А жизнь продолжается!

                ©РОЗЕНА Л.В.
                Посвящается моей
                Путеводительнице,
                помощнице, самому
                дорогому Человеку
                на свете - Б. М.
          Рассказ из книги Розена Л.В. «Невыдуманные истории», Екатеринбург, 2021, Ридеро; На Дзэне канал "Чудачка" - Ссылка на другие ресурсы - внизу страницы.               

                А ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ!
               
 Трагическая любовь великого Моцарта

Давно я мечтала научиться прилично играть на клавесине. Я немножко наигрывала, но мне казалось, это – не то, что я хотела бы услышать... У меня был ранее неплохой учитель, но я недолго посещала его. Мы с родителями переехали из сельской местности в столичный город – Вену.  Жизнь там была дорогая, расходы не маленькие и они постановили не продолжать моё обучение, решив, артистки из меня всё равно не получится. А просто развлекать гостей во время их посещения по праздникам, моих навыков хватит.
Когда, повзрослев, я вышла замуж, то мой муж вообще не обращал на меня внимание. Ему было всё равно – играю я хорошо или плохо. Мы так и жили в Вене, великолепном, музыкальном городе. Здесь было много хороших композиторов. Я иногда посещала концерты заезжих артистов. Порой местные тоже давали концерты. Так я услышала впервые о Моцарте, Вольфганге Амадее...
О, это была грустная, но, и в то же время, драгоценная для меня  встреча!... Однако обо всём по порядку... Как-то я посетила его концерт. То был  незабываемый для меня концерт!... Потрясший всё моё существо! В антракте я подошла к нему, чтобы подарить букет алых роз. Ведь я влюбилась в него с первого взгляда. Он не был красив в простом понимании этого слова, небольшого роста, живой, подвижный. Но обитало в нём нечто, запоминающееся на всю жизнь! Он всем улыбался, со всеми раскланивался, но, сколько было в его глазах усталости и боли.... Когда я почувствовала это, я невольно смутилась. И, протянув ему букет, чуть не расплакалась сама... Я поняла, жизнь у него была совсем не из лёгких... Гении чрезвычайно тонкие, чувствительные люди. Будто совсем без кожи, и даже всякий взгляд может убить  или возродить их... Но, увидев понимание и сочувствие в его глазах, я взяла себя в руки, что-то проворковала  и быстро устремилась прочь.
Он не часто давал концерты в городе, был занят по горло. Сочинял, давал уроки музыки, концертировал по Европе. Из его тридцати пяти лет жизни, пятнадцать ушло на эти поездки... Представляю, как нелегко ему это доставадлсь! Но надо было обеспечивать семью. Жили они, то густо, то пусто. Да и жена постоянно ездила на курорты, поддерживая своё здоровье... Только он не обращал внимания на своё недомогание...
После первой нашей встречи я боялась ходить на его концерты... Крепилась. Но однажды приятельница позвала меня с собой послушать «волшебного Моцарта». И я сдалась. Он исполнял концерт для клавесина с оркестром. Я еле смогла усидеть на месте. Главным для меня в те минуты было, молча передать ему своё восхищение им, его музыкой, его исполнением. Да, он умел играть. Ведь с музыкой он познакомился уже в три года... Это был небожитель, спустившийся на землю, дабы научить нас прекрасным, очищающим душу, филигранным звукам. И я полюбила его всем сердцем. Чувствовала каждое движение его души... Как можно было не любить такое ангело подобное существо?
Он заметил моё волнение. И при виде меня, всегда оживленно улыбался. А затем радость сменялась грустью... Мы  оба понимали всё без слов. Он был женат и я не свободна. Но, каково было возвращаться мне после таких, изумительных концертов, домой, к нелюбимому мужу, неделикатному, жадному и подозрительному...
Дома я старательно разучивала его клавирные сонаты. И мне казалось, у меня ничего не получается. А, может, страстно мечтала заполучить своего  Моцарта к себе домой, чаще видеться с ним? Конечно, я только и мечтала лишний раз услышать или увидеть его. Жила только им,  думала только о нём! Без Моцарта я не могла жить... дышать, думать...  и без его музыки, в коей заключалась  его душа... Каждой клеточкой своего существа чувствовала его боль и  страдания... И отвечала на них своим истосковавшимся сердцем... Я уже не могла оторваться от этой магической, завораживающей красоты... Входила вглубь его чувств и начинала  плакать и сокрушаться. После, облегчённая, освежённая от слёз и волнений, вновь приступала к жизни... 
Я решилась на хитрость. Разучивая концерты и сонаты, написанные композиторами для виртуозов, внезапно стала прерывать свою игру слезами, восклицая, что у меня ничего не получается. Это происходило постоянно. И, наконец, я принялась уговаривать своего супруга нанять мне преподавателя музыки, обещая даже, что после смогу концертировать и зарабатывать деньги. Муж был сложным человеком. Может, он, своеобразно, любил меня, только сама я не замечала этого... Наконец, когда мои слёзы его доконали, он привёл в дом своего друга, якобы учителя музыки. Но я быстро пресекла такие занятия. Стала плакать после ухода мнимого преподавателя ещё более и просила предоставить мне возможность самой найти учителя. Обещала, что моя мама будет оплачивать его уроки. Он был чрезвычайно скуп. Но что ему оставалось делать? При таком условии он согласился. Конечно, урок одного занятия у великого Моцарта стоил не дёшево. Своей горничной я платила двенадцать гульденов в год, а  одно занятие с Моцартом стоило семь гульденов. Но я не могла уже,  ни о чём и, ни о ком  другом думать, кроме него. Тем более, о какой-то там экономии... Он уже прочно поселился  в моей душе... Каждое утро я спешила украдкой к его небольшому портрету, здоровалась, и целовал его... И мне казалось, он смотрит на меня и улыбается. И я, едва не плача, начинала улыбаться ему ответно...
Итак, у нас начались уроки музыки... Когда он первый раз пришёл ко мне, я смущалась нашей скудной домашней обстановкой и нашему первому свиданию. Я краснела, бледнела, держала себя сковано. Моцарт чувствовал моё волнение. Но, когда сели за клавесин, старались, будто нечаянно, коснуться руками друг друга. При этом,  некий огонь палил нас... Но мы выдержали первую, вторую, третью встречу... нет! Третью мы не выдержали. Супруга не было дома. Мы долго, потеряв интерес к занятиям, о чём-то беседовали, я наклонилась к нему, и, вдруг его руки обвили меня, и он стал страстно целовать мои лицо, шею, плечи... Мы задыхались. Я  разомлела в его объятиях. И мы поняли,  нам никуда не деться от нашей сумасшедшей страсти... Это был безумно  прекрасный, неописуемый полёт в удивительно сказочную страну счастья... Но мы с печалью  понимали, навсегда остаться там мы не сможем... Творчество, жена, дети, налаженный быт крепко держали его в своих объятиях. Хоть поговаривали, жена моего любимого не любит его, неверна ему. Заморила его и детей. Из шести, рождённых ею деток, в живых сохранилось только двое. А я? Что я? Я бы всё бросила и помчалась бы за ним, куда бы он ни позвал.... Но этого было делать нельзя. Что же можно было делать? Мы трое сходили с ума от нашего странного положения. Я, мой любимый, и муж, не способный быть мужчиной, надоевший мне до смерти. Я могла только тайно страдать, когда этого чудовища не было дома. При нём я делала вид, что всё хорошо. Я его боялась. Но жизнь здорово подшутила надо мной. От мужа я не могла иметь детей, и он знал о своей ущербности. А тут я поняла, скоро  стану счастливой матерью. Я не объясняла ничего мужу, думала, если сам не может осчастливить жену рождением ребёнка, пусть примет всё как есть... Но он не принял. Мой любимый стал переживать за меня, просил уйти от мужа. Обещал, сам уйдёт от Констанции, разорвёт путы, мешающие нашему счастью... Ведь она изменяла ему тоже с его учеником... Об этом многие догадывались и шептались... Но я понимала, если соглашусь с его предложением, то погублю его. В светском обществе исподтишка делалось всё, что хотелось и нравилось. Но не на виду у всех. Моцарт сразу стал бы парией... изгоем в обществе... Мы с ним очень страдали.
И вот в один из фатальных дней я узнала, что мой любимый внезапно заболел и скоропостижно скончался... Я находилась в ужасном состоянии... Супруг приполз домой с его панихиды пьяным и стал требовать от меня, чтобы я созналась во всём. Оказывается, Констанция давно догадалась о наших отношениях и поведала всё моему мужу. Я испугалась за судьбу своего ребёнка и притихла. Муж схватил нож и принялся крутить им возле моего сердца. Потом нож стал опускаться всё ниже и ниже... Я в ужасе вздрогнула и закричала: 
-Не смей трогать моего ребёнка!
Но он рассмеялся в ответ и стал показывать ножом, что сделает с нами обоими. И я, не владея собой, заголосила:
-Боже! Спаси нас!
Тогда муж, словно озверев, стал полосовать меня ножом по всем частям тела. Я закрывалась от  его ударов руками и  вслух призывала на помощь Божью Мать, умоляя Её спасти нас с сыном. Я уже догадывалась, что у меня будет любимый маленький Вольфганг. Просьбы, мольбы и крики дошли до Божьей Матери. Я упала. Муж наклонился уже надо мной, дабы прикончить. Вдруг внезапно остановился с криком:
-О, что я делаю?! – и стремительно выбежал из комнаты. Я, истекающая кровью, открыла настежь окно и закричала из последних сил, ради спасения моего сына:
-Люди, помогите!
Соседи вбежали в дом, увидев меня изрезанной,  вызвали извозчика, чтобы отвезти в больницу. Мужа нашли в соседней комнате уже мёртвым с ножом в груди... Когда я всё узнала, то поняла – это наказание Божие мне! Но, по великой милости, Господь нас с ребёнком пощадил...
Нас спасли. Когда малыш окреп, я решила переехать в сельскую местность, к своей старенькой матери, чтоб забыть  страшную трагедию, происшедшую со мной и с моим любимым. Я старалась не плакать, не предаваться горю, ведь я уже была не одна. Нас было двое, и я должна была думать о  будущем счастье нашего общего сына...
Мальчик подрастал и становился, очень похожим на своего знаменитого отца. Когда он играл в детские игры, обычно, я находилась рядом, занимаясь вышиванием рубашечек  или вязанием  ему тёплых свитеров и носочков, дабы он не простыл зимой. Иногда я отрывала взгляд от рукоделия и с умилением смотрела на сыночка. А когда он уже разучивал на клавесине сонаты своего гениального отца, я, помимо воли, пристально смотрела на него, вспоминая другого Моцарта, очень любимого некогда мной и навеки потерянного... Счастье дано мне было всего лишь на миг... Слёзы сами собой катились из глаз, я не замечала их, уйдя в далёкие - далёкие воспоминания. Встревоженный ребёнок подходил ко мне и заботливо спрашивал:
-Мамочка, отчего ты плачешь?
И я отвечала ему, теребя его милые светлые локоны:
-От того, родной, что я очень люблю тебя  и безмерно счастлива, что ты у меня есть...
Тогда мой маленький Моцарт становился возле  меня на колени и порывисто, с большой нежностью и любовью целовал мои, уже немного поблекшие руки, как когда-то это делал другой Моцарт, его родной гениальный отец.... и обещал, всё будет  у нас хорошо...

                ***********
После смерти великого Моцарта одной из версий его гибели было и то, что его приятель масон Франц Хофдемель, муж  его ученицы, красавицы Марии Магдалены,  из ревности отравил композитора, изрезал жену и  затем покончил с собой. Но пострадавшая выздоровела и родила от Моцарта здорового, крепкого и любимого сына... Жизнь продолжалась!...
Второй версией его смерти считали Франца Ксавер Зюсмайера, поклонника Констанции, постоянно сопровождавшего её, на курорты в Баден. За полгода до смерти Моцарта, его жена родила красивого ребёнка, похожего на красавца Зюсмайера и назвала его именем. Тот был учеником Моцарта и Сальери, поговаривали, по просьбе последнего и при молчаливом согласии Констанции,  Зюсмайер  отравил гения... Были и другие предположения... 
Судьба детей Моцарта от Констанции, его законной жены, была тоже трагичной.  Почти в детском возрасте она отдала их на воспитание в другие страны и в чужие руки, редко видясь с ними. Видно ей было так удобно. Дети не повторили звёздную жизнь своего отца и росли замкнутыми одинокими людьми. А у сына Моцарта от Марии Магдалены была вполне счастливая жизнь, облеченная в материнскую заботу и ласку!
Но жизнь продолжается!!! Мы помним великого Моцарта,  сочувствуем, плачем о нём, когда слушаем его музыку с некой тонкой печалью и грустью...
Браво! Мы преклоняемся перед тобой,  непревзойдённый маэстро!!!
 


Рецензии