Повесть. Мальчик, который видел сны. Глава 6

                Глава 6
     Валентина Сергеевна, классная руководительница, радостно встретила Майка, когда он, наконец, пришёл в школу. Молодая учительница приветливо улыбнулась мальчику и, сказав, что очень рада видеть его в добром здравии, спросила, где бы он хотел сидеть в этом году – в классе еще оставалось три свободных места: на первой парте справа, рядом с дверью, где сидел толстый очкастый ябеда Федька Могилевский; на третьей парте у окна рядом с плаксой Маринкой Муравьевой или на последней парте в среднем ряду, где располагался двоечник и забияка Витька Заякин, вечно отпускавший всем подзатыльники, отбиравший у всех конфеты и больше всех дразнивший Майка.
     Ни одно из предложенных мест Майку не нравилось, он хотел сидеть рядом со своим другом Вадиком, как в прошлом году, но место рядом с ним оказалось занято: Валентина Сергеевна посадила туда новую ученицу.
     Майк стоял рядом с учительским столом и удрученно молчал, не зная, что ему делать. Сесть рядом с Витькой – означало вечно ходить в синяках; займешь место рядом с Маринкой – начнут дразнить «женихом и невестой» и орать, что он влюбился; а от вида Федьки его вообще всегда тошнило, и представить себя сидящим с ним за одной партой он совершенно не мог. «Из двух зол выбирай меньшее», – вспомнилась ему одна из любимых бабушкиных поговорок. Здесь ему приходилось выбирать из трех зол, и синяки и подзатыльники, пожалуй, были злом наименьшим. Тяжело вздохнув, Майк совсем уж было собрался двинуться к последней парте, где, ухмыляясь, развалился Витька Заякин, поджидая новую жертву, но тут его остановила Валентина Сергеевна. Увидев колебания мальчика, она решила взять инициативу в собственные руки.
 – Займи, пожалуйста, свободное место за третьей партой, – указала она на стол, где сидела Маринка Муравьева, которая после этих слов учительницы тут же надула губы, всем своим видом показывая крайнюю степень неудовольствия, и начала сгребать в кучу карандаши и ручки, разбросанные по всей парте.
– Ты ведь не откажешься помочь Марине с заданиями по английскому языку? – улыбаясь, продолжала Валентина Сергеевна. – Зато Марина может помочь тебе с математикой. Правда же? – спросила учительница, повернувшись к девочке.
– Вот еще, – пробурчала себе под нос Маринка, опустив голову, отчего стала похожа на упрямого козленка Митьку, который жил у бабы Нюры в деревне, где у дедушки Майка была дача. Туго заплетенные и завязанные в баранки Маринкины косички торчали в разные стороны, как козлиные уши, а небольшие бантики – вверх, напоминая Митькины рожки. Майк чуть не улыбнулся – до того это было забавно.
– С математикой я и сам справлюсь, – сказал он, принимая независимый вид. – Не нужны мне никакие помощники. – И он как бы нехотя поплелся к указанной парте, испытывая при этом, однако же, удивительное облегчение.
– Так нельзя, – в голосе Валентины Сергеевны послышались суровые нотки. – Одноклассники должны помогать друг другу. Вы все вместе – одна команда. Где же ваша взаимовыручка?!
     Веселые искорки в глазах учительницы погасли, теперь она серьезно смотрела на своих учеников.
– Марина, – продолжала она, – ты же знаешь, что Миша пропустил первую неделю занятий из-за травмы, а мы за это время уже успели пройти и многозначные числа, и многоугольники. И я была бы тебе признательна, если бы ты помогла Мише разобраться с этими темами. Например, вчера за решение примеров с многозначными числами у доски ты получила «пять». И я уверена, ты сможешь помочь своему однокласснику подготовиться к контрольной работе.
     При известии о надвигающейся контрольной класс зашумел.
– Ничего себе порядки! – завопил Витька Заякин. – Не успели начать учиться, как уже контрольными мучают! Мы же забыли все за лето!
– А ты никогда ничего и не помнил! – подначила его хохотушка и отличница Любочка Скобелева.
– Тихо, ребята, тихо! – начала успокаивать расшумевшийся класс Валентина Сергеевна. – Не волнуйтесь! До контрольной еще целая неделя – мы все успеем повторить, если вы за лето что-то подзабыли. А кроме того, хочу вам сказать, и прошу вас это запомнить, что начиная с этого года, теперь в начале каждого учебного года вы будете выполнять так называемые стартовые контрольные работы по всем предметам. Такие работы пишут школьники всех классов, и проводятся они как раз для того, чтобы проверить, что именно вы за лето забыли, и что вам надо повторить.
– А почему же в прошлом году мы никакие контрольные на старте не писали?! – не унимался Витька.
– В прошлом сентябре вы были еще маленькими, поэтому контрольные работы писали только в конце года, – терпеливо объясняла Валентина Сергеевна.
– И сколько же всего таких стартовых контрольных работ мы будем писать? – даже отличница Любочка разволновалась.
– Всего три, – ответила учительница, – по математике, по русскому языку и по английскому.
– Так много?! – испугалась Маринка Муравьева. – И все в один день? Ой, я инглиш по-любому не напишу!
– Нет, конечно, не в один день, – продолжала успокаивать взволнованных детей Валентина Сергеевна. – И о каждой контрольной я предупрежу вас заранее накануне.
– Во, здорово! – восхитился Заякин. – Тогда я в этот день не приду!
– Значит, будешь писать эту работу в гордом одиночестве в тот день, когда придешь, – сурово заявила учительница.
– Вот облом! – заныл Витька. – Не имеете права! А если я заболею?
– Тогда будешь писать, после того как поправишься. Эта работа обязательна для всех, поэтому советую не болеть, – отрезала Валентина Сергеевна.
– Лучше не пропускай, – вступил в разговор Вадик. – Одному писать плохо.
– Ага! Списать не у кого! – весело закричала Любочка Скобелева.
     Зазвенел звонок.
– Дети, тише! – громко сказала Валентина Сергеевна. – Садитесь на свои места, начинаем урок. Итак, тема сегодняшнего занятия «Обозначение буквами точек и отрезков». Она перед вами на доске. Откройте свои тетради и запишите тему. Сегодня вы научитесь также обозначать латинскими буквами вершины и стороны многоугольников. Откройте свои учебники на странице 15.
     Майк слушал объяснения Валентины Сергеевны в пол-уха. Он смотрел в окно на дерево, которое росло напротив, а точнее на большую ветку, которая чуть ли не касалась стекла. На ветке, прямо посредине, освещенная лучами утреннего солнышка сидела большая ворона и чистила клювом свои перышки. Солнечные лучи, пробиваясь сквозь листву, падали на птицу так, что она казалась разноцветной: то вспыхивала оранжевым и коричневым, то казалась синей и местами даже черной. Временами ворона косилась на Майка хитрым глазом, как будто спрашивая его: «Ну, скажи, правда, я красивая?»
– Красивая, очень даже красивая, – прошептал Майк.
– А теперь Миша Архангельский повторит правило, которое я только что объяснила, – раздался прямо над ним голос Валентины Сергеевны.
     Майк отвернулся от окна и обреченно встал, потупив глаза.
– Ну, мы ждем, – сердито сказала Валентина Сергеевна.
     Майк поднял глаза и, посмотрев на учительницу, твердо сказал:
– Извините, Валентина Сергеевна, я… невнимательно слушал.
– Плохо, – сказала учительница. – Если будешь и дальше ворон за окном считать, никогда не подружишься с математикой. Соберись и начни работать! Садись, – и, повернувшись к Скобелевой, сказала, – Люба повтори, пожалуйста, еще раз, как правильно обозначить углы треугольника. А ты, Миша, слушай внимательно.
    Любочка резво вскочила с места и бойко затараторила. Материал было не сложным. К тому же Майк успел прочитать его еще позавчера, когда листал учебник математики. Правда, его интересовало не само правило, а рисунок, который оказался на этой странице. Там были нарисованы разные геометрические фигуры. И Майку было интересно, почему вокруг них везде английские буквы написаны. Поэтому он прочитал и правило, и примеры, которые был приведены как образец, и все тут же понял. И теперь, когда он слушал звонкий голос задаваки Скобелевой, он вспомнил рисунок и примеры, и ему опять стало скучно.
     Он снова повернулся к окну – проверить, не улетела ли ворона. Птицы на ветке не было. Зато на спортивной площадке, которая тоже хорошо была видна из окна, появились старшеклассники – в данный момент они как раз отрабатывали прыжок в длину. Но рассмотреть их тренировку Майку не удалось, потому что сердитый голос Валентины Сергеевны вернул его к действительности.
– Миша, ты опять не слушаешь! Иди-ка, голубчик, к доске!
    Майк молча встал и пошел к доске.
– Точняк двойку получишь! – раздалось за его спиной шипенье Маринки Муравьевой.
    Но двойку Майк не получил, напротив, он быстро справился с заданием, которое ему дала Валентина Сергеевна, и толково объяснил принцип решения. При этом он не стал повторять правило из учебника, а говорил своими словами, за что неожиданно для всех и прежде всего для себя самого удостоился похвалы от Витьки Заякина:
– Во, дает Архангел! Лучше всяких профессоров объяснил! Теперь даже я понял. Валентина Сергеевна, вызовите меня к доске – я тоже хочу задачку решить!
    Класс ахнул.
    Брови Валентины Сергеевны поднялись, на лице её было написано крайнее удивление. Не понятно, как мог ученик, сидевший все это время с отсутствовавшим видом, так хорошо все объяснить, и уж совсем неслыханным было то, что двоечник Заякин вызвался к доске – такого на её памяти не случалось ни разу.
– Хорошо, Витя. Раз ты хочешь, иди к доске. А ты, Михаил, садись. Молодец, ты действительно все хорошо объяснил. Ставлю тебе «пять».
    Витька Заякин на удивление всем тоже легко справился со своим заданием. Правда, он не смог все так хорошо объяснить, как предыдущий ученик. Но, несмотря на это, Валентина Сергеевна решила ему все-таки поставить «пятерку» – «за проявленную инициативу и правильное решение», как она выразилась. И это была первая Витькина «пятерка» по математике вообще и в этом году в частности, и он сам немного обалдел от такого счастья и, проходя мимо парты Майка, подмигнул ему и поднял вверх руку со сжатым кулаком в знак приветствия и благодарности.
«Похоже, – подумал Майк, – подзатыльников сегодня не будет. Это радует».
И действительно, на переменке, Витька подошел к нему:
– Ты молоток, мелкий! Классно объясняешь. Если поможешь мне еще диктант написать, тогда вообще считай – я твой лучший друг. Никому тебя в обиду не дам!
– Я попробую помочь, – нерешительно согласился Майк. – Ты в этом году решил налечь на учебу? – осторожно поинтересовался он.
– Ага, – ответил Витька. – Предки обещали, если я этот год по основным предметам без троек закончу, они меня в спортивную школу ЦСКА устроят. Меня уже, между прочим, и тренер смотрел – сказал, что у меня хорошие данные: руки длинные и удар мощный, – хвастливо заявил Витька. – Стану я когда-нибудь знаменитым боксёром, как Рой Джонс, и будешь ты, мелкий, меня по телеку смотреть!
– Все может быть, – философски заметил Майк. – Только сначала тебе в эту спортивную школу попасть надо. Мне дед рассказывал, желающих туда поступить – жуть как много! – спустил он своего нового приятеля с небес на землю.
– То-то и оно, – погрустнел Витька. – Возьмут только, если учусь без троек.
– Ладно, помогу тебе с диктантом, – твердо сказал Майк. Он вдруг понял, что надо делать. – Давай попробуем на большой перемене.
– Давай, – согласился обрадованный Витька.
     Прозвенел звонок, и мальчики отправились в кабинет на урок чтения.


Рецензии