Книга между молотом и наковальней

ВВЕДЕНИЕ

Почему я решил написать эту книгу

В 2013 году я написал книгу «Между молотом и наковальней», посвящённую истории строительства дальневосточных звеньев Транссиба – Амурской железной дороги и Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). История строительства этих железных дорог является частью истории Приамурья и пограничных с Приамурьем китайских  провинций, входивших до 50-х годов прошлого века в территорию Маньчжурии. А история Приамурья и Маньчжурии имеет отношение к прошлому моих и моей жены родственников. Кроме того история этих регионов с конца 19 века тесно связана со взаимоотношениями России, Китая и  США. И именно изменение этих взаимоотношений послужило причиной переиздания через 7 лет этой книги.

За  время Первой мировой  войны США  превратились в сверхдержаву, не имеющую конкурентов в экономическом, финансовом и военном отношении, а европейские державы превратились в их младших партнёров.  За время Второй мировой  войны США  ещё больше упрочили своё лидирующее положение и возглавили Запад, в так называемой, Холодной войне против Советского Союза. В результате этой Холодной войны им удалось добиться распада Советского Союза, что было воспринято Вашингтоном как победой в Холодной войне. Но даже после превращения Украины в своё марионеточное фашистское государство, решить «русский вопрос» и добиться распада России Западу не удалось. Более того, Китай стал конкурентом США в борьбе за мировое экономическое первенство и стратегическим союзником России.

Просматривая материалы Петербургского экономического форума (ПМЭФ – 2019), я обратил внимание на пояснение  официального представителя МИД КНР Гэн Шуана в отношении китайской пословицы, применённой Путиным.  Отвечая на вопрос модератора о месте России к схватке США и КНР в борьбе за экономическое первенство, Путин применил  пословицу «Когда тигры дерутся в долине, умная обезьяна сидит и смотрит, чем это закончится».   По этому поводу Гэн Шуан посоветовал: «не вырывать цитаты из контекста. Насколько мне известно, президент Путин сначала употребил эту китайскую пословицу, но потом добавил, что все меняется, и описанная в пословице картина тоже меняется». И смена этой картины связана с тем, что «Китай и Россия решительно выступают против политики односторонних действий, протекционизма и психологического террора» США по отношению к Китаю и России.

Но, если ныне Китай наш стратегический союзник, о чём постоянно напоминают российские СМИ, то в прошлом периоды добрососедства чередовались с периодами враждебности. В досоветские времена чередование этих периодов зависело от многих причин и китайскую пословицу об «умной обезьяне» можно было отнести к США.

А смена и длительность этих периодов в советские времена проходила в условиях Холодной войны США с Советским Союзом, сопровождающейся вооружёнными конфликтами и даже войнами. Но вот парадокс, даже в периоды добрососедства Китай расширял спою территорию за счёт России! Характерным примером такого расширения являются события, связанные со строительством дальневосточных звеньев Транссиба на моей дальневосточной малой Родине.

Я родился на Дальнем Востоке, в семье военнослужащего. Школьные годы, с 5 по 10 класс, прошли на «самых дальних наших островах» - Сахалине и Курилах. После окончания военного училища служил на Родине, в Приамурье. Там женился на коренной амурчанке. Там родился наш сын. Я люблю этот край за его необъятные просторы и неповторимое разнообразие природы, за здоровый климат с жарким летом и морозной зимой. Но после распада Советского Союза стали бежать отсюда русские люди, а один из авторитетных представителей местных СМИ в пограничном Благовещенске с горечью сказал мне: «Как жаль, что здесь не будут жить наши внуки!». Возможно, что на него подействовали слова Владимира Путина, который во время своего визита в Благовещенск 21 июля 2000 года сказал: «Нужно изменить национальную политику, иначе здесь будут говорить не по-русски, а по-китайски». Дед моей жены красный партизан китаец Чан Да Дин, освобождавший город Свободный от японских интервентов, говорил и по-русски, и по-китайски, и по-японски, и по-корейски. Но после Гражданской войны он принял Православие и стал Поздеевым Михаилом Александровичем. Русский язык стал повседневным языком его общения с окружающим внешним миром, а русская вера, традиции и нравы стали его внутренним миром, то есть он стал настоящим русским. Именно этот внутренний мир определяет принадлежность к нации, а не цвет кожи и кровь предков! В жилах моей жены течет китайская, белорусская и украинская кровь и мои попытки изучить её родословную привели к тому, что я заинтересовался историей заселения Приамурья, тем более, что Приамурье и моя малая Родина.

С осени 1969 года мы с женой не жили в Приамурье, но практически каждый год бывали там. Ехали не на курорты юга, а к берегам красавицы Зеи, с чистой, как слеза водой, текущей через самую плодородную на всем Дальнем Востоке Зейско-Амурскую равнину. Именно амурские черноземы привлекли внимание казаков Василия Пояркова, основавших здесь в 17 веке Албазинскую крепость. За эти черноземы вела войну Россия с Китаем. Возможно, что предок моей жены, был среди тех 40 тысяч маньчжур, кто сжег в 1689 году Албазинскую крепость, после чего Приамурье на 170 лет стало частью маньчжурского государства Дайцин (маньчжурское - Великая Цин). Нынешняя территория китайской провинции Хэйлунцзян (в переводе с китайского «река чёрного дракона») до строительства Россией на арендованных у Китая землях КВЖД была заселена маньчжурами. Полоса их поселений даже проходила по российской территории нынешних Благовещенского и Тамбовского районов, образовав, так называемый «Маньчжурский клин» или Зазейский район.
 Маньчжурский клин  - поселении подданных империи Цин на левом берегу Амура, образовавшееся вследствие подписания Айгунского договора между Россией и Китаем в 1858 году. Коренным населением этой области являлись маньчжуры и дауры, а позже подселённые к ним китайцы. Население поселений более 14 тысяч жителей, из них до 4500 маньчжур, около тысячи даур и более 9 тысяч китайцев.
 
В конце XIX века в Китае, попавшем в полуколониальную зависимость от западных держав, произошло восстание ихэтуаней. на знамени восставших был изображён кулак. Кулак на китайском – «ихэтуань»,  и он изображался на знамени восставших ихэтуаней как символ «согласия и справедливости». В связи с этим восставшие были названы ихэтуанями, а само восстание – восстанием «боксёров». 

Летом 1900 года китайцы,  по приказу перешедшей на сторону восставших императрицы династии  Цин, обстреляли из орудий Благовещенск и напали на русские поселения КВЖД . Началась русско-китайская война продолжавшаяся около года. В результате этой войны был освобождён от маньчжуров и китайцев не только Маньчжурский клин, расположенный на российской территории, но и вся китайская Маньчжурия.
 
Однако российский император Николай II под давлением западных держав, не желавших усиления России,  вынужден был возвратить Маньчжурию Китаю, и упустил ряд возможностей, позволявших усилить позиции России на Дальнем Востоке. Одной из этих возможностей являлось предложение Японии в обмен на прекращение противодействия России экспансии Японии в Корее содействовать российской экспансии в Маньчжурии. Отказ от этого предложения привёл к началу войны с Японией. Одной из причин этого поражения стал разгром ихэтуанями КВЖД в русско-китайской войне 1899-1900 годов. Восстановление объектов КВЖД, разгромленных ихэтуанями, не позволило России перебросить в Маньчжурию к началу русско-японской   войны достаточное для ведения боевых действий количество войск, а также боеприпасов, артиллерии и средств материального обеспечения.
В результате в войне с Японией (1904-1905 г.) Россия потерпела поражение.

В советские времена на функционирование КВЖД влияли советско-китайские  отношения. В зависимости от этих отношений периоды добрососедства и враждебности чередовались.

После поражения Японии во второй мировой войне   по советско-китайским соглашениям 1945 года были восстановлены территориальные и имущественные права СССР на КВЖД. Но после со соз¬да¬ния КНР (1949) сов. пра¬ви¬тель¬ст¬во ре¬ши¬ло от¬ка¬зать¬ся от тер¬ри¬то¬ри¬аль¬ных и иму¬ще¬ст¬вен-ных прав, вы¬те¬кав¬ших из советско-китайских со¬гла¬ше¬ний, стре¬мясь та¬ким об¬ра¬зом дос¬тичь «веч¬ной и не¬ру¬ши¬мой друж¬бы» с КНР. К сожалению, «веч¬ной и не¬ру¬ши¬мой друж¬бы» не получилось. По¬сле пе¬ре¬да¬чи до¬ро¬ги КНР на¬ча¬лось по¬все¬ме¬ст¬ное вы¬тес¬не¬ние китайскими вла¬стя¬ми российских эмиг-ран¬тов из Мань¬чжу¬рии, и к началу 1960-х годов поч¬ти все они по¬ки¬ну¬ли Ки¬тай.
Подаренная Китаю КВЖД и вся связанная с ней территория, объекты и имущество не предотвратили враждебного отношения руководства Китая к Советскому Союзу в 60-х годах прошлого века, что выразилось в вооружённом конфликте на острове Даманский в марте 1969 года.

КВЖД была лишь одой их двух дальневосточных звеньев Транссиба. Не менее важным звеном Транссиба являлась Амурская железная дорога, строительство которой осуществлялось в 1907 – 1916 годах. То есть, строительство Амурской железной дороги  началось на 6 лет позже строительства КВЖД.

Полемика, по поводу того какой дороге отдать предпочтение, как конечному звену Транссиба, велась в российском обществе ещё в конце 19 века и отражена в архивных источниках. И вот с архивных страниц изданий столетней давности делятся со мной своими мыслями царские чиновники, общественные деятели и политики, генералы и министры, предприниматели и просто обыватели. Как колонизировать огромные просторы Сибири и Дальнего Востока, а затем сделать их Россией? И, главное – как рубежи России защитить? И встают передо мной, как наяву, картины.

Год 1687. Вот битва казаков с маньчжурами у стен Албазина. Пять сотен казаков против пяти тысяч маньчжур и 40 орудий! Не их вина, что всё-таки была через два года маньчжурами Албазинская крепость сожжена!

Год 1900. Опять маньчжуры, но уже к концу подходит их правление Китаем. «Маньчжурский клин» на нашем берегу, который покидают тысячи маньчжур. Переправляясь на китайский берег, они  вливаются в знаменные войска Китая в преддверии войны…. И вот война, и на Харбинку катится орда ихэтуаней… Осада Харбина…. Но уж спешат к защитникам Харбина на помощь русские войска. Харбинка ведь дальневосточная колония России, а Харбин её русская столица, которую необходимо защитить! Кто тогда мог предположить, что она станет в будущем столицей провинции китайской Хэйлунцзян? …. Ведь русские пришли осваивать пустынные места. Освоили, построили, а для кого? Не для России, для китайцев! Но, то не помнится историей китайской, а помнится лишь зло. Ну, например, в музее историческом Айгуня, что в пригороде миллионного Хэйхэ (напротив Благовещенска), для «воспитания» китайской молодёжи представлена художественная панорама – толпу китайских жителей амурского левобережья в Амуре топят русские казаки, а нежелающих поплыть на правый берег уничтожают шашками, штыками, топорами….
Но следовало б эту панораму для объективности дополнить панорамой китайских провокаций на Амуре, предшествующих трагедии китайской. Как шли обстрелы русских пароходов, и в Благовещенске рвались китайские снаряды, и гибли люди русские…. Как на защиту Благовещенска шли благовешенские ополченцы…. Как на КВЖД ихэтуани сжигали поселенья русских и выворачивали рельсы …. Но нету этого в истории китайской!

А взять, к примеру, год 1929, когда китайцы, захватив КВЖД, бросали в тюрьмы и концлагеря советских служащих Харбинки. От Забайкалья до Приморья на наших рубежах происходили нападения китайцев на наши пограничные посты. Пришлось нам снова воевать. Притом, 130 тысячам китайской армии противостояли наши части в количестве всего лишь 18 тысяч человек. И что же? Мы в пух и прах расколошматили китайцев в так называемом советско-китайском вооружённом конфликте, вернув контроль над КВЖД. Принял участие в тех событиях и мой отец, служивший в конной разведке артиллерийского полка Особой Дальневосточной армии (ОДВА).

Затем отец моей жены в далёком 45-м освобождал Маньчжурию от самураев, даря оборванным и голодающим китайским «братьям» еду и запасную гимнастёрку… Затем в 50-м мы дарим КВЖД китайцам. Тогда и зазвучала песня «Москва-Пекин», в которой утверждалось, что «русский с китайцем – братья навек».

Затем конфликт военный на Даманском, закончившийся новым пораженьем «братьев»…. Но, что с того? Всего лишь через год  и без войны Даманский стал китайским. Могла же быть полномасштабная война, что на себе прочувствовал и я, служивший в это время в Приамурье, на родине своей. Китайцев отрезвило то, что мы опять их в пух и прах расколотили. Но, что из этого? Ведь ныне на Даманском музей китайской славы боевой! Сплошной кошмар!

А взять Харбинку с Харбином. Сначала строили, затем Манчжоу Го продали, затем вернули, чтоб в знак вечной дружбы подарить китайским «братьям».
И эти мысли не дают покоя и поныне. Так кто для нас Китай? Враг или друг?
Что ждёт в ближайшем будущем мои дальневосточные пенаты? Зачем «вернули» мы китайцам Хабаровский архипелаг? На нём же были 20 тысяч дач хабаровчан, и тысячи гектар совхоза, снабжавшего сельхозпродукцией Хабаровск. Как долго нам китайским «братьям» уступать обжитую дальневосточниками землю?
Но ведь китайских «братьев» подстрекали, науськивая на Россию, американские «друзья». Неужто мало им, подаренной Аляски и акваторий Берингова пролива?

Я вновь живу в своём родном Свободном. Хоть и родился я в посёлке Бурея на берегу одноимённой речки, но больше прожил здесь, на зейском берегу. И углубляясь вновь в архивные страницы, я вспоминаю сказанные мне слова о том, что внуки наши здесь не будут жить. Я с этим не согласен. Не для того ведь наши предки для нас сей край обжили, для нас его обороняли от врагов, чтоб ныне вдруг наш край кому-нибудь отдали или продали без нашего согласия правители России. Она ж Сибирью должна прирастать, как утверждали лучшие её умы. Дальний Восток же – продолжение Сибири, притом богаче всех её частей природными ресурсами своими.

А на обложках моей книги представлены страницы из войны русско-китайской.  На титульной странице выворачивают рельсы и жгут посёлки русские на КВЖД китайцы, на задней на защиту Благовещенска идут отряды приамурских ополченцев.
Что же касается названья моей книги, то следует оно из евразийского расположения России, которая зажата, как выразился Д.И. Менделеев, «между молотом Запада и наковальней Востока».


Рецензии