красоты в своём известном и много раз цитируемом мною высказывании:  «Две вещи поражают мое воображение: звёздное небо над головой и нравственный закон внутри нас". Завораживающая красота звёздного неба вызывает у него мысли о нравственном законе, действующем внутри человека. Эти связи между красотой ночного неба и нравственностью были рассмотрены во втором эпизоде Игры в бисер с Сергеем Таратутой.
Красота и её нити не только связывают человека с природой и духовных миром, объединяет понимающих её  ценителей-современников между собой, но проникая сквозь века она также соединяют в едином культурном пространстве  представителей разных народов, живших в давние и стародавние  времена; делает мне одинаково близкими и понятными и Ф. Шиллера, и У. Блейка, и Р. Штайнера, и И. Северянина, и Н. Гумилёва, и Б. Пастернака, и Н. Заболоцкого, и С. Таратуту, и других.    Об этих связях и об этой памяти я и пишу в большинстве своих работ.  Список этот конечно не полный… А. Фет руку поднимает.: нельзя его забыть, рассуждая о ликах Красоты.
Афанасия Фета (1820-1892), нашего тончайшего лирика-интеллектуала, представителя русских парнасцев тоже необходимо здесь упомянуть.. Парнасцами называли себя поэты-труженики, которые сочиняли стихи, не дожидаясь вдохновения: французские поэты придумали это направление, чтобы отмежеваться от поэтов-романтиков.  Приведу здесь его высказывание, показывающее как мысли великих передаются из поколения в поколение из века в век и служат духовными скрепами, объединяющими людей. Определяя свойство своего мироощущения, Фет писал: «Только человек, и только он один во всем мироздании, чувствует потребность спрашивать: что такое окружающая природа? Откуда все это? Что такое он сам? Откуда? Куда? Зачем? И чем выше человек, чем могущественнее его нравственная природа, тем искреннее возникают в нем эти вопросы». Надеюсь, вы чувствуете здесь созвучие  мироощущения  нашего поэта с высказыванием И. Канта… Это ещё одно подтверждение влияния немецкой философской мысли на взгляды русской интеллигенции.

Красота, будучи нравственной и эстетической категорией сознания, может присутствовать везде и во всём (как и её противоположность - безобразие). По А.Ф. Лосеву (1893-1988, русский философ, антиковед), автору многотомного труда по античной эстетике, каждая область общественной жизни может стать источником эстетики.
В своих «Письмах об эстетическом воспитани и» Шиллер (1759-1805) развивает эстетические идеи Канта и утверждает, что только эстетическое воспитание и искусство могут восстановить разрушаемую машинами целостность человека и сделать его разумным. Кант и Шиллер считали, что красота и искусство  обладают изначальной интерактиивностью, которая возникает в результате суждений вкуса  и будит  эмоции  и мысль человека, вызывая приятное чувственное возбуждение, подобное тому, что возникает, например, при пении соловья или оперной дивы..
И это возбуждение говорит об очень многом: этим природа или произведение искусства как бы требует внимания и призывает к себе человека, она хочет, чтобы человек приоткрыл внешние покровы красоты,  стал  сотворцом и одухотворил её своей мыслью о причине возникновения такого состояния души... и такая внутренняя работа и превращает человека в  личность, возделывающую себя, и делает красоту инструментом воспитания.


        Путь к целостному человеку

  Вы можете подумать, что эстетическое воспитание это какая-то придуманная поэтом-романтиком далёкая от реальной жизни  химера, дело давнего прошлого или далёкого будущего - нет, эстетическая концепция Шиллера давно используется в вальдорфских школах, действующих сегодня на педагогических принципах Рудольфа Штайнера в Германии, России и других странах по всему миру (на сегодня их больше тысячи). Об этом великом человеке я вспоминаю почти в каждой своей работе. Главный принцип обучения в этих школах такой же как в Игре в бисер: «Не информация, а стремление к истине». Так что есть надежда на то, что целостность хотя бы небольшой части человечества будет сохранена. Один из многочисленных фактов величия Штайнера: он, по его собственному признанию, 26 раз перечитывал философские труды Канта для того чтобы проникнуть в смысл мыслеобразов его идей… Снимаю шляпу и низко кланяюсь этим гениям человечества!

Примеры такого рода размышлений над живыми образами красоты, когда человек может почувствовать себя Садовником в саду своей жизни, можно найти в первых двух  эпизодах (геймах) Игры в бисер с Сергеем Таратутой. Хорошие образцы одухотворения русской природы можно увидеть на картинах И. Левитана.  Ф. Тютчев, один из глубочайших русских поэтов написал об этом в своём известном четверостишии:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

Это он пишет о природе, одухотворённой человеком. Это поразительно точно сказано, если под природой подразумевать не только окружающий нас минеральный, растительный и животный мир, но и душевно-духовные  миры… Там всё, перечисленное Тютчевым, действительно есть -  и свобода, и любовь , и язык.. Поэты часто «оживляют» природу, наделяя её душевными способностями человека. показывают, как душа человека воспринимает природу, понимает ее.  Таких стихов много, приведу здесь запомнившиеся мне с юности строки из «Бегущей по волнам» А. Грина:  Утро всегда обещает... После долготерпения дня  Вечер грустит и прощает. Таких метафор очень много  в хороших стихах. Вот ещё такие же метафоры из лирики А. Фета:

Кот поет, глаза прищуря,
Мальчик дремлет на ковре,
На дворе играет буря,
Ветер свищет на дворе.

В  стихах Фета  дикая природа оживает под влиянием личности поэта и начинает чувствовать как он сам.

А советский поэт-философ Н. Заболоцкий, человек сложной судьбы, просидевший несколько лет в лагерях, в одном из своих стихов оставил нам образ дикой природы, не облагороженной сознанием человека - художники с таким мироощущением тоже были в истории искусства:

Я не ищу гармонии в природе.
Разумной соразмерности начал
Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе
Я до сих пор, увы, не различал.
Как своенравен мир ее дремучий!
В ожесточенном пении ветров
Не слышит сердце правильных созвучий,
Душа не чует стройных голосов.

В примерах с Ф. Тютчевым и Н. Заболоцким видно как по-разному может проявлять себя творящая сущность художника.  А Игорь-Северянин, да и Сергей Таратута говорят-пишут о своём слиянии с природой… И это во многом определяет направленность творчества художника, делая его или чувственным и теплым  или холодно-рассудочным. В таком понимании и сама Земля, и душевно-духовный мир могут быть предметом и объектами творчества художников. 
Интерактивная реакция на красоту и стремление к творчеству и сотворчеству постоянно, а на одарённых этим чувством она действует как наркотик, заставляет человека искать прекрасное  в природе и в жизни, а художников пытаться воссоздавать в своих произведениях: таким образом мы пытаемся проникнуть в сущность окружающего нас мира и стать его соавторами. Думается именно такого сотворчества и ждут от нас духовные существа, направляющие жизнь людей на планете...    Наиболее удачные  образы прекрасного становятся нетленными шедеврами, а их создатели признаются гениями  человечества: вспомните скульптуры и архитектурные памятники древней Греции и Рима, великих художников эпохи Возрождения и других более поздних времён.
Ученые и философы стали исследовать феномен красоты, сущность и формы прекрасного в природе и в жизни людей - появилась эстетика. Наиболее продвинутые, тонко чувствующие и мыслящие люди поняли, что это канал связи с божественными началами и стали обожествлять красоту. Обожествление Красоты и поиск её первоисточников приводят человека к духовный идеальный мир, где находятся первообразы всего существующего в материальном мире, приводят человека к Творцу. Именно эта связь делает человека более разумным и духовным при  правильном эстетическом воспитании.


Стремление сохранить, удержать образы прекрасного в памяти привело к  возникновению различного рода искусств. Искусство появилось как спасательный круг: для того, чтобы сохранить откровения художников для будущих поколений и не дать человеку утонуть в океане обыденности, в морях мелких житейских забот.
Поэты писали стихи о соловьях, чтобы призвать живущих на Земле к творчеству. Скульпторы и художники старались показать могущество духа человека. Композиторы сочиняя свои произведения, мечтали воспроизвести музыку небесных сфер. Фридрих Шиллер  в своей эстетике утверждал, что красота может спасти мир.  Люди искусства часто и не спроста повторяют эту мысль….  Автор этого этюда солидарен с «благородным адвокатом человечества» (так Шиллера величал В. Белинский) тоже придерживается такого мнения.
Шиллер считал, что цивилизация, делает человека придатком машин (это он писал в те стародавние времена, когда и паровозов ещё не было) и разрушает его целостность, разрывая его связи с природой (в самом широком смысле этого слова), поэтому в настоящем мы чаще всего имеем дело с обломками людей... Сейчас в эпоху компьютерной техники, когда на горизонте уже замаячил искусственный интеллект,  деформация личности становится всё более явственной: эмоциональная составляющая  жизни всё более и более подавляется и отходит на задний план.   
Одарённые поэты, как правило,   инстинктивно с детства пытаются защитить дарованный им талант и свою душу от пагубного влияния внешнего мира, общепринятой морали и правил, поэтому часто их судьбы складываются драматически: Игорь-Северянин систематическому образованию предпочитал удочку и рыбалку, Иосиф Бродский был осуждён за тунеядство, а потом был вынужден покинуть СССР,  С. Таратута, чтобы сберечь свою индивидуальность, не хотел учиться в школе и был отчислен за хроническую неуспеваемость по настоянию учительницы   литературы и русского языка...… 
Красота и искусство, в особенности поэзия, могут противодействовать духовной деградации и помогать воспитанию гармоничной личности. Поэтому люди, наделённые чувством прекрасного, так тянутся к памятникам культуры... Удивительно, что и Иосиф Бродский своим часто цитируемым мной высказыванием  о видовой цели человечества подводит нас к этой мысли. А Борис Пастернак, что имел ввиду, говоря, что разгадка секрета красоты, равносильна загадке жизни («И прелести твоей секрет Загадке жизни равносилен» - он это о любимой женщине пишет, но это стремление понять тайну прекрасного - универсально).

А люди попроще, часто не понимая смысла этого влечения, начали пытаться собирать красоту, копировать, коллекционировать и даже пытаться сделать своей личной собственностью. Вместо соловьёв, не желавших петь во внеурочное время сами пытались имитировать их пение в оперных театрах, держать дома в клетках певчих канареек, для воспроизведения природных явлений создавать парки, вместо водопадов устраивать фонтаны, держать дома горшки с растениями и цветами. И фантазии человеческой не было предела, и всё это делалось ради того, чтобы в своей будничной жизни иметь возможность хоть изредка прикасаться к Красоте. Тема эта огромная, ей посвящено много философских и научных трактатов и углубляться в неё дальше не буду. В   двух статьях («Играющий поэт» и  «Эстетика Сергея Таратуты») я попытался увидеть, как работают эстетические принципы Шиллера в творчестве талантливого современного поэта. Увидел, убедился, что работают…

Чтобы подкрепить изложенные мысли мнением ещё одной знаменитости приведу здесь с небольшими комментариями гениальные  строки Николая Заболоцкого из его стихотворения «Некрасивая девчонка», строки завершающие его поэтическое озарение -  это тоже одно из открытий моей юности:

А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Заболоцкий в этом стихотворении тоже хочет помочь нам в постижении красоты мира и населяющих его людей, таких как эта «некрасивая девчонка» (а на самом деле - божественно прекрасная). Пустой сосуд - это красота окружающего нас материального мира, а огонь, мерцающий в сосуде человеческой души - это красота нравственного совершенства людей, что и является нашей видовой целью. Вот именно к этой красоте в первую очередь и призывает нас истинная поэзия. И эта красота «некрасивой» девчонки есть отблеск великой Любви, которую принёс на землю Христос и которую он как высший спасительный  идеал завещал людям…
Чтобы быть правильно понятым в связи с упоминанием о женской «некрасивости», ради справедливости и о женской красоте нужно сказать. Не могу не сказать. Сам же Николай Заболоцкий  очень глубоко высказался об этом в одном из последних своих стихотворений, которое сейчас часто поют с эстрады:

Зацелована, околдована,
С ветром в поле когда-то обвенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная моя женщина!

Не веселая, не печальная,
Словно с темного неба сошедшая,
Ты и песнь моя обручальная,
И звезда моя сумашедшая.

Это первые два четверостишия его любовного признания, из которого можно понять, что женщина загадка непостижимая, сколько её бы не пытались разгадать поэты и другие рядовые мужчины.    Женщина, которой посвящено это Признание, ухаживала за ним в последние месяцы его жизни и плакала над уходящим поэтом…  Образ этой женщины и её Красоты и оставил-завещал  нам Николай Алексеевич.  Красота женщины заключается в чарах её женственности, о которой и поведал нам стихотворец на исходе своей жизни. Не буду ничего добавлять к этим словам великого поэта, который всю свою творческую жизнь чурался любовной темы, но перед концом всё-таки сказал о главном. Перечитайте стихотворение.  После этих трагических строк кажутся мало привлекательными предлагаемые нам с экранов бесчисленные   изображения современных полуголых красоток-милашек, изо всех сил старающимися привлечь внимание противоположного пола своей наигранной выпирающей из одежд сексуальностью.
Может быть только известная актриса Рената Литвинова в своих фотосесиях и в своих актерских работах как-то пытается противостоять этому гламурному безобразию. Очевидно, что о скрывающейся в людях красоте она знает: возможно, это ей в наследство от Юсуплвых досталось, с которыми она в родстве? Тех дореволюционных русских аристократов…  Очень хотелось бы думать, что она не единственная, кто это помнит и носит в себе. Много чего ещё есть в женской красоте, в женственности, в загадке женщины, о чём не ведают современные мужчины….. и при таких тенденциях могут никогда и не  узнать.

                ***

В заключение этого эссе, чтобы у вас не осталось от него впечатления схоластического литературоведческого исследования, хочу порадовать читателей иллюстрацией живого образа красоты - вида, открывающегося из  обыкновенного московского окна  отцовской квартиры Сергея Таратуты. Это стихотворение вдруг  появилось поздно вечером в последний день коронавирусной  весны 2020 года, я первый услышал его этим вечером в исполнении автора:

Окно
Из этого сколько ты видел окна
Машин и прохожих, далёких и близких.
Вся жизнь из него даже ночью видна.
Квартира. Россия. И место прописки.

Смотрел из него ты сквозь солнечный свет,
Сквозь ливень и снег, закрывающий дали.
Отец твой крестил тебя часто во след,
И после мы долго друг другу махали…

Но вид из отцовского окна - это видимость, за которой скрывается довольно редкий и в жизни, и в поэзии образ родительской, в случае с Таратутой, отцовской любви. О любви матерей написано немало… Сергей воспевает отцовскую любовь: много у него стихов об этом. Отец не только в стихах - этот феномен меня поражает -  наставления и отцовское попечение слышны  в каждой фразе, в каждом высказывании сына. Вот такой неизгладимый след он оставил в его душе.  Любимейшим папой - Соавтором и Главным редактором называет сын  Л.С. Таратуту в дарственной надписи сделанной им на сборнике своих стихов, вышедшем в издательстве «Советский писатель» в 1998 году. Сейчас эта реликвия стоит на моей поэтической полке.
Лев Соломонович Таратута после смерти жены, актрисы ЦТСА Л. Фетисовой выпестовал мальчика и совершил духовный подвиг,   сохранив несмотря на многочисленные невзгоды, поэтический талант сына. И огонь этой любви согрел и жизнь  поэта и всю его поэзию, и сейчас греет в минуты-часы-дни-недели тоски и печали.  Примечательно, что все женщины (а их было не мало),  прошедшие через жизнь  С. Таратуты,    мало что к этому теплу смогли добавить… Редчайший случай в жизни и судьбе поэтов.
И мой отец страстно любил махать нам всем уходящим из дома в даль… и сейчас он мне настойчиво и приветливо машет, но только уже с того света… Волшебную  ночь устроил мне талантливый поэт. Праздник и Игра в  бисер с  Сергеем Таратутой  продолжается.
Присоединяйтесь!

Больше ничего не могу здесь добавить: сказал свою половину слова, вторую должны досказать читатели…


Рецензии