Скауты Мартин и Кэйита

Полный вариант здесь: https://vk.com/club87908871


                Скауты  Кэйита и Мартин.


 «По отношению к этим двум старым разведчикам, была совершена настоящая несправедливость»

В фондах Национального архива  Сент-Луиса,  хранится исковое заявление умершего ветерана по имени Кэйита, также известного как Кейта, Кайта и Ка-эт-та. В этой записи упоминается, что Кэйита служил с индейскими разведчиками 6-й Кавалерии лейтенанта Чарльза  Гейтвуда, подразделения, которое убедило  вождя апачей Джеронимо сдаться бригадному генералу Нельсону Майлсу  во время одного из последних восстаний апачей, в конце XIX века. Гейтвуд считал, что  Кэйита сыграл важную роль в  роль  в капитуляции, и сдаче в плен Джеронимо.

 
Photograph of Kayitah and Martine, 1904–1905. (Records of the Department of the Veterans Administration, National Archives at St. Louis)


Считается, что Кэйита родился  31 декабря 1856 года на территории Аризоны. Пенсионное свидетельство описывает  его, как человека ростом 5 футов 7,5 дюймов, с карими глазами, черными волосами, и медным цветом лица. Кэйита завербовался в скауты  в Сан-Карлос, штат Аризона, около 9 ноября 1885 года,  и служил там до 8 мая 1886 года. Повторно завербовался 7 июля 1886 года в роту «Е»  индейских скаутов  армии США , и это был второй из его пяти призывов в армию США. Третий - служил разведчиком в роте «L» 7-й Кавалерии США (1895-1897), четвертый - в  форте Силл, штат Оклахома, с 1897 по 1900 год,  в  отряд  индейских скаутов  армии США. Напоследок,  Кэйита завербовался снова в  форте Силл,  и служил с  1911 по 1914 год,  где и был почетно  уволен 31 октября.
Кампания апачей в американских индейских войнах (1870-1886 гг.), представляла из себя серию  коротких конфликтов,  в рамках более крупной военной кампании по контролю интересов федерального правительства,  в области экспансии на запад,  а также  ресурсов, доступных после американо-мексиканской войны.  Джеронимо возглавил отряд воинов-апачей, оказавших сопротивление экспансии,  и вынужденных переселиться в резервации. В 1877 году,  Джеронимо был   вынужден поселиться в резервации Сан-Карлос. В 1881 году   бежал в Мексику с несколькими сотнями воинов, опасаясь расправы  за свое участие в боевых действиях. Генерал Джордж Крук вернул Джеронимо в резервацию в 1884 году, но через год он снова  сбежал, и в 1886 году его сменил бригадный генерал Майлс, который поручил лейтенанту Чарльзу Гейтвуду, человеку, известному своим культурным и историческим пониманием коренных американцев, найти и пленить  Джеронимо. Майлс  нанял двух скаутов  чирикауа-апачей, Кэйиту и Мартина (также известного как  Mahteen, Martinez,  и Nahteen),   из  форта Апач, штат Аризона, чтобы передать Джеронимо послание,  с  предложением  сдаться ему и его людям. Майлс  пообещал скаутам  большую сумму денег, много лошадей, мулов и пожизненную пенсию, если они добьются успеха. С их помощью Гейтвуд и 6-й Кавалерийский полк убедили Джеронимо сдаться,  4 сентября 1886 года. После капитуляции Джеронимо и завершения их миссии,  Кэйита и Мартин  были «ошибочно»  приняты за враждебных индейцев в отряде Джеронимо. Они были задержаны, а затем заключены в тюрьму в форт Марион, штат Флорида, на год. После освобождения,  Кэйита и Мартин  поселились в резервации апачей – мескалеро,  на территории штата Нью-Мексико.
Кэйита работал на земле как фермер и скотовод, пока  позволяло здоровье.  Пенсионные выплаты в размере 20 долларов в месяц были назначены ему 31 декабря 1918 года, через четыре года после его почетного увольнения.  Семь лет спустя, 21 сентября 1925 года, О. М. Боггесс, старший инспектор от Бюро по делам индейцев в резервации мескалеро, штат Нью-Мексико, беседовал с Кэйитой и Мартином. Боггесс записал их показания, отметив, что им обещали большую сумму жалованья, лошадей, мулов и пожизненную пенсию в дополнение к назначенной им пенсии, как бывших  индейских скаутов. Ни один из них совершенно ничего не получил из того, что было обещано,  но зато они попали за решетку,   вместе с теми апачами,  которых   сами же и отлавливали.   






 
Письмо от О. М. Боггесса, 21 сентября 1925 года. (Архив Департамента по делам ветеранов, Национальный архив в Сент-Луисе)
После этой беседы,  Боггесс написал в Военное министерство письмо,  с просьбой выплатить компенсацию индейским разведчикам,  в полном соответствии с тем, что, по утверждениям Кэйиты и Мартина, им  было обещано. Записывая свои рекомендации комиссару по делам индейцев, Боггесс заявил:  «Похоже, что с этими двумя старыми разведчиками, которые рисковали своей жизнью,  и в значительной степени способствовали поимке  Джеронимо, была совершена настоящая несправедливость».  Пять месяцев спустя Кэйита получил увеличение своего пенсионного пособия с 20 до 30 долларов,  и дополнительную единовременную выплату,  в размере 1 705 долларов. Боггесс собрал дополнительные доказательства в поддержку претензий  Кэйита и Мартина, собрав  документы по их службе. Его источники варьировались от рассказа очевидца событий,  капитана Джона Г. Бурка; отрывка, описывающего действия Кэйита и Мартина из книги С. М. Барретта, продиктованной ему Джеронимо; и отрывка из рукописей,  написанных  самим лейтенантом Гейтвудом. В последующие годы после интервью с Боггессом,  Кэйита  уже  получал  прибавку к своей ежемесячной пенсии, с 30 до 50 долларов. Он умер 4 февраля 1934 года, и Управление Делами  Ветеранов,  оплатило  его похороны.  (Correspondence, Gatewood, C.B., Jan. 30, 1926. (Records of the Veterans Administration, National Archives at St. Louis)Correspondence, Gatewood, C.B., Jan. 30, 1926. (Records of the Veterans Administration, National Archives at St. Louis)
Из-за удаленности от железной дороги и похоронного бюро, а также из-за погребальных обычаев индейцев,  все услуги были выполнены в кредит  Kirk’s Garage of Tularosa, штат Нью-Мексико, с 65 долларами, потраченными на гроб и грубый ящик, и 9 долларами за саван. Кэйита получил  военный надгробный знак от  Военного  Министерства, который был помещен на кладбище индейской резервации мескалеро. У Кэйита остались  жена Sah-Nah-Slu,  также известная как Лупе Кэйита, и их сын Кент Кэйита, который был единственным выжившим,  из семерых  детей.
 
 
После смерти Кэйита, его жена  Лупе целый год не получала пенсии. Она вновь обратилась за вдовьей пенсией,  но должна была доказать свою законность, в качестве жены Кэйита. Эта пара была обвенчана по  индейским  обычаям, так что никаких юридических доказательств брака не было.  Агенты от Департамента внутренних дел,  Индейской Полевой службы, смогли удостовериться в том, что они были женаты по меньшей мере 50 лет, после того как побеседовали с местными индейцами,  и изучили данные переписи населения. Кент Кэйита обращался  к члену конгресса, чтобы узнать, сколько времени пройдет  между заявлением Лупе,  и получением вдовьей пенсии. Она начала получать 28.50 долларов в месяц,  в качестве компенсации,  в феврале 1935 года, через год после смерти Кэйита. Лупе Кэйита умерла 17 января 1936 года, и индейское агентство мескалеро оплатило ее похороны. Кент Кэйита пытался вернуть пенсионные выплаты с момента смерти Кэйита,  до первой выплаты пособия Лупе, но выплаты начислялись с  самой ранней даты подачи заявки, поэтому в компенсации было отказано. Это была последняя переписка между семьей Кэйита,  и Управлением по делам  ветеранов до того, как дело было закрыто в 1940 году.

Комментарий родственника Мартина к фотографии.
 

11 ноября 2017 года в 12: 07
Дорогая Джесси Крац,
Спасибо вам за Вашу очень интересную статью.
Меня зовут Дэвид Банн Мартин, я правнук Мартина. Моим дедом был Чарлз Мартин младший. Эта фотография всегда была неправильно идентифицирована. Чарльз Мартин старший находится слева, а Кэйита -  справа. Повторяю: Мартин находится слева, а Кэйита - справа. Я не знаю, почему это фото всегда   неправильно подписано, и опубликовано таким образом. Есть и другие фотографии Мартина, которые наглядно доказывают, что это так. Спасибо.




Мартин был  из недни,  и членом группы вождя Юха (Ху). Хотя апачи были дружны с мексиканским народом, когда Мартин был маленьким мальчиком, он был захвачен мексиканскими солдатами, в процессе  их очередной охоты за апачами.   Он был продан семье, пожилой и состоятельной, которая жила на ранчо недалеко от Касас Грандес, Мексика. У этой пары никогда не было детей, и они очень привязались к мальчику. Они заставили его назвать их матерью и отцом, отвели его в церковь,  и крестили как католика. Они дали ему имя в честь Святого Мартина. Владелец/отец Мартина сильно заболел и знал, что он скоро умрет. Он хотел обеспечить мальчика всем необходимым. Он дал Мартину хорошего коня и вьючную лошадь, еду, одеяла и бумагу (документ), сказав, что он больше не раб. Он отвез Мартина  в Касас Грандес, в дом своего друга, и договорился, что когда Юх или другие члены племени придут на торговый пост, как обычно, он воссоединится со своим любимым народом. «Мой отец (Мартин) был настолько умелым, и  так предан Юху, что стал его личным помощником - чем-то вроде ординарца»… Мартин повзрослел и женился. Он не хотел идти по тропе войны, и не хотел, чтобы это пришлось делать  ни  его  жене,  ни детям. Он хотел жить в мире и покое. Во время поездки в Аризону, он записался индейским разведчиком в форте  Апач. Он хорошо знал, как не любят разведчиков их люди, которые считают их предателями, но он также знал, что его жена и дети смогут жить в форте, и быть защищены. На его решение очень сильно повлиял и тот факт, что Кэйита был  в скаутах. Он знал Кэйита еще до того, как его  захватили в плен мексиканские солдаты, и они остались близкими друзьями, на  всю свою жизнь. Майлс  пообещал этим двоим: «если вы вернетесь живыми и Джеронимо сдастся, я попрошу правительство дать вам хороший дом в Турки-Крик (20 миль к северу от Сильвер-Сити), и там у вас будет много хорошей воды, травы и дичи. Все, что вам нужно, будет сделано для вас. И правительство даст вам семьдесят тысяч долларов! Вы получите деньги, как только Джеронимо сдастся, и вы вернетесь».   



 


Рецензии